osozn

Доступна не каждому

Взрослый человек, функциональный и социально активный, может иметь минимальную осознанность и, при этом, жить насыщенной жизнью. Осознанность (мудрость) как характеристика развита не у всех. Что же такое осознанность, в чем ее ценность, и как ее развивать? И чем она отличается от сознательности?

Основы основ

Начнем с самого начала. Сначала ребенок рождается физически и только через несколько месяцев – психологически. Первый аспект сознательности: различение себя и окружающего мира (Я и не-Я).

Второй аспект сознательности выражается через воспитание и взаимодействие с родителями и близкими. Психика ребенка пластична и впечатлительна, критичность не развита, да и нет выбора – впитывать или не впитывать. Сумма знаний постепенно оформляется в картину мира.

Третий аспект – оценивать происходящее, исходя из картины мира. Это – тема эмоций, оценок и отношений. Опять же, взрослый рациональный человек считает эмоции, чувства и отношения естественными, не осознавая, что они обусловлены «встроенной» в психику программой.

И четвертый аспект – целеполагающая деятельность, на основании оценки происходящего, которая определяется картиной мира. Человек выстраивает свою жизнь, принимает решения и выбирает, будучи свободным, но в рамках картины мира. Если человек использует максимум возможностей, которые разрешены в его картине мира, его называют успешным и счастливым.

Так формируется социальный, сознательный человек. В рамках картины мира человек определяет: кто Я, кто Другие, что хорошо и что плохо, что возможно и что невозможно и т.п. Картина мира «записана» в психике с помощью языка и образов.

Но плата за социализацию – вытеснение и подавление собственных побуждений и импульсов, базового мотивационного уровня. Культура против естественности. Картина мира, кроме ценного общечеловеческого опыта, содержит усвоенные установки из драматического опыта родителей, идеологические формулы и суеверия. Это можно назвать традицией. Именно эти два факта (факты вытеснения и «ущербности» картины мира) станут поводом как для неврозов и психотерапии, так для кризисов смысла и для личностного роста.

Внимание сознательного, социального человека направлено вовне, на объекты. Это сохраняется с детства, когда внутреннее вытеснялось как опасное, и наказуемое, а копирование внешнего и подчинение поощрялось. Нормальный человек знает о внешнем, но о себе не знает, практически, ничего. Это и есть основа комплекса неполноценности и его компенсации – гордыня, мания величия. А это уже надежный фундамент для религии, идеологии, продающего маркетинга и продвижения «таблетки» или «кнопки», которые изменят все.

Польза кризисов

Осознанность возникает, когда внимание смещается с объекта на субъект, когда человек воспринимает содержание своей психики. Этому способствуют кризисы – невозможность реализовывать свои потребности в рамках принятой картины мира. Внешний кризис – неудачи, а внутренний (внутренние конфликты) – погрешности в картине мира. Такие разлады либо разрушают, либо переключают внимание вовнутрь: человек пытается разобраться и задает вопросы. Это развивает осознанность.

Когда же внимание направленно и вовне, и внутрь, когда человек «видит» жизненную ситуацию как свое реализующееся намерение, – можно говорить об устойчивой осознанности. И это уже за пределами картин мира, за пределами разделяемой социальной реальности, это – осознание сил и намерений.

Уровни развития мудрости

Осознанность можно развивать целенаправленно, не обязательно через кризис.

Телесный уровень. Движения и ощущения, осознание своего тела. Его профессионально тренируют спортсмены, те, кто занимаются физической практикой (хатха-йога и т.п.): что человек ощущает при том или ином действии или выборе.

Психический уровень. Эмоции и чувства: что человек переживает, какое эмоциональное состояние возникает в тех или иных ситуациях. Это уже не настолько просто, как на предыдущем уровне, т. к. наработанный навык вытеснения дает о себе знать.

Ментальный, социальный уровень. Какие мысли, образы, стереотипы стоят за чувствами человека. Ментальный план является не личным, а социальным феноменом – коллективное сознательное и бессознательное. «Культурные коды» – язык, система понятий и образов, стереотипы и установки – позволяют людям понимать друг друга и жить в общей, разделяемой картине мира. Выражение «я думаю», не имеет отношения к мышлению, обычно это манипулирование смыслами, чтобы объяснить или оправдать свои действия.

Когда осознается искусственность ментальных конструкций, тогда возможно мышление в чистом виде и создание нового. А это непросто, так как личное самоопределение и видение своей жизненной перспективы создано в определенной картине мира и через определенные социальные стереотипы. По сути, осознавая ментальный план, человек «поднимает руку» на «святое» и теряет созданную за десятилетия идентичность. Осознанность на этом уровне – редкий факт, «выход» за пределы социума.

Мотивационный и событийный уровень. Осознание намерений и мотивов, стоящих за поведением: как и почему человек принимал решения и принимает сейчас, видение, что сегодняшние ситуации являются следствием прошлых решений. Осознанность на этом уровне – это полноценная ответственность и способность «видеть» последствия. Безупречность как принцип деятельности становится очевидной на этом уровне осознанности. Соответственно, заповеди, нормы и правила воспринимаются как костыли для того, кто не осознает реальность сил этого уровня. Осознанность этого уровня переживается как свобода.

Духовный уровень. Осознание сил нематериальной реальности. Для религиозного мышления – это мир ангелов и богов, в общепринятой картине мира – это ценности, тенденции и т.п. Освоение наук, знаний и практик приводит к хорошей информированности, эффективным навыкам, концептуальному уму, но не к осознанности. Если же изучаемое и осваиваемое пропускается через себя, через личную практику, критическое осмысление – осознанность будет получена. Она возникает как ответ на страдания. Если желания легко удовлетворяются, нет и потребности в осознавании. Поэтому беззаботная жизнь и ограждение ребенка от испытаний приводят к тому, что, будучи взрослым, такой человек остается по-детски наивным, чистым, незащищенным и неразумным. С другой стороны, не нужно специально придумывать поводы для страданий, в нашей жизни их достаточно.

Три координаты осознанности

— Логические уровни: от поверхностных ощущений, через эмоции, чувства к мыслям, картине мира, намерениям, и силам духовного плана и в обратную сторону (реализация); тема целостности и воплощения.

— Логика времени: видение логики разворачивания событий и процессов во времени; тема стратегий, программ действий и реализации.

— Логика субъектов: осознание действующих субъектов, их намерений, мотивов, картин мира, границ ответственности и сценариев взаимодействия; тема взаимоотношений и взаимодействий.

Применение на практике

Накапливание осознанности приводит к тому, что непроработанный психический материал (слабости, страхи и зависимости, в христианстве – грехи, в буддизме – яды) преобразуется в личную силу (добродетели – в христианстве, мудрости – в буддизме).

Осознание должно быть реализовано через намерение в действии в личностно-значимых ситуациях. Такое действие воплотит полученное осознание и создаст новую реальность в своей жизни, что и можно назвать управляемыми изменениями, творчеством, реализацией.

Теперь, о прагматическом – зачем и для чего нужна эта осознанность?

  1. Ситуации неопределенности и быстрых изменений. Осознанность проявляется в интуиции и способности реагировать точно, при неясной и размытой информации, принимать адекватные решения и удерживать от «логичных», на первый взгляд, но стереотипных решений. Мы живем в мире быстрых изменений и высокой информационной «зашумленности». Высокая степень осознанности позволяет считывать тонкие и неявные информационные сигналы и реагировать тогда, когда еще нет никакой «объективной» информации.
  2. Рефлексивное управление. Это о способности просчитать не только ситуацию, но то, как просчитал ее оппонент (противник) и действовать, исходя из этого. В таком случае, уровень рефлексии +1 по отношению к противнику. Если оппонент осознает, как вы рефлексируете его понимание ситуации, то уже у него на один уровень рефлексии выше. У кого уровень рефлексии выше, тот выигрывает и при меньшем количестве ресурсов. Это – вопрос эффективности и точности использования сил.
  3. Безопасность. Насколько бы мы ни были осознанны, но пока мы люди, в нас есть «непроработанные» теневые аспекты личности. То, что называется слабости. Именно слабости (страхи, зависимости-привязанности, стереотипы) являются мишенью для атаки извне и манипулирования. И именно активизация личных ограничений в стрессовой ситуации приводит к неверным решениями и, как результат, потерям. Есть достаточно много примеров, когда, достигнув успеха, человек терял практически все, поддаваясь своим страстям, страхам и зависимостям. Чем выше уровень осознанности, тем более чутко человек реагирует на опасность не только извне, но и изнутри.
  4. Креативность. Чем выше осознанность, тем больше деталей и элементов «видит» человек, тем более точно понимает глубинные причины и действующие факторы, а соответственно, – возможности. Чем выше осознанность, тем выше творческий потенциал, способность создавать уникальные решения для конкретных ситуаций. Результативность и эффективность таких решений – вне конкуренции. Просчитать и спрогнозировать такого человека, практически, невозможно.
  5. Развитие и познание. Высокий уровень осознанности позволяет в познании жизни опираться на свою способность осознавать без обращения к внешним авторитетным источникам. Человек обладает способностью знать свою жизнь без догадок и интерпретаций, соответственно, «добывать» знания в проблемных и неизведанных сферах бытия и оформлять их в социально понятную и привлекательную систему теории-практики.
  6. Стрессоустойчивость. Выше осознанность – меньше страхов и зависимостей. Соответственно, минимизируется опасность для психики быть дезориентированной в стрессовых условиях. По сути, состояние и эффективность человека никак не зависят от внешних обстоятельств и не определяются ими.
  7. Влияние. Чем выше осознанность, тем ниже количество и интенсивность внутренних конфликтов, тем выше целостность личности. А это значит, что мысль, слово и действие тотально наполнены энергией, личной силой человека, без ослабляющих невротических конфликтов и противоречий. Это и о привлекательности, и о харизме, и о влиятельности личности.

Естественно, этот список можно было бы продолжать (здоровье, отношения, воспитание и т.д.), но пока остановимся на этом.

В завершение – метафора. Если представить человека как сосуд, то психика человека – это содержание данного сосуда. То, чем наполнен сосуд, это – содержание разного качества: страхи, зависимости, таланты, грехи, стереотипы, мысли, добродетели, образы. Практика осознанности как огонь постепенно преобразует все это содержание в чистую силу: веру, волю, интуицию, творчество, любовь, влияние и т.д. Или, обобщенно, – в мудрость. Накопленная осознанность реализуется в качестве жизни, творении и творчестве. Это и есть тот потенциал, который заложен в нас от рождения, и освоить его – хороший вызов.

Олег Хомяк, психолог, консультант по стратегическому маркетингу, директор «НАУ-консалтинг»