Рискованный бизнес
Многие компании работают по франшизе, принцип которой – «не я придумал, но вместе мы можем сделать это отлично». Подвохи этой бизнес-модели есть для обеих сторон. Правообладатель (владелец идеи) рискует своим авторским правом, репутацией; пользователь (тот, кто решил продвигать чужую идею) не защищен от того, что приобретает кота в мешке, – нет гарантий, что привлекательный бизнес не является распиаренной «пустышкой». Недальновидно создавать бизнес на песке, фундамент должен быть надежным.
Нужна гарантия качества, понимание содержания, прописанные бизнес-процессы. При работе по франшизе высоки и репутационные риски: если кто-то из сети ведет себя недобросовестно, страдают все. Что делать, если это произошло? Готовиться к судебному разбирательству и делать вывод из своих ошибок: необходимо было привлекать юриста на этапе достижения первичной договоренности о совместной работе.
Сила слова
Доверие – важная составляющая партнерских отношений. Чтобы его укрепить, обязательно обеим сторонам необходимо подписывать договор. Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Помните, в школе учили читать на скорость? Забудьте этот навык: читайте внимательно то, что подписываете. Это позволит избежать неприятностей в будущем.
На что стоит обратить внимание.
- Условия договора. Проверьте пункты, которые касаются не только выплат, но и порядка выполнения обязательств.
2.Требуйте подтверждения существования предмета договора. Звучит странно, но не всегда он существует. Например, если вам презентуется как ценность какая-то уникальная методика, она должна существовать на бумаге, а не в голове у автора, и, желательно, быть одобренной каким-то профильным учреждением. Убедитесь, что «уникальная методика» – это что-то большее, нежели статья в подконтрольном издании.
- Изучите порядок прекращения вашей совместной работы. Успешные браки начинаются с честного прозрачного обсуждения условий развода. Аналогия применима и к бизнесу. Вам должно быть легко и комфортно в обсуждении расхождения, иначе, когда возникнет такая необходимость, мирного варианта не будет.
- Не стесняйтесь проверять реквизиты, которые вам предоставляют (номера лицензий, сертификаты и т.п.). Вполне может оказаться, что номер ошибочный, и продукта фактически не существует.
- Поинтересуйтесь, что именно описано в патенте, и оцените, насколько конкурентоспособен этот продукт. Есть ли защищенное право использования торговой марки, логотипа? Правообладатель может использовать массу уловок и требовать подписания договора «до» момента разглашения своей уникальности. Право продажи (передачи) нематериального актива в виде запатентованной технологии может передаваться предприятием, если у него есть на это право собственности. Проверить его наличие можно, нужно лишь потребовать финансовую отчетность правообладателя. Она не является предметом коммерческой тайны, поэтому шансы ее получить высоки.
- Обратите внимание, что объект интеллектуальной собственности должен быть отражен в составе активов. Принятие на баланс осуществляется комиссией с оформлением первичной бухгалтерской документации и оценочной стоимости. Стоимость нематериального актива формируется, исходя из понесенных затрат в процессе формирования актива, и подтверждается экспертной оценкой профессионального оценщика с указанием информации о содержании актива, его характеристиках, техническим описанием.
- Учет нематериального актива осуществляется актом НА-1. В нем должны быть отражены размеры стоимости и амортизации данного актива. Отсутствие такового в балансе свидетельствует о том, что актив попросту не создан. Прав на него нет, соответственно, к продаже (передаче) он не пригоден.
Маркеры недобросовестности
Рекомендации, приведенные выше, помогут вам оценить, насколько искренне правообладатель вступает с вами в отношения франшизы. Но бывают случаи, когда франшиза уже куплена, а права нарушаются. Никто не застрахован от мошенничества, ситуации, при которой у правообладателя изначально не было цели и ресурсов масштабировать свой бизнес. Он всего лишь хотел сиюминутной выгоды.
Что указывает на схему краткосрочного бизнеса при франшизе?
- Права пользователя завуалированы, изначально ущемлены.
- Сомнительны документы происхождения правообладателя (предмета авторского права).
- Правообладатель направляет все свои усилия на обеспечение оплат, а не на выполнение обещанных им действий – обучение, развитие, пиар и т.п.
- Обязательства отсутствуют либо не четко выражены. Например, если правообладатель продает систему построения бизнеса, всячески убеждая клиента в его прибыльности и стабильности, при этом, не гарантируя пользователю ничего. К примеру, фраза в договоре «Правообладатель делится своим опытом, исходя из накопленного опыта в своем регионе» свидетельствует о том, что пользователь может быть оставлен «один на один» с вопросами бизнеса, конъюнктурой, специфичной на конкретной территории и в конкретных условиях.
Если у вас есть предпосылки полагать, что вы имеете дело с недобросовестным игроком, используйте инструменты публичности для защиты не только своих интересов, но и очищения рынка от мошенников.
Ирина Мельниченко, CFO «Астра Девелопмент»,
Ксения Проконова, партнер практики безопасности бизнеса Juscutum