Секреты публичного выступления
Благодаря речи можно произвести приятное впечатление на других людей, или наоборот оттолкнуть их от себя. Умение красиво говорить – необходимый навык, с помощью которого можно подняться вверх по социальной и профессиональной лестнице. По статистике, 80% мыслей людей заняты вопросом, как повлиять на поступки окружающих.
Во времена Древнего Рима, ораторское искусство было сильнейшим инструментом в политической борьбе. Власть держалась в руках небольшого круга знатных семейств, где все тайны красноречия хранились и передавались по наследству. Когда из Греции в Рим пришли первые преподаватели риторики, которые готовы были обучать любого желающего, древнеримский сенат забеспокоился и всеми силами старался изгнать греческих ораторов из города.
Сегодня навыки коммуникации никто не держит за семью замками. Они доступны каждому. И при этом в общении возникают сложности с друзьями, в семье, на работе и в бизнесе.
Причины:
- Скованность и страх – проявляются в публичных выступлениях, переговорах, перед камерой, в разговоре с вышестоящими людьми и в различных ответственных разговорах.
- Отсутствие навыка – будем понимать это как отсутствие понимания того, какое влияние оказывают на собеседника те или иные слова и поведение.
Страх сковывает
Больше всего в публичном выступлении мешает свободному общению страх. В своей книге «Масса и власть» Э. Канетти приводит истории о вождях африканских племен, которых убивали соплеменники за то, что учуяли страх в их речи.
Страх накликать на себя гнев руководителя или злые языки окружающих ограничивает проявление воли людей и, соответственно, мешает движению вперед.
У некоторых людей страх публичного выступления доходит до такой степени, что улетучиваются все мысли, которые были упорядочены и разложены до начала выступления. Одна моя ученица назвала сцену перед аудиторией «точкой отупения».
Отсутствие навыка
Андрей Максимов в своей книге «Общение в поисках общего» говорит, что у многих людей нет проблем с наличием своих мыслей, но масса сложностей с их донесением. Это и есть отсутствие навыка.
В студенческие годы я тоже ощущал ограниченность своих коммуникационных способностей. На репетициях в театральном вузе, в котором я учился, происходил коллективный поиск творческих и организационных идей: о чем будет спектакль, каков характер каждого героя, как сочинить сцену согласно основному замыслу спектакля. В процессе таких обсуждений я всегда чувствовал себя ведомым, и когда у меня появлялась какая-то идея, я думал, что ее никто не оценит, и молчал. Через 3 – 5 минут мою мысль озвучивал кто-то другой. Я был удивлен, раздосадован и зол на себя. Со стороны получалось, что я пассивен, а те, кто активно участвует в диалоге, получали главные роли от режиссера. Когда такое повторилось несколько раз, я начал бороться – высказывать свои идеи, не соглашаться или поддерживать точку зрения остальных. Ситуация начала меняться в мою пользу.
К сожалению, коммуникационные проблемы встречаются у многих, даже у руководителей крупных компаний. Как-то ко мне подошла руководитель отдела в крупной компании и призналась, что в переписке она чувствует себя свободно и высказывает свои мысли точно, лаконично и ясно. Но в переговорах она чувствует себя ведомой, как будто не успевает за ходом разговора и не знает, как убедительно настоять на своем. Она не единственная, кому удобнее общаться в интернете, чем в жизни. Постоянная практика переписки приводит к тому, что навыки живого общения забываются как иностранный язык. Многие учатся реагировать на смайлики и в живом общении забывают получать важную информацию об эмоциональном состоянии своего собеседника или аудитории.
Как преодолеть волнение
Раз и навсегда избавиться от волнения невозможно. Даже профессиональные актеры и спикеры признаются, что они волнуются перед выступлением. Но сделать так, чтобы страх не мешал выступать, можно. И это является основной целью.
- Тщательная подготовка
Гонщик «Формулы-1» Л. Хэмильтон в одном из интервью сказал: «Я знаю, как должен готовиться. Я верю в себя и полностью уверен в своих способностях. Все остальное – вне моей власти». Именно так нужно мыслить и делать при подготовке к публичным выступлениям.
Не пишите себе текст и не учите его. Во-первых, такой подход требует больших затрат времени и сил. Во-вторых, если во время выступления вы забудете текст, волнение сильно возрастет.
Для подготовки к публичному выступлению используйте лист формата А4. На нем запишите тезисы выступления по пунктам. Их не должно быть много, на 2 часа выступления достаточно 7 -15 тезисов. Подберите примеры из своего опыта, цифры, факты и т. д., на бумаге запишите только название примера, цифры и статистику. После того как все тезисы подкреплены раскрытием, в спокойной обстановке просмотрите весь план, запомните последовательность и переходы от одного пункта к другому.
Дополнительно, для большей уверенности, можно выучить начало выступления и в этом выученном тексте дать себе зацепку на последующую речь. Например: «Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий Малиночка. Я тренер по ораторскому искусству и публичным выступлениям. Ораторское искусство – это проявление нашей воли. Воля проявляется через движения, мимику, жесты и голос». Последние четыре слова – это и есть моя зацепка на все выступление. Они звучат и для слушателей и для меня. Теперь я в импровизационном порядке могу раскрыть каждое из них.
Пусть вас не пугает мысль, что вы можете что-то забыть в своем выступлении. Мы склонны додумывать некоторые вещи, и часто не требуется подробное изложение всей темы.
2.Идея и намерение
Найдите для себя то, что лично вас вдохновляет в той теме, с которой вы выступаете. Тогда намерение донести информацию становится сильнее страха. Одного моего знакомого пригласили провести мастер-класс для студентов по продвижению в социальных сетях. Он подготовился по тому плану, который я описал выше, и начал репетировать свое выступление передо мной. Когда он заговорил, я ощутил, что чего-то не хватает. Материал звучал сухо и академично. Такой мастер-класс не разжигал внутреннего огня. Знаете, чего не хватало? Вдохновения! Теперь перед парнем стояла цель не только поделиться опытом, но и зажечь аудиторию. На следующий день он провел мастер-класс. А вечером позвонил сказать, что все прошло отлично.
3.Осознанное управление телом
Необходимо научиться управлять своим телом и быть раскованным. Открытые жесты свидетельствуют о том, что спикер уверенно себя чувствует. Звонкий голос тоже говорит об этом и еще создает энергетику в зале. Поэтому нужно говорить с самого начала громко, использовать открытые широкие жесты и смотреть в глаза слушателям. Это техника, и ей можно научиться довольно быстро.
Навык общения
Его можно получить только тренировками, и переступив через страх. Не стесняйтесь высказывать свои мысли, защищайте их и настаивайте на своем, делитесь сомнениями. Не бойтесь, что это может вызвать конфликт. Чтобы оставаться в рамках конструктивной беседы, пользуйтесь принципом: «Мягко с человеком, жестко с проблемой».
Не забывайте об эмоциональном настрое вашей публики. Прием эмоциональной пристройки помогает перевести собеседника или аудиторию из одного состояния в другое. Так, во время одного из тренингов мне попалась уставшая аудитория, которая до этого слушала финансовые мастер-классы. Когда я начал выступать, от усталости люди все время смеялись. Никакими призывами или возмущениями выровнять ситуацию не удалось бы. Я начал шутить вместе с ними, через 15 мин. все выпустили пар, и мы продолжили работу.
Пристраивайтесь к своим собеседникам эмоционально и высказывайте свои мысли. Желаю вам успехов в общении!
Дмитрий Малиночка, тренер по ораторскому искусству и публичным выступлениям, руководитель Malinochka Training Company