Интеллект силы в отношениях

Наряду с IQ, эмоциональным интеллектом, и другими семи признанными интеллектами, в управленческую сферу важно привнести еще один — интеллект силы. Вопрос власти, кто сильней, и кто здесь главный, кто решает, и за кем последнее слово, у кого есть полномочия и авторитет, кто старше, умнее, опытнее, богаче, успешней, у кого больше территория, кто мощней, — эти вопросы стоят в основе чуть ли не всех конфликтов. Но иметь власть vs осознавать свою силу, присваивать ее себе и знать, что с ней делать, — это разные вещи.

К сожалению, у нас, в большинстве случаев, опыт взаимодействия с авторитетом или властью — негативный. Мы бросаемся в крайности: полное подчинение или же пренебрежение и, в результате игнорирования и отсутствия диалога, революция. С другой же стороны, если человек наделен большей властью в определенном контексте, она/он может не признавать свою силу и сам чувствовать себя слабым. Любая сила, маленькая или большая, если она не осознанна, может приносить вред и доставлять страдание, а иногда и последствия в плане здоровья или даже жизни с другой стороны.

Например, босс, у которого есть все полномочия уволить человека за невыполнение KPI, может избегать этой участи и делать вид, что он/она тут ни при чем, делая все возможное, чтобы человеку стало невыносимо жить, когда он сам решит уйти. Более того, босс может чувствовать себя слабым и потерянным, не зная, что делать в этой ситуации. Понятно, что есть разные юридические аспекты, которые я упущу. Но босс, который не признает свою силу и не присваивает ее себе, не говорит прямо сотруднику о том, что может принять решение об увольнении, на самом деле, может сильно навредить — как себе, так и сотруднику. Парадокс заключается в том, что людям кажется, если они проявят свою силу, то могут ранить; но больше всего они могут принести вреда, если скроют ее. Проявлять силу — это мастерство.

Удачных моделей взаимодействия людей с большой властью — немного. Склонность избегать своей силы может быть обусловлена нежеланием быть такими же, как те, от которых мы ранее пострадали в жизни. Либо же мы можем неосознанно злоупотреблять положением, как это делали до нас. Что делать, чтобы менять эту динамику?

Понимать, что люди склонны недооценивать то, чем владеют, и не замечают привилегии другого

 У кого-то есть приданное, а у меня нет. Он может разговаривать на английском, а я нет. Она живет в столице, а я нет. Она работает в большой корпорации, а у меня нет таких ресурсов. Он – мужчина, он может прийти в бар в пятницу вечером, заказать пиво и спокойно посидеть, а я как женщина, такого сделать не смогу, на меня будут коситься. Он – учитель, а я простой ученик, у меня нет полномочий. У нее есть машина, а у меня нет. Он – босс, а я рядовой сотрудник и ни на что не влияю. Она тут работает много лет, а я новичок. Он меня старше, ему все можно. И так далее.

С одной стороны, то, что мы замечаем, что у кого-то есть что-то большее, и даже иногда завидуем, указывает на потенциал достичь этого самому. В процессуальной работе, разработанной физиком МИТ и юнгианским аналитиком Арнольдом Минделлом в конце 1970-х годов, мы рассматриваем зависть как ценное качество, которое указывает на личный «край» (некую границу известного и допустимого, привычную идентичность) по отношению к своим возможностям. С этим можно работать и даже взять много ценного для своего развития из ситуации, где присутствует неравное распределение привилегий.

С другой стороны, тема силы, власти и рангов — более многогранна, чем нам кажется. В процессуальной работе мы рассматриваем, как минимум, шесть разных типов рангов. Все вышеперечисленные примеры — относятся лишь к одному из них, социальному.

Изучить тему рангов и привилегий с точки зрения процессуальной работы

Ранг (военный термин) — это сила, которая у нас есть, относительно другого человека в отношениях, семье, в команде, сообществе. Ранг – это наличие привилегий и преимуществ, которые можно:

  • достичь или накопить через опыт, жизненные ситуации, образование, усилия;
  • приобрести с рождением (раса, пол, город и страна, социальный класс и так далее).

Существуют несколько видов ранга:

  • социальный – возраст, пол, экономическое состояние, образование, сексуальная ориентация и т. д.;
  • психологический – личная сила, которую мы приобретаем на основе жизненного опыта, понимание себя и других, внутренняя свобода и умение чувствовать себя в своей тарелке в любой ситуации;
  • духовный – ощущение связи с чем-то высшим в жизни, ощущение доверия и спокойствия в любой ситуации;
  • демократический – все меньшинства имеют такой ранг и иногда могут им также злоупотреблять;
  • структурный – принадлежит должности, которую вы занимаете в определенной организации или сообществе;
  • контекстный – зависит от ситуации и может зависеть от нашего передвижения. Например, директор организации может иметь большой структурный ранг, но, приходя в налоговую, имеет уже другой ранг; или же мальчишка на улице может быть шустрее самого разумного министра.

Знание разнообразия рангов может помочь признавать ранги других и осознавать свои привилегии в любой ситуации. Например, несколько лет тому назад, организовывая конференцию TEDxKyiv, я пришла на встречу в одну большую корпорацию договариваться о партнерстве. Мало того, что я не учла большой социальный, структурный и контекстный ранги этой компании, я еще и не до конца осознавала, какой силой владею я и наша маленькая на тот момент инициатива TEDxKyiv, которая приносит новые веяния и собирает самую прогрессивную молодежь в стране. Кто-то бы сказал, уникальное предложение/USP. Встреча закончилась полным фиаско. Единственным плюсом стало то, что эта ситуация стала продолжением моего изучения темы рангов и привилегий для приобретения навыков понимать и уважать ранг другого, одновременно осознавая свои привилегии. Без этого диалога не будет. Кто-то будет себя чувствовать недооцененным (из серии «ты меня не уважаешь»), кто-то маленьким или слабым.

Кроме того, процессуальная работа удивительным образом рассматривает ранг не как что-то «больше-меньше», «выше-ниже», а как — ближе к общепринятым стандартам и дальше от них. В каждой стране или культуре может быть по-разному. Например, если в одном обществе принято ездить на больших машинах (статусность), тогда тот, у кого большая машина, обладает большим рангом. А если же в обществе продвигается тема эко-транспорта, человек с маленькой машиной может быть более популярным.

Также мы рассматриваем, что человек с меньшим рангом тоже имеет свои привилегии. И они не хуже, а иногда даже наоборот. Их точно так же важно определить, признать и привнести. Например, новичок в команде может иметь меньший социальный ранг, но его привилегии – это новый взгляд, свежие идеи, альтернативная перспектива, непосредственность и т. д. Осознавать и привносить это – может иметь большую силу как для человека, так и для всей команды.

Работать со своими рангами и привилегиями – это может многое изменить и укрепить отношения

Уже зная немного про ранги и привилегии, человек может проделать внутреннюю работу и спросить себя, какие у меня есть привилегии? И как я могу их лучше использовать в жизни? Например, если я живу в столице, тем более уже пару десятков лет, я могу этого не ценить. Но, когда я слышу недовольство тех, кто живет в небольших городах в регионах, я, не осознавая своего ранга, начинаю отвечать, что у них тоже есть много возможностей. Или же, у меня не все так сладко, как кажется, и жизнь в столице – требует больших усилий. В данном случае, это все равно, что Мария Антуанетта сказала бы крестьянину, который жалуется на черствый кусочек хлеба на обед: «У меня тоже пирог — вчерашний».

В результате, это не способствует разговору, взаимодействию и отношениям. Одна или обе стороны раздражены. Если я признаю свои привилегии жизни в столице: например, легкий доступ к филармонии, к музеям, к концертам, к встречам с иностранными гостями, и смогу воспользоваться ими время от времени — ходить на концерты, встречаться с интересными личностями и так далее, я признаю свою привилегию. И это, в свою очередь, позволит мне лучше понять человека из другого, меньшего города, где всего этого нет.

Но точно так же, если человек из небольшого города проделает внутреннюю работу и осознает свои привилегии (например, выходить каждый день босиком на природу, жечь костры, кушать овощи с грядки или же иметь рядом горы для катаний зимой), то и этот человек сможет больше ценить то, что у него/нее есть. Ему и легче наладить отношения с тем, кто из столицы.

Или же, например, если я рядовой сотрудник какой-то организации, то могу не осознавать свою большую силу и способность испортить репутацию компании в один момент, отослав какую-то ложную новость в медиа. А ученик может сорвать любой урок, демонстративно выйдя из класса посреди урока. Таким образом, осознавая свою силу, я могу поддержать руководство, где посчитаю необходимым, или же как ученик могу поблагодарить публично учителя за полученные знания. То есть, я тогда смогу использовать свою силу и привилегии — лучшим образом.

Так, первый шаг приобретения интеллекта силы – осознание своих привилегий. Второй шаг – использование их и привнесение в отношения. Может казаться простым, но требует усилий со стороны человека и внутренней работы.

Юлия Филипповская, фасилитатор и директор Института Глубинной Демократии в Украине

Добавить комментарий