Куда инвестировать в 2018 году

Побывав на 29-й Annual ROTH Conference в Калифорнии, я собрал для Strategic Business Review тренды и инсайты мировой индустрии инвестиций, а именно куда стоит вкладывать деньги в 2018.

Марихуана ‑ новая индустрия развлечений

Пока наше внимание было отвлечено предвыборными дебатами Трампа и Хилари, в США довольно тихо прошел референдум за легализацию марихуаны. Медицинское употребление легкого наркотика разрешено в 19 штатах. Но самое интересное – в ряде штатов марихуану легализовали в статусе recreational, т.е. для развлечений. Представители индустрии и лоббисты уверены, что в ближайшем будущем это решение распространится на большинство штатов Америки, а затем индустрия постепенно станет мировой (даже ассамблея ООН рассматривает на своих сессиях вопрос легализации наркотика).

Опустим социальный аспект этого вопроса и рассмотрим, как это повлияет на экономику. Влияние будет колоссальным: появится новая индустрия. Уже сейчас теневые продажи марихуаны в США оцениваются в $17 млрд. К 2020 г. они вырастут до $44 млрд и создадут 50 тыс. рабочих мест. Самые интересные возможности для бизнеса кроются в легализации развлекательной марихуаны. Это значит, что появятся линейки новых товаров: лимонады с марихуаной, сладости, выпечка, кафе, e-commerce с доставкой на дом. Этой индустрии придется конкурировать за кошелек потребителя с привычными для нас товарами без содержания конопли. Изменится наш лайфстайл, а значит, появятся новые бренды, которые будут менять карту мира, потеснив из нашей потребительской корзины гигантов типа Coca-Cola, батончики Mars и им подобных. Именно создание новых брендов станет наиболее масштабируемой возможностью в индустрии. Учитывая, что в Калифорнии пунктов выдачи марихуаны больше, чем кафе Starbucks, рынок выйдет из тени очень быстро.

Все компании станут IТ-компаниями

Или умрут. В ХХI в. вы не сможете заниматься бизнесом, в котором нет процесса разработки или использования технологий. Достаточно посмотреть, как изменился список самых больших компаний. Все гиганты из ТОП-5 – технологичные компании.

Самое интересное в процессе диджитализации – это стирание границ. Например: Tesla – технологическая компания, которая быстро учится быть автомобильной, а Ford – автомобильная компания, которая быстро учится быть технологической.

Даже самые консервативные сферы из разряда страховой медицины постепенно меняются, подстраиваясь под современный мир. Если сейчас, вызывая скорую, вы не знаете, куда конкретно вас отвезут, примет ли врач сразу или нужно отстоять очередь, то с помощью медицинских приложений для вас просто найдут ближайшего свободного врача или медсестру. С помощью смарт-часов или другого нательного гаджета они уже в пути к вам смогут начать обследование.

Самые перспективные сферы для инвестирования – это технологии в сфере HealthCare и биотехнологий, зеленой энергетики, перерабатывания мусора, FinTech.

IТ – это не только возможность, но и угроза. Компании, которые не внедряют технологии и управление изменениями в свою бизнес-модель, умрут в ближайшем будущем. Посмотрите на свою компанию. Какие изменения благодаря технологиям произойдут в вашей сфере в ближайшее время? Готовы ли вы к ним? Меняетесь ли вы вместе с рынком? Сможете ли вы конкурировать с компаниями нового типа?

Инвестировать деньги или время в бизнес, который не несет технологической составляющей, – все равно что вкладывать деньги в производство карет или стационарных телефонов.

Нефть не сдает позиции

Да, компании по нефтедобыче уступили пальму первенства IТ-компаниям. Но сфера все еще очень интересна для инвесторов, особенно в свете последних новостей. Начнем с того, что в прошлом году США отменили эмбарго на экспорт собственной нефти. 1 января 2016 г. впервые за последние 40 лет танкер с нефтью и конденсатом отправился на экспорт. Затем, в конце 2016 г., в Техасе нашли огромные залежи нефти – 20 млрд баррелей. Это в одночасье сделало штат богаче на $1 трлн. Совокупность этих событий меняет нефтяную карту мира, влияет на ценообразование и теснит на мировом рынке российскую и иранскую нефть.

Рынок нефтедобычи США интересен тем, что параллельно с компаниями-гигантами на рынке также работают небольшие частные фирмы. Их активный рост связан с тем, что в США разрешили использовать технологию горизонтального бурения. Это сильно удешевляет нефтедобычу и позволяет малому и среднему бизнесу развиваться. Чаще всего на юге США это семейный бизнес, и подобные компании пользуются большим спросом у инвесторов.

Инвестиции в новое поколение

Миллениалы (поколение Х) – это поколение людей, родившихся в конце 80-х – середине 90-х. Они встретили технологический прорыв в юном возрасте: Интернет и соцсети – их естественная среда обитания. В мировом сообществе прошло множество дебатов о том, что представители поколения оттягивают вступление во взрослую жизнь, и о том, как правильно управлять сотрудниками этого поколения. Поэтому мы привыкли думать о них как о юнцах. Но миллениалы выросли: сейчас им от 20 до 30 лет. Они растут по карьерной лестнице и заводят семьи.

На ROTH Conference предложили обратить внимание на мам этого поколения. Почему именно этот сегмент? Потому что по статистике 75% решений о покупке потребительских товаров принимают женщины. У 2/3 из них есть семья и дети. Мамы-миллениалы – это молодые женщины, основная масса которых рожает первого ребенка после 25 лет. Они примечательны своим подходом к принятию решений.

По результатам исследования Reuters Institute, более половины респондентов назвали основным источником информации социальные сети и только 24% – телевидение. У большинства из них – банерная слепота, и они не рассматривают рекламу «в лоб» как призыв к действию. Это подрывает традиционные бизнес-модели компаний в сфере В2С, традиционных и новых медиа (блогов, онлайн-СМИ). Они не любят ходить по магазинам. В США с каждым годом сокращаются объемы продаж в торговых центра и растут продажи e-commerce. Мамы-миллениалы 55% своих покупок делают через интернет: от компьютеров и товаров для туризма до продуктов питания. Именно они – целевая аудитория мобильных приложений сети Walmart и Target.

У молодых женщин поколения Х нет желания владеть вещами. Им нравится ощущать свою гибкость и мобильность благодаря съемным квартирам и сервисам sharingeconomy типа Uber, Lift, Airbnb. Им не интересно покупать недвижимость и автомобили. Они не покупают дорогие наряды, которые обычно женщины надевают раз в году, а берут их в аренду. Для них важно не чувство собственности, а эмоции, впечатления, чувства наполненности жизнью. Поэтому сейчас процветают индустрии развлечений, кино, музыки, туризма. Поскольку миллениалы не вкладывают деньги в ипотеку и кредиты за автомобили, они их инвестируют или накапливают сбережения. Молодые девушки в США сейчас откладывают деньги гораздо чаще, чем их родители.

Эта информация позволяет сделать выводы о перспективах компаний из сфер e-commerce, sharingeconomy, развлечений, туризма, Р2Р кредитования.

Для бизнеса очень важно научиться правильно работать с этим поколением: создавать для них ценность в виде товаров и услуг и доставлять информацию. Во-первых, потому что уже через 5-10 лет это будет самая платежеспособная категория демографии. Во-вторых, потому что, согласно экспертам Harvard Business Review, рост продолжительности жизни приведет к тому, что карьерный пик миллениалов придется не на стандартные 30-40 лет, а будет продолжаться до 60-70. То есть вдвое больше, чем у любого другого поколения до них.

Peer-to-Peer (Р2Р) кредитование

Сервисы sharingeconomy и мультиплатформенные бизнесы показывают экспоненциальный рост по всему миру. Эта бизнес-модель позволяет при минимальных ресурсах в активе компании создать миллиардный бизнес за очень короткий период. Uber, основанный в 2009 г., в 2016 г. достиг капитализации в $62,5 млрд. У Airbnb нет ни одной собственной квартиры, но объектов недвижимости, которыми располагает сервис, больше, чем у отеля Hilton в 10 раз.

То же самое происходит в сфере финансов. Статистика говорит сама за себя: мировой объем рынка P2P вырос с $1,2 млрд в 2012 г. до $64 млрд в 2016 г. Это один из самых быстрорастущих сегментов розничного кредитования в мире – огромная индустрия, которая существует параллельно с банками.

В Украине эта индустрия только зарождается. Peer-to-Peer кредитование – это площадка, которая объединяет две аудитории: кредиторов (инвесторов) и заемщиков. Человек, у которого есть сбережения, дает свои деньги в качестве кредита или инвестиции другому частному лицу-заемщику, который хочет вложить их в развитие своего дела. Модель cutthebanks привлекает заемщиков меньшими ставками по займу, а кредиторов-инвесторов – большим доходом. Я работаю в сфере Р2Р кредитования с 2009 г. и могу сказать, что это достижимо за счет меньших, по сравнению с банком, расходов Р2Р-площадки. Advance Finance Alliance (AFA) может позволить себе выплачивать инвесторам дивиденды в размере 12% годовых. Ни в одном банке Украины нет такого депозита.

Второе преимущество Р2Р-модели – это прозрачность бизнеса и 100% гарантии для инвестора. Заемщик гарантирует выплату долга с помощью залога недвижимости, который превышает сумму долга минимум на 30%. AFA выделяет деньги только под развитие бизнеса и проводит предварительный анализ компаний заемщиков.

Индустрия Р2Р кредитования в Украине развивается медленно, в основном из-за низкой финансовой грамотности основной массы населения и отсутствия культуры sharingeconomy (из всех сервисов широкие массы знают только Uber). Но я уверен, что в ближайшее время рынок вырастет, у него есть перспективы стать равноправным банковской системе, так же как это сейчас происходит в США. Основные аргументы в пользу роста – низкое доверие к банкам, рост среднего класса (увеличение количества топ-менеджеров, ИТшников, высокооплачиваемых врачей и других специалистов, которые выступают в лице инвесторов), необходимость накапливать и хранить сбережения, вызванная нестабильной экономикой.

Юрий Прус, основатель компании в сфере Р2Р кредитования Advance Finance Alliance

Добавить комментарий