kulik

Коктейль самомотивации

Режим многозадачности и работа 24/7 — привычные реалии бизнеса. Мы очень заняты, востребованы и, чем больше появляется задач, тем меньше времени остается на что-либо еще, помимо работы. Благодаря собственному опыту управления бизнесом и опыту работы с менеджерами высшего и среднего звена в качестве консультанта, я прекрасно понимаю, что люди, управляющие бизнесом, практически круглосуточно заняты рабочими задачами. Периоды, когда им удается «выровнять» все стороны «колеса жизни» и установить баланс между работой и всем остальным, крайне редки. Тем не менее, мы отдаем себе отчет в том, что находясь в состоянии «белки в колесе» упускаем из виду важные вещи, которые в долгосрочной перспективе могут сыграть против нас.

Меня часто просят поделиться каким-то универсальным рецептом, который позволил бы наладить баланс работы и жизни, поднять собственную мотивацию, мотивировать своих сотрудников. Конечно же, волшебной «таблетки для мотивации» не существует, но есть набор инструментов, которые можно опробовать и выбрать те, что нам подходят. Большую часть этих инструментов мы знаем, но знать и использовать — все-таки разные вещи. Поэтому, чтобы напомнить в очередной раз себе и поделиться с коллегами, я решила собрать в одной статье те инструменты, которые помогают повышать эффективность, мотивировать себя и команду, а также регулярно возвращать себе то состояние удовольствия от результатов, полноты жизни, которое вдохновляет и наполняет энергией.

Ни быть, ни казаться

Предлагаю для начала честно ответить себе на один вопрос: почему кроме работы у меня больше ни на что не хватает ни сил, ни времени? Причин может быть несколько. Во-первых, занятым сегодня быть модно. Занятость, сфотографированная и откомментированная в соцсетях, — один из ярких трендов нашего времени. Выглядеть занятым — это решение и вполне достижимая цель. В этом случае, вопросов о том, как все успеть, возникать, теоретически, не должно.

Во-вторых, если у вас «не прокачан» определенный набор управленческих умений и навыков при серьезной рабочей нагрузке даже 48 часов в сутках вас не спасут, так как, мы уже знаем, что лучше работать не с 9 до 18, а головой и, желательно, продуктивно. Такие умения и навыки, как управлением временем, планирование, постановка задач, делегирование и проч. необходимо развивать и еще раз развивать. Это личная ответственность менеджеров и владельцев. В этом случае необходимо анализировать личную эффективность, эффективность окружения, возможности расставить приоритеты, выбрать четкий вектор действия, при этом помня о том, что команды способны принимать и выполнять делегируемые задачи. А еще, признайтесь себе честно, сколько у вас в течение дня или недели есть так называемого «летающего» времени — времени, которое расходуется в пустую. Ведь хотя бы часть его можно использовать для себя. Из опыта знаю, что «летающее» время у топ-менеджеров в среднем составляет около 80 мин в день. Посвятив из этого времени хотя бы 20 минут на что-то полезное для себя, вы уже усиливаете свои позиции. Все это поможет разобраться с тайм-менеджментом, повысить эффективность управления, и в результате случится так, что времени будет хватать как на работу, так и на себя.

Когда некогда подзарядиться

Работая в режиме круглосуточной многозадачности мы, во-первых, забываем о том, что, чтобы вложить энергию в дело, эту энергию необходимо где-то взять. Не всегда одного лишь, пусть даже сбалансированного, питания для этого достаточно. Подзарядка нужна не только нашим девайсам, но и нашей душе и телу.

Во-вторых, мы зачастую недооцениваем возможности качественно проведенного свободного времени, когда оно ограничивается не только лишь чатом с семьей и просмотром ленты в соцсети, а приятными/полезными общением, хобби, событиями, которые дают и новые впечатления, и энергию, и позволяют посмотреть на мир незамыленным взглядом, получить парочку инсайтов и решить несколько вечных проблем (спасти мир, очистить небо от облаков, ну вы в курсе). Есть такая пословица: прежде чем спасать мир, обойдите три раза свой дом.

В-третьих, загоняя себя до состояния неузнаваемости, мы, как руководители, так же поступаем со своими подчиненными, забывая о том, что все люди разные и мотивация у всех разная. При этом каждому сотруднику для самореализации необходима, как минимум, энергия для достижения целей, которые вы ставите ему — и эту энергию тоже где-то надо брать. По сути у нас есть два источника энергии — работа и личная жизнь. И энергию, которая у нас есть в личной жизни мы вкладываем в работу и наоборот. Такой вот круговорот энергии в нашей с вами природе. Если он налажен, мы наполняемся жизненной энергией, ощущаем полноту жизни, радость от результатов и еще и делимся этой энергией с теми, кто рядом. Если круговорота нет, плохо и нам, и нашим сотрудникам. Поэтому внимательно понаблюдайте за собой и определите, благодаря чему вы чувствуете энергию и силу, что вас драйвит, что является источником этой энергии. Исследуйте себя и исследуйте своих сотрудников, чтобы при необходимости, вновь воспользоваться этими источниками.

Настраиваем гармонию

Чтобы мотивация не ослабевала, источники энергии не засорялись, глаза блестели и было интересно работать и жить, предлагаю ряд идей, которые могут дать живые ростки, если попадут на благоприятную почву.

Проанализируйте, во что вы инвестируете свое свободное время, когда оно появляется. Важно вновь вспомнить это чувство, когда жить здорово и интересно. Займитесь живописью, запишитесь на йогу, балет, достаньте вышивку, вязание, заведите собаку, начните готовиться пробежать марафон с детьми, езжайте на уикенд куда-то, куда давно хотите, но все никак не выберитесь… Чувство детского любопытства — это то состояние, которое дает силы, отгоняет психологическую старость, показывает новые грани мира. Почаще замечать красоту и удивляться привычному — это значит опять захотеть познавать мир вокруг.

Познакомьтесь со своими сотрудниками. Представьте, что видите своих сотрудников впервые. Что их мотивирует, что для них важно, что им интересно? Для кого-то это обратная связь, для кого-то — своевременная зарплата, свободный график или свобода принимать решения и действовать. Что заставляет их каждый день приходить на работу? Используйте эти открытия, помогите своим сотрудникам, так же, как и себе, сделать свою жизнь наполненной и интересной. Пусть это звучит тривиально, но при всей усталости и нехватке времени, вспомните о том, что можно вместе пойти на какие-от мероприятия, провести время — это неформальная обстановка, которая помогает лучше узнать тех, кто рядом с вами, понять их мотивацию. При этом важно не столько количество, сколько качество проведенного вместе времени.

Давайте и принимайте обратную связь. Поскольку человек — создание социальное, нам важна обратная связь. Она несет весомую степень влияния на мотивацию как нашу собственную, так и нашей команды. Когда человек не получает обратной связи, он не понимает, насколько качественно выполняет работу, насколько эффективен. Всем хочется знать, как он сработал. Берите сами обратную связь у своих руководителей и давайте своим подчиненным. Учите своих подчиненных, чтобы они обращались к вам за обратной связью, чтобы понимали, на каком уровне находятся.

Технология дачи обратной связи известна, она проста для зрелых людей, и польза от нее огромна. Сделайте это своей ежедневной менеджерской привычкой. 90% людей ждут и хотят получать от руководителя обратную связь, чтобы понимать и быть уверенным в значимости своей работы. Чем мы занимаемся: закручиваем шурупы, паяем микросхемы или строим космические корабли? Идея «космических кораблей» будет более значимой и вдохновляющей, и тогда сила внутренней мотивации сотрудников станет безграничной. Если дать ей проявиться и поддерживать — вашей команде не будет равных.

Давайте свободу и полномочия сотрудникам. Иногда в работе с командами мне так и хочется крикнуть: «Ребята, дайте свободу своим сотрудникам!» Когда мы, как руководители, получаем амбициозные задачи и на нас ложится большая ответственность за их выполнение, один из способов достичь результата, который мы выбираем, — это жесткий контроль подчиненных. Контроль — это страх того, что сотрудники не дадут результат. Переступите через свой страх или хотя бы попытайтесь на какое-то время дать людям самостоятельность, делегируйте им полномочия. Вы убедитесь: от того, что ваши люди сами делают работу и над ними не ведется пристальное наблюдение, у них появится больше внутренней свободы и легкости для выполнения задач.

При этом, когда мы делегируем задачу или ставим цель, мы должны осознавать мотивацию людей, объяснить им, как их работа повлияет на мотивы, какой вклад они сделают в общее дело. И тогда задача будет выполнена с частичным контролем с вашей стороны. Это способ вырастить возле себя сильных сотрудников — профессионалов в своем деле. Такого рода отношение к сотрудникам как к партнерам будет давать им необходимую для работы энергию. А когда рядом есть способные брать на себя ответственность и отвечать за результат сотрудники, у вас появляется возможность почувствовать силу своего лидерства. Это момент, когда вы можете меньше уделять времени контролю выполнения задачи, отойти от операционной рутины и заняться развитием бизнеса, посмотреть шире на то, что происходит, увидеть больше интересных проектов, которые могут повлиять на наш бизнес, открыть новые возможности.

Нельзя собрать вокруг себя людей, слабее себя, и надеяться на то, что получится создать сильную компанию. Давайте самостоятельность, делегируйте, растите сильных и становитесь с ними сильнее. Свобода и ответственность — лучшая школа.

Учитесь осознанности, учитесь отпускать. С учетом того, что каждый день у нас происходит много встреч, ситуаций, которые мы постоянно обдумываем, «смотрим массу фильмов», ведем вымышленные диалоги, которые на самом деле не являются реальностью, но оказывают на нашу жизнь вполне реальное и не самое лучшее влияние. Поэтому важно развивать умение отпускать все ненужное и очищаться психологически от балласта иллюзий, фальшивых эмоций, пустых мыслей, навязчивых мемов. Регулярно «проводить генеральную уборку» в мозгу. Помните, как у Жванецкого…

«Жизнь коротка. И надо уметь.

Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу.

Уходить от плохого человека. Их много.

Дело не идущее бросать.

Даже от посредственности уходить.

Их много. Время дороже.»

Планов у нас много, время бесценно. Хочется насладиться жизнью в полном объеме, и каждый из нас может придумать свои собственные правила, которые помогут наполняться энергией, быть точными в своих действиях, достигать заветных целей и быть счастливыми. Искренне вам этого желаю.

Раиса Кулик, основатель консалтингово-тренинговой компании BRIK consulting