Инвестиции в человеческий капитал

Нобелевский лауреат Пол Кругман как-то сказал, что производительность труда — это еще не все, но в долгосрочной перспективе — почти все. Существует эффективный цикл: более высокий уровень производительности позволяет обществу реинвестировать в человеческий капитал (что, очевидно, хотя и не исключительно, достигается посредством более высокой заработной платы), а интеллектуальные инвестиции приводят к повышению производительности труда. Все это вызывает вопрос о курице или яйце: неужели мы страдаем от низкой производительности, потому что мы недостаточно вовлечены в человеческий капитал? Или мы не можем инвестировать в человеческий капитал, потому что структурные факторы постоянно снижают производительность?

Факты свидетельствуют о первом: мы могли бы повысить производительность, если бы начали систематически инвестировать в человеческий капитал. Наиболее прямые и очевидные инвестиции – это увеличение заработной платы. Однако помимо заработной платы, есть и другие формы инвестиций, например, образование и обучение, улучшение медицинского обслуживания. Менее очевидные –  время и пространство для изучения новых идей и возможностей профессионального развития.

Давайте посмотрим на три инвестиции – в заработную плату, время и обучение, – которые могут оживить цикл производительности.

Заработная плата

Тесное взаимодействие с клиентами и адвокация сотрудников позволяет компаниям создавать более качественные рабочие места и лучшие финансовые результаты. Подобные концепции в качестве эксперимента используют в малых и крупных компаниях. Управляемая компанией Q фирма по уборке и обслуживанию офисов в Нью-Йорке решила выплатить сотрудникам более высокую заработную плату, чем преобладающая рыночная ставка. В свою очередь, компания достигает более низких уровней оттока сотрудников и клиентов и, соответственно, снижает затраты на найм и привлечение. Эффект от увеличения защиты интересов клиентов и сотрудников более чем компенсирует более высокую стоимость заработной платы.

Время

Наш неосторожный подход ко времени представляет собой шокирующий уровень недостаточного инвестирования в человеческий капитал. Исследования показывают, что, в среднем, у руководителей есть менее семи часов в неделю, чтобы делать глубокие аналитические работы. Посещение собраний, работа с почтой и текучкой затрудняют выполнение конкретной задачи. Мы знаем, что великие идеи, которые приводят к прорыву в производительности, исходят от людей, обладающих временем, талантом и энергией для инноваций.

Предоставление менеджерам большего времени для глубокого размышления может высвободить инновации, которые окажут значительное влияние на производительность. Например, Toyota использует мероприятия для повышения производительности на производственной линии. Рабочих с линии привлекают к разработке новаторских методов работы и упрощения процессов. Многие технические компании, такие как InCubator от LinkedIn, Blue Sky от Apple и Garage от Microsoft, экспериментировали с предоставлением сотрудникам времени для изучения новых идей.

Обучение

Образование и профессиональная подготовка повышают производительность труда каждого отдельного человека. Об этом свидетельствует тесная взаимозависимость между уровнем образования и заработком, подтвержденная статистическими данными. Образование или увеличивает производительность труда на данном рабочем месте, или делает сотрудника способным к такой работе, результаты которой представляют большую ценность, и поэтому лучше оплачиваются. Таким образом, возрастание квалификации и уровня образования экономически активного населения повышает производительность труда и эффективность экономики в целом.

Некоторые компании для повышения компетентности своих лучших сотрудников оплачивают их дополнительное образование в ведущих вузах мира. При этом фирмы, безусловно, имеют значительные издержки — это и стоимость проживания и обучения сотрудника за границей, и упущенная прибыль от его работы, и необходимость поиска его замены. Однако такое капиталовложение оказывается весьма полезным: в итоге компания получает собственных высококлассных специалистов, увеличивает производительность и стимулирует своих сотрудников, повышает свой авторитет среди клиентов и соискателей.

Согласно исследованию, проведенному Ритой Алмедиа совместно с Педро Карнейро, норма дохода на капитал, вложенный компанией в образование и профессиональную подготовку персонала, составляет 8,6%. Таким образом, образование сотрудников представляет собой перспективную сферу инвестирования капитала компаний.

Эвелина Хмелевская, сооснователь «Высшей школы коммуникаций»

Добавить комментарий