GATE_СОЛЬ-6695

Люди — главный актив компании

Андрей Пивоваров — сооснователь и СЕО образовательной компании GoIT. Свой первый бизнес открыл в 17 лет, и с тех пор ни дня не работал в качестве наемного сотрудника. Компанию GoIT Андрей создал с инвестициями в 10 тыс. грн и парой сотрудников на старте. Сейчас, спустя два года капитализация компании оценивается в $2 млн. В интервью для Strategic Business Review Андрей рассказал о том, как создавать сильную команду, как найти уникальность в алом океане и заработать на сфере образования.IT-обучение – далеко не голубой океан: много компаний в Киеве предоставляют эти услуги. Почему вы выбрали именно это направление?

Я верю, что образование — это фундаментальный способ менять жизнь людей к лучшему. Компанию GoIT я основал вместе с партнерами в 2014 г. Мне хотелось сделать что-то полезное для страны. ІТ — это возможность для украинцев зарабатывать $1-3 тыс. в месяц интеллектуальным трудом. Можно открыть международную компанию, имея лишь компьютер, доступ в интернет и собственную голову. Уверен, эта сфера заслуживает особого внимания и достойна стать национальным фокусом. И я решил, что хочу помочь людям получать новые профессии, становиться IT-специалистами, создавать истории успеха.

Кроме того, мы ставим перед собой цель не просто обучить, а помочь найти работу в IТ-сфере. Это – комплексный процесс подготовки. Разумеется, наши образовательные программы эффективны и заточены под требования рынка. Но этого мало. Конкуренция среди начинающих ITишников очень высокая. Чтобы наши выпускники выделялись и были конкурентоспособными, мы внедрили множество других вещей. Мы помогаем подтянуть английский, обучаем студентов soft skills — работать в команде, презентовать себя и результаты работы, планировать свое время. И самое главное — мы даем career skills.

Карьерного коучинга в Украине нет в принципе, и люди элементарно не знают, как оптимизировать свой профиль в LinkedIn. Мы помогаем составить резюме, оптимизировать все соцсети, проводим симуляции собеседований. Также у нас выстроены партнерские отношения более чем с 300 IT-компаниями Украины, и по окончании обучения GoIT Career Service организовывают для выпускников собеседования в IТ-компаниях. В этом наше ключевое конкурентное преимущество.

Какими проектами вы сейчас занимаетесь?

Я – фанат образования. Параллельно с GoIT вместе с Наной Кореневой мы построили компанию GoITeens. Это обучение подростков 11-16 лет программированию и предпринимательству по методологии STEAM (Science, Technology, Engineering, Math). И через 5 лет эти ребята взорвут рынок. Они уже в 12 лет разрабатывают свои технологичные стартапы и питчат их перед экспертами индустрии.

Еще меня очень вдохновляет предпринимательство. Украинцы — очень умная и талантливая нация. У нас есть много специалистов, но мы плохо умеем продавать. Маркетинг, предпринимательство и продажи — наши слабые стороны.

Поэтому я запустил bootcаmp «Соль». Это — обучение для собственников малого и среднего бизнеса. За 30 дней в очень интенсивном режиме эксперты «Соли» прорабатывают с участниками ключевые болевые точки бизнеса: стратегию, команду, маркетинг, продажи, execution. Снова-таки, во главу угла ставится не само обучение, а внедрение изученных инструментов. Участники прямо на буткемпе внедряют изученное в свой бизнес и могут увидеть первые плоды. В конце они ставят цели на год, раз в месяц группа собирается, и каждый презентует свои результаты: хвастается или просит о помощи.

GATE_-0334

Какие планы на ближайший год?
В планах максимально cфокусироваться на тех проектах, что есть сейчас. Мы собираемся удвоить обороты в GoIT и выйти с новым продуктом на рынок США, в Лос-Анджелес. Также в рамках GoITeens запускаем ветку по life skills: самоидентификация, коммуникация, безопасность (в том числе, кибербезопасность) и предпринимательство для подростков.

А в рамках «Соли» в этом году проводим 15 буткемпов, формируя сообщество осознанных предпринимателей и лидеров. Также запускаем продукт по эмоциональному интеллекту для лидеров ­– это проработка личной миссии. Группу из 15 человек будем вывозить в Карпаты без телефонов и интернета. И за 5 дней вместе с нашим тренером и психологом Юноной Лотоцкой участники определят, что они хотят изменить в этом мире и на что повлиять. Пилотный проект показал хорошие результаты. Не могу дождаться, когда смогу поехать и принять участие в этом.

Какие ценности вашей компании?

Люди, лидерство, позиция собственника, результаты и удовлетворенность клиента. Люди, потому что мы привлекаем и развиваем лучших; отношения для нас важнее, чем процессы и инструменты; мы создаем атмосферу честности, уважения и доверия между членами команды, в отношениях с партнерами и клиентами. Люди — главный актив компании.

В команде GoIT каждый — лидер в своей зоне ответственности с неуклонным стремлением достигать выдающихся результатов. Позиция собственника — это ownership. Простыми словами: GoIT — это я. Члены команды — люди полного цикла: смотрят не только на зону ответственности, но и на то, что было до них, и какой продукт труда они передают дальше по цепочке бизнес-процессов. Все мы относимся к компании как к своей.

Для нас очень важен результат. Мы хотим быть лучшими в том, что делаем. Мы поощряем в членах команды самостоятельность. Стремимся создавать продукты, услуги и другие инициативы, которые влияют на жизнь людей внутри организации и за ее пределами. Поддержание status quo и посредственные результаты вызывают у нас здоровую нетерпимость.

И, разумеется, успешная компания не может существовать без удовлетворенного клиента. Мы стремимся оказывать wow-cервис, превосходить ожидания и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами.

IMG_6336

Как вы подбираете людей в команду?

Очень тщательно. Я прочитал около сотни книг по построению команды и перепробовал множество инструментов в GoIT. Ключевые инструменты – это методология оценки сотрудников по матрице А-players, воронка рекрутинга и структурированное интервью (см. рис.).

Всех членов команды можно отнести к одной из четырех групп, представленных в этой матрице. С-players – это сотрудники, которые не соответствуют ценностям вашей компании и не показывают результат. Вы наверняка встречали таких в своем коллективе: они плохо выполняют свою работу, ленятся, требуют тщательного менеджмента, не проявляют инициативу. И ключевая проблема в том, что эти люди токсичны. Это они разлагают коллектив, занимаются внутрикорпоративными интригами и распускают слухи. Такие люди подобны вирусу, и его нужно лечить, пока он не поразил весь организм. Лечить – значит уволить. Что интересно, зачастую такие люди работают в компании давно, и на них завязано много процессов. Но, поверьте, лучше, если на этой должности не будет никого, чем неправильный человек. Стив Джобс говорил: «It’s better to have a hole in your team than an asshole».

Сотрудники категории В – это профессионалы, они хорошо выполняют свою работу и показывают значительные результаты. Но им, по большому счету, все равно наплевать на вашу компанию. Они работают по должностной инструкции, приходят в 9 утра и уходят в 6 вечера. Не ждите от них инициативы. Это не те люди, которые с горящими глазами придут к вам с идеей по развитию своего направления или будут искренне переживать за результат компании. Такие люди в компании нужны, так как они выполняют значительную часть работы и делают это качественно. И если у вас успешный бизнес, то их в вашем коллективе большинство. Но не ждите от них преданности и вау-результатов.

Категория В+ – это, в основном, перспективные молодые сотрудники. Их еще называют High Potential Employee. Очень часто это — вчерашние студенты, которые еще ничего не умеют и не показывают результаты, но они полны энтузиазма, горят ценностями компании, позитивно настроены, инициативны и все хотят попробовать. И тут есть два пути: либо они набираются опыта, реализуют свой потенциал и становятся А-player’ами, либо так и не покажут результата, весь энтузиазм из них выходит, и они спускаются в категорию С. Тут очень важно дать им попробовать себя в различных ролях, чтобы найти то, что у них лучше всего получается, а также приставить к ним сильного наставника.

А-player’ы – это самая интересная категория. Это люди, которые максимально разделяют ваши ценности и способны показывать выдающиеся результаты. В основном благодаря тому, что они нашли то место, где могут максимально применить свои врожденные таланты и сильные стороны. И, в этом случае, я очень верю в талант и врожденные способности. Да, любую компетенцию можно развить. Но, чтобы найти для человека идеальное место, нужно понять, что у него получается легко, весело и без усилий. Именно тогда будет выдающийся результат.

Я часто слышу фразу: «Если набрать одних А-player’ов, кто тогда работать будет?». Важно понять, что А-player’ы — это не звезды. Это люди, которые максимально подходит под профиль своей должности. СЕО может быть А-player’ом, офис-менеджер может быть А-player’ом. Но каждый на своем месте.

Хочу прояснить, что я не ставлю на людях клеймо. Если человек плохо проявил себя на какой-то должности в вашей компании, это не значит, что он по жизни С-player, и можно ставить на нем крест. Оценка по матрице ставится только в рамках конкретной компании и конкретной должности. Возможно, перейдя в компанию с другой корпоративной культурой и другим функционалом, С-player сможет реализовать свой потенциал. Мне очень нравится фраза – Right people, right seats, right direction. Именно в таком порядке.

Рис. Категории сотрудников

empl

 

Что касается рекрутинга, я верю, что это – наука. Я не верю в интуицию, «чуйку», знаки гороскопа и т.д. Рекрутинг – это сбор фактов и закон больших чисел. Условно, чем больше людей у вас в воронке на конкретную позицию, тем выше вероятность, что среди них будет кандидат, который максимально подходит под профиль должности. Почему-то все заботятся о своих воронках продаж, но никто не задумывается о построении воронки рекрутинга, чтобы найти и отобрать лучших в свою команду. А методика структурированного интервью позволяет собрать максимум фактов, чтобы подтвердить или опровергнуть кандидатуру. В GoIT – это процесс из 4-5 собеседований.

Перебрав огромное количество литературы, могу сказать, что самые фундаментальные книги по построению команды – это «Сначала нарушьте все правила» Маркуса Бэкингема и Курта Коффмана, How to hire A-players Eric Herrenkohl и Topgrading Bradford D. Smart.

Что вас вдохновляет в работе?

Люди, которые меня окружают, я не могу провести без них и дня. У меня сразу падает уровень энергии, если я не вижу глаза тех людей, ради которых я создал этот бизнес. Очень вдохновляют новые идеи и инициативы. У меня такой характер – люблю все новое. Кажется, что лучше там, где нас нет, и я себя очень сдерживаю от расфокуса. Но если удается запустить что-то новое, то это сильно вдохновляет.

Еще меня вдохновляет видеть перемены в людях. Именно поэтому я занимаюсь образованием. Я уверен, что каждая компания должна стать образовательной: обучать своих сотрудников, клиентов, партнеров. Образование – это всегда будущее.

 

Главные качества лидера

Фокус. Лидер должен видеть четко звезду, к которой он направляется, и не отвлекаться ни на что вокруг. Это сложно, потому что хороших идей всегда больше, чем возможностей их воплотить. И, распыляясь на все, ты не делаешь ничего. Поэтому важно уметь говорить «нет» хорошим идеям. Я не верю в колесо жизненного баланса, и что все сферы жизни можно поддерживать на одинаковом уровне.

 Дисциплина. В лидерстве очень мало чего-то интересного и вдохновляющего, чаще всего, лидеры одиноки – it is very lonely at the top. Чаще всего, лидеры занимаются траблшутингом, разруливанием сложных и конфликтных ситуаций. Тут без дисциплины не обойтись. И еще личный пример организованного СЕО очень помогает дисциплинировать команду.

Преданность — одна из ключевых характеристик лидера. Бизнес – это марафон, а не спринт. Поэтому важна преданность себе, своим идеям, людям вокруг, клиентам и партнерам. Это сложно, эта черта долго вырабатывается. Но результаты, которые благодаря ей можно достичь, того стоят.

Текст Виктория Титова