Согласно теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува, каждые 20 лет меняется поколение – группа людей, которая разделяет одну историческую эпоху. Их концепция основывается на утверждении, что люди определенной возрастной группы склонны разделять особый набор убеждений, отношений, ценностей и моделей поведения, поскольку они росли в одинаковых исторических условиях.
Сейчас выходят на рынок труда и активно строят карьеру представители т.н. поколения Y или милленниалы, рожденные в период 1980-2000 гг. И многие организации во всем мире ищут ответы, чем представители поколения Y особенны, как с ними взаимодействовать и как их мотивировать.
Эти люди ценят свободу, достаточно быстро меняют фокус в работе и стремятся менять виды деятельности. Они соблюдают work-life balance и не готовы проводить время только на работе. «Игреки» активно используют цифровые технологии, поскольку росли вместе с ними и не видели мир без электроники. Они по-другому относятся к понятию лояльности к работодателю и используют другие принципы взаимодействия в рабочих группах. Можно достаточно долго говорить о характеристиках поколения Y, но намного важнее вопрос о том, какие из них проявляются у современных топ-менеджеров поколения Х.
Молодые и прогрессивные
Возраст топ-менеджеров в Украине и в других странах СНГ варьируется от 35 до 55 лет. Это связано с тем, что большинство из них начали свою карьеру в середине 90-х. Сейчас начинается «переходный период», и представители поколения Y также начинают занимать руководящие должности. В некоторых отраслях этот процесс происходит быстрее. Например, многими компаниями в IT-отрасли владеют или управляют молодые люди 27-35 лет.
Другими словами, некоторые представители поколения Y уже находятся в менеджменте. И, судя по результатам компаний, которыми они управляют, их развитию на международных рынках, подходам и культуре, которую они привнесли в свои организации, можно утверждать, что поколение Y способно строить успешный и эффективный бизнес. Помимо IT-отрасли подобные тренды наблюдаются в телекоммуникациях, в компаниях, связанных с креативом и/или цифровыми технологиями и т.д.
Обмен знаниями
Часто топ-менеджеры, которые по возрасту и ценностям принадлежат к поколению X, демонстрируют некоторые характеристики и модели поведения, присущие поколению Y, поскольку тесно с ними взаимодействуют и меняют свои подходы. Многие топ-менеджеры поколения Х тоже используют цифровые технологии, активно общаются с новым поколением, слышат их идеи и принимают их.
Влияние «игреков» на «иксов» можно увидеть в следующих аспектах:
Коммуникации и цифровые технологии
Социальные сети и диджитализация меняют наше общество, в том числе, и способ общения топ-менеджеров. За последние 10 лет произошли значительные изменения, и топ-менеджеры хотят, умеют и готовы общаться. У многих из них есть страницы в социальных сетях, информация о них открыта, они дают большое число интервью, часто общаются по телефону и хорошо строят сеть контактов (networking).
Все реже среди управленцев используется консервативная модель работы через секретаря, когда к руководителю долго и сложно достучаться. Обычно к топ-менеджеру можно позвонить напрямую. Более того, управленцам недостаточно односторонней коммуникации, они хотят давать и получать взамен информацию. Это присуще как более молодому поколению топ-менеджеров, так и тем, кто немного старше по возрасту.
Нестандартные задачи
В мотивации топ-менеджеров поколения Х происходят изменения. Они, как и представители поколения Y, стремятся выполнять нестандартные задачи, хотят иметь не просто «работу за деньги», а «интересную работу за деньги», предпочитают новые проекты, в том числе, которые связаны с цифровыми технологиями.
Межотраслевые переходы
Как и поколение Y, топ-менеджеры поколения X стали более открыты к переходам между разными отраслями и бизнесами. За последние 2 года количество желающих перейти в другую отрасль или другой бизнес увеличилось более чем в 2 раза. Это говорит об открытости управленцев и готовности рассматривать «нестандартные» новые варианты работы.
Изменения в правилах работы и иерархии
Многие топ-менеджеры создают проектные группы для решения определенных задач. Также при выборе работы управленцы руководствуются не только тем, какую финансовую компенсацию они получат, – деньги для них не являются ключевым фактором. Большое значение для топ-менеджеров приобретают культурный фактор и взаимоотношения в организации. Также они заинтересованы в том, чтобы построить структуры с современной культурой, которая может эффективно привлекать менеджеров нового поколения.
Баланс работы и личной жизни
Среди управленцев растет популярность советов директоров («бордов»). Часто опытные, самореализованные топ-менеджеры старшего поколения изъявляют желание применить свои навыки в «бордах» и делиться своим опытом, что, зачастую, соответствует проектной работе поколения Y. Советы диреткоров предоставляют опытным управленцам поколения X те же преимущества, что и проектная деятельность для поколения Y: свободу для личности, самореализацию и отсутствие необходимости каждый день ходить на работу. Участие в «бордах» для топ-менеджеров интереснее, чем стандартные позиции в компании, они ставят его в приоритет и открыто об этом говорят.
Сокращение времени работы на одном месте
Лояльность топ-менеджеров к организации снижается. Это не значит, что они меняют работу каждый год или не заботятся об организации. Руководящая позиция предполагает достаточно длительное (3-5 лет) пребывание на ней. Но, тем не менее, мы гораздо реже слышим от управленцев мотивацию стабильно и долго оставаться в одной организации. Длительность пребывания на одной должности в одной компании также сокращается.
Диджитализация бизнесов
Топ-менеджеры поколения Х, как и «игреки», часто работают вне офиса, проводят встречи в коворкингах, открывают филиалы и офисы в других городах, странах или регионах. Привязка к определенному месту снижается за счет влияния цифровых технологий.
Представители поколения Y (особенно из IТ-индустрии) уже зарекомендовали себя как эффективные управленцы. Но и топ-менеджеры поколения X не находятся в вакууме: они взаимодействуют c «игреками», учатся, совершенствуются и развиваются, используют цифровые технологии. Тандем представителей разных поколений и их стремление к совершенствованию сформирует в Украине пул эффективных топ-менеджеров.
Станислав Вилюха, партнер международной консалтинговой компании United Consultants