Аудит бизнес-идей

Давайте определимся, что такое аудит и зачем он нужен. Ведь о терминах не спорят, о них договариваются. Этимологически слово «аудит» происходит от лат. audio – «слышу». Потребность в аудите возникла, когда зарождались и развивались товарообменные и денежные отношения. Наиболее древние свидетельства проведения аудита относятся к Китаю около 700 г. до н. э. Считается, что именно Китай является его родиной.

Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчетности организаций с целью выражения мнения о ее достоверности. Но мы поговорим о другом виде аудита ‑ об аудите новых бизнес-идей. И к слову «слышу» хотелось бы добавить «вижу» и «анализирую».

Желание азарта

У предпринимателей возникает множество идей, куда инвестировать деньги и где начать зарабатывать дополнительно к основному бизнесу. Основной бизнес уже идет по накатанной, и собственнику нужно реализовать свою потребность в азарте – попробовать что-то еще.

За годы опыта у бизнесменов развивается интуиция, и они даже без особого анализа чувствуют, что именно потенциально может быть интересно и что принесет прибыль. В результате, доверяя своему чутью, бизнесмены инвестируют в новые проекты. Но этого недостаточно. Ведь, как говорит статистика, 9 из 10 новых проектов умирают в первый год. Почему же так происходит? И можно ли уменьшить этот процент? Мы убеждены, что да.

Главное – от инвестиций в новые проекты выигрывают все. Предприниматели – потому что не теряют деньги и драйв от запуска нового проекта в случае неуспеха, и экономика – так как чем больше инвестированных денег по-настоящему заработают, тем более эффективно это скажется на ее росте.

Убрать точки боли

Есть много версий основных причин провала новых проектов: не та идея, не то место, не то время, не такая команда, не то финансирование, не те конкуренты, не та бизнес-модель.

Мы считаем, что этого недостаточно для понимания потребностей клиента, для того, чтобы понять, как новая идея может решить проблему клиента, говоря языком автора концепции «Стратегии Голубых Океанов», профессора INSEAD Чан Кима – необходимо убрать его точки боли. При проведении масштабного анкетирования клиенты, как правило, отвечают на наши вопросы поверхностно. Вот таким образом и рождаются тривиальные идеи. Это не значит, что они плохие, но они не решают глубинных вопросов (проблем), и их почти всегда легко копировать.

Для того чтобы избежать этого, мы рекомендуем провести аудит идеи перед запуском проекта, и желательно независимый. Почему это важно? Потому что предприниматель, как правило, очень увлечен своей идей, и не замечает негатива, не анализирует риски, и вообще для него оптимистичный сценарий развития событий при составлении бизнес-плана самый реалистичный из всех возможных.

Что важно при проведении классического аудита:

  1. Анализ рынка, анализ текущей ситуации и трендов в выбранной отрасли.
  2. Маркетинговый аудит.
  3. Аудит конкурентов.
  4. Анализ маркетингового продвижения выбранной идеи и составление рекомендаций.
  5. Финансовый аудит.
  6. Основные выводы и рекомендации.

Стратегия созидания и возрождения

Все это очень громоздко, сложно и, честно говоря, недостаточно для создания вдохновляющей идеи, способной вызвать порыв к реализации. Гораздо больше шансов на поиск вдохновляющей идеи дают методы анализа основных потоков – материалов, информации и финансов. Мы считаем подход Теории ограничений систем (ТОС) наиболее эффективным для анализа потоков при аудите идей. Вдохновляет достижение долгосрочного конкурентного преимущества на достаточно больших рынках и способность на нем капитализировать, без истощения ресурсов компании и принятия существенных рисков.

Чтобы получить долгосрочное конкурентное преимущество, необходимо удовлетворить системную потребность клиентов в такой мере, в которой это не может осуществить ваш основной конкурент. Для разных ситуаций применяются различные решения, которые удовлетворяют этому условию.

Независимый аудит позволит избежать ошибок, и главное, сэкономить не только деньги, а и нервные клетки. Выбирайте не стратегию восстановления и выживания, а стратегию созидания и возрождения.

Татьяна Измайлова, Сергей Гвоздев, партнеры консалтинговой компании «Необходимо и достаточно»

Добавить комментарий