Перейти на светлую сторону

С помощью системы ProZorro все желающие могут контролировать сферу госзакупок. Чтобы предотвратить коррупцию, если замечены антиконкурентные процедуры, можно подать жалобу на условия конкурсной документации торгов и результаты завершенных процедур в Антимонопольный комитет Украины. Обращение и рассмотрение жалобы в АМКУ во многом схоже с рассмотрением дела в суде. Это помогает предупредить неправомерные действия заказчика или добиться отмены решения про акцепт участника, чье предложение не соответствует требованиям конкурсной документации. 

Чтобы решение комитета было в вашу пользу, юридически грамотно и тщательно подготовьте документацию для обжалования. Даже в крупных холдингах не всегда находятся специалисты с соответствующей узкопрофильной специализацией в сфере госзакупок. Поэтому компании обращаются за помощью к юристам, которые неоднократно представляли интересы клиентов в Антимонопольном комитете. Если ваш бизнес работает с госзакупками на постоянной основе, это значительно сэкономит время и ресурсы.

На что жаловаться?

Если мы говорим о состоявшейся процедуре, то обжаловать можно отклонение вашего предложения или факт определения победителя аукциона. В обоих случаях срок подачи жалобы не должен превышать 10 календарных дней со дня публикации намерения о заключении договора.

Организаторы торгов могут отклонить ваше предложение, если документация не соответствует нормам. Чтобы исключить такую вероятность, перед тем, как подавать документы, внимательно изучите условия участия в тендере. Если же с вашей стороны все необходимые пункты соблюдены, но организатор торгов все равно отклоняет ваше тендерное предложение, такое решение можно обжаловать в АМКУ.

Правила подачи жалоб для всех одинаковы, но на практике для каждого дела нужно подготовить совершенно разные пакеты документов и стратегию представления интересов. На этапе подачи предложений можно потребовать от заказчика внести изменения в документацию конкурсных торгов, доказав, что квалификационные или технические требования являются дискриминационными и нарушают права участников. Говоря проще, когда заказчик торгов пишет требования «под кого-то». В такой тендерной документации можно найти много не имеющих значения пунктов, которым должен соответствовать поставщик, или отсутствие варианта предоставления аналогичного по характеристикам товара. Срок подачи такой жалобы — не позже, чем за 4 дня до завершения периода приема предложений. Это важно помнить, так как после проведения торгов обжаловать тендерную документацию будет невозможно.

Подать жалобу можно исключительно онлайн через любую тендерную площадку, аккредитованную в системе ProZorro. Несмотря на то, что в системе есть все данные об обеих сторонах спора, желательно максимально подробно расписать: куда и на что вы подаете жалобу, контактные данные вашей организации.

ris1

Дело на практике

При любом исходе торгов, который вас не устраивает, стоит проверить конкурсные предложения конкурентов. Даже если ваше ценовое предложение не было самым выгодным, но тендерная документация конкурентов не соответствует требованиям, можно добиться, чтобы ваше предложение признали наиболее актуальным. Если жалоба составлена правильно, можно поочередно исключить остальных участников, которые предлагали более выгодные ставки. Тут важнее понимать ценность определенного заказа для вашего бизнеса, ведь даже по одному аукциону каждая жалоба оплачивается отдельно.

Платеж проводится только перед подачей жалобы, на счет районного казначейства по месту регистрации предприятия. Найти соответствующие реквизиты можно на сайте АМКУ в разделе «Деятельность в сфере публичных закупок», перейдя по ссылке «Требования к жалобам». На квитанции должна быть отметка банка «зачислено», что также является одним из важных требований АМКУ.

Но мало просто подать жалобу, необходимо документально подкрепить ее. В день рассматривается 40-50 дел в порядке живой очереди, поэтому нужно быть готовым тезисно обосновать свою позицию и подтвердить это оригиналами документов.

После получения жалобы административная коллегия при АМКУ в течение трех дней принимает решение рассмотреть или отклонить обращение. Если жалоба составлена правильно, в системе ProZorro и на каждой из площадок будет опубликовано решение АМКУ с назначенной датой рассмотрения. После слушания один рабочий день уйдет на то, чтобы получить резолютивную часть решения по жалобе, а через три рабочих дня будет готово полное решение Антимонопольного комитета.

Жалобы и требования по допороговым процедурам сейчас рассматривает не Антимонопольный комитет, а комиссия ProZorro по рассмотрению обращений, и решения по ним, к сожалению, носят рекомендательный характер. Известно, что Министерство развития экономики и торговли вместе с ГП «Прозорро» сейчас работают над законопроектом, который урегулирует этот вопрос.

Польза от обращений в АМКУ

Проанализировав соотношение количества жалоб до внедрения ProZorro на «бумажные» процедуры закупок и первым годом полноценной работы системы, можно увидеть, что количество обращений в Антимонопольный комитет выросло значительно, как и количество удовлетворенных жалоб. Участники пока только привыкают к новой системе и начинают понимать, что решение заказчика торгов — это еще не последняя инстанция. Мы сейчас работаем над каталогом решений, в котором будут собраны различные прецеденты обращений в АМКУ в сфере госзакупок. Это поможет спланировать верную стратегию обжалования процедур.

Знать, чтобы действовать

  1. Подать заявление на обжалование можно только онлайн через аккредитованные площадки.
  2. Жалобу нужно оплатить на счет районного казначейства по месту регистрации предприятия.
  3. На квитанции оплаты банка должна стоять отметка «зачислено».
  4. Решение АМКУ можно обжаловать в административном суде.

Василий Мандзюк, руководитель тендерной площадки Zakupki UA

 

Добавить комментарий