Рискованный бизнес

Многие компании работают по франшизе, принцип которой – «не я придумал, но вместе мы можем сделать это отлично». Подвохи этой бизнес-модели есть для обеих сторон. Правообладатель (владелец идеи) рискует своим авторским правом, репутацией; пользователь (тот, кто решил продвигать чужую идею) не защищен от того, что приобретает кота в мешке, – нет гарантий, что привлекательный бизнес не является распиаренной «пустышкой». Недальновидно создавать бизнес на песке, фундамент должен быть надежным.

Нужна гарантия качества, понимание содержания, прописанные бизнес-процессы. При работе по франшизе высоки и репутационные риски: если кто-то из сети ведет себя недобросовестно, страдают все. Что делать, если это произошло? Готовиться к судебному разбирательству и делать вывод из своих ошибок: необходимо было привлекать юриста на этапе достижения первичной договоренности о совместной работе.

Сила слова

Доверие – важная составляющая партнерских отношений. Чтобы его укрепить, обязательно обеим сторонам необходимо подписывать договор. Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Помните, в школе учили читать на скорость? Забудьте этот навык: читайте внимательно то, что подписываете. Это позволит избежать неприятностей в будущем.

На что стоит обратить внимание.

  1. Условия договора. Проверьте пункты, которые касаются не только выплат, но и порядка выполнения обязательств.

2.Требуйте подтверждения существования предмета договора. Звучит странно, но не всегда он существует. Например, если вам презентуется как ценность какая-то уникальная методика, она должна существовать на бумаге, а не в голове у автора, и, желательно, быть одобренной каким-то профильным учреждением. Убедитесь, что «уникальная методика» – это что-то большее, нежели статья в подконтрольном издании.

  1. Изучите порядок прекращения вашей совместной работы. Успешные браки начинаются с честного прозрачного обсуждения условий развода. Аналогия применима и к бизнесу. Вам должно быть легко и комфортно в обсуждении расхождения, иначе, когда возникнет такая необходимость, мирного варианта не будет.
  2. Не стесняйтесь проверять реквизиты, которые вам предоставляют (номера лицензий, сертификаты и т.п.). Вполне может оказаться, что номер ошибочный, и продукта фактически не существует.
  3. Поинтересуйтесь, что именно описано в патенте, и оцените, насколько конкурентоспособен этот продукт. Есть ли защищенное право использования торговой марки, логотипа? Правообладатель может использовать массу уловок и требовать подписания договора «до» момента разглашения своей уникальности. Право продажи (передачи) нематериального актива в виде запатентованной технологии может передаваться предприятием, если у него есть на это право собственности. Проверить его наличие можно, нужно лишь потребовать финансовую отчетность правообладателя. Она не является предметом коммерческой тайны, поэтому шансы ее получить высоки.
  4. Обратите внимание, что объект интеллектуальной собственности должен быть отражен в составе активов. Принятие на баланс осуществляется комиссией с оформлением первичной бухгалтерской документации и оценочной стоимости. Стоимость нематериального актива формируется, исходя из понесенных затрат в процессе формирования актива, и подтверждается экспертной оценкой профессионального оценщика с указанием информации о содержании актива, его характеристиках, техническим описанием.
  5. Учет нематериального актива осуществляется актом НА-1. В нем должны быть отражены размеры стоимости и амортизации данного актива. Отсутствие такового в балансе свидетельствует о том, что актив попросту не создан. Прав на него нет, соответственно, к продаже (передаче) он не пригоден.

Маркеры недобросовестности

Рекомендации, приведенные выше, помогут вам оценить, насколько искренне правообладатель вступает с вами в отношения франшизы. Но бывают случаи, когда франшиза уже куплена, а права нарушаются. Никто не застрахован от мошенничества, ситуации, при которой у правообладателя изначально не было цели и ресурсов масштабировать свой бизнес. Он всего лишь хотел сиюминутной выгоды.

Что указывает на схему краткосрочного бизнеса при франшизе?

  1. Права пользователя завуалированы, изначально ущемлены.
  2. Сомнительны документы происхождения правообладателя (предмета авторского права).
  3. Правообладатель направляет все свои усилия на обеспечение оплат, а не на выполнение обещанных им действий – обучение, развитие, пиар и т.п.
  4. Обязательства отсутствуют либо не четко выражены. Например, если правообладатель продает систему построения бизнеса, всячески убеждая клиента в его прибыльности и стабильности, при этом, не гарантируя пользователю ничего. К примеру, фраза в договоре «Правообладатель делится своим опытом, исходя из накопленного опыта в своем регионе» свидетельствует о том, что пользователь может быть оставлен «один на один» с вопросами бизнеса, конъюнктурой, специфичной на конкретной территории и в конкретных условиях.

Если у вас есть предпосылки полагать, что вы имеете дело с недобросовестным игроком, используйте инструменты публичности для защиты не только своих интересов, но и очищения рынка от мошенников.

Ирина Мельниченко, CFO «Астра Девелопмент»,

Ксения Проконова, партнер практики безопасности бизнеса Juscutum

Добавить комментарий