Секреты публичного выступления

Speaker at Business Conference and Presentation. Audience at the conference hall.

Благодаря речи можно произвести приятное впечатление на других людей, или наоборот оттолкнуть их от себя. Умение красиво говорить – необходимый навык, с помощью которого можно подняться вверх по социальной и профессиональной лестнице. По статистике, 80% мыслей людей заняты вопросом, как повлиять на поступки окружающих.

Во времена Древнего Рима, ораторское искусство было сильнейшим инструментом в политической борьбе. Власть держалась в руках небольшого круга знатных семейств, где все тайны красноречия хранились и передавались по наследству. Когда из Греции в Рим пришли первые преподаватели риторики, которые готовы были обучать любого желающего, древнеримский сенат забеспокоился и всеми силами старался изгнать греческих ораторов из города.

Сегодня навыки коммуникации никто не держит за семью замками. Они доступны каждому. И при этом в общении возникают сложности с друзьями, в семье, на работе и в бизнесе.

Причины:

  1. Скованность и страх – проявляются в публичных выступлениях, переговорах, перед камерой, в разговоре с вышестоящими людьми и в различных ответственных разговорах.
  2. Отсутствие навыка – будем понимать это как отсутствие понимания того, какое влияние оказывают на собеседника те или иные слова и поведение.

Страх сковывает

Больше всего в публичном выступлении мешает свободному общению страх. В своей книге «Масса и власть» Э. Канетти приводит истории о вождях африканских племен, которых убивали соплеменники за то, что учуяли страх в их речи.

Страх накликать на себя гнев руководителя или злые языки окружающих ограничивает проявление воли людей и, соответственно, мешает движению вперед.

У некоторых людей страх публичного выступления доходит до такой степени, что улетучиваются все мысли, которые были упорядочены и разложены до начала выступления. Одна моя ученица назвала сцену перед аудиторией «точкой отупения».

Отсутствие навыка

Андрей Максимов в своей книге «Общение в поисках общего» говорит, что у многих людей нет проблем с наличием своих мыслей, но масса сложностей с их донесением. Это и есть отсутствие навыка.

В студенческие годы я тоже ощущал ограниченность своих коммуникационных способностей. На репетициях в театральном вузе, в котором я учился, происходил коллективный поиск творческих и организационных идей: о чем будет спектакль, каков характер каждого героя, как сочинить сцену согласно основному замыслу спектакля. В процессе таких обсуждений я всегда чувствовал себя ведомым, и когда у меня появлялась какая-то идея, я думал, что ее никто не оценит, и молчал. Через 3 – 5 минут мою мысль озвучивал кто-то другой. Я был удивлен, раздосадован и зол на себя. Со стороны получалось, что я пассивен, а те, кто активно участвует в диалоге, получали главные роли от режиссера. Когда такое повторилось несколько раз, я начал бороться – высказывать свои идеи, не соглашаться или поддерживать точку зрения остальных. Ситуация начала меняться в мою пользу.

К сожалению, коммуникационные проблемы встречаются у многих, даже у руководителей крупных компаний. Как-то ко мне подошла руководитель отдела в крупной компании и призналась, что в переписке она чувствует себя свободно и высказывает свои мысли точно, лаконично и ясно. Но в переговорах она чувствует себя ведомой, как будто не успевает за ходом разговора и не знает, как убедительно настоять на своем.  Она не единственная, кому удобнее общаться в интернете, чем в жизни. Постоянная практика переписки приводит к тому, что навыки живого общения забываются как иностранный язык. Многие учатся реагировать на смайлики и в живом общении забывают получать важную информацию об эмоциональном состоянии своего собеседника или аудитории.

Как преодолеть волнение

Раз и навсегда избавиться от волнения невозможно. Даже профессиональные актеры и спикеры признаются, что они волнуются перед выступлением. Но сделать так, чтобы страх не мешал выступать, можно. И это является основной целью.

  1. Тщательная подготовка

Гонщик «Формулы-1» Л. Хэмильтон в одном из интервью сказал: «Я знаю, как должен готовиться. Я верю в себя и полностью уверен в своих способностях. Все остальное – вне моей власти». Именно так нужно мыслить и делать при подготовке к публичным выступлениям.

Не пишите себе текст и не учите его. Во-первых, такой подход требует больших затрат времени и сил. Во-вторых, если во время выступления вы забудете текст, волнение сильно возрастет.

Для подготовки к публичному выступлению используйте лист формата А4. На нем запишите тезисы выступления по пунктам. Их не должно быть много, на 2 часа выступления достаточно 7 -15 тезисов. Подберите примеры из своего опыта, цифры, факты и т. д., на бумаге запишите только название примера, цифры и статистику. После того как все тезисы подкреплены раскрытием, в спокойной обстановке просмотрите весь план,  запомните последовательность и переходы от одного пункта к другому.

Дополнительно, для большей уверенности, можно выучить начало выступления и в этом выученном тексте дать себе зацепку на последующую речь. Например: «Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий Малиночка. Я тренер по ораторскому искусству и публичным выступлениям. Ораторское искусство – это проявление нашей воли. Воля проявляется через движения, мимику, жесты и голос». Последние четыре слова – это и есть моя зацепка на все выступление. Они звучат и для слушателей и для меня. Теперь я в импровизационном порядке могу раскрыть каждое из них.

Пусть вас не пугает  мысль, что вы можете что-то забыть в своем выступлении. Мы склонны додумывать некоторые вещи, и часто не требуется подробное изложение всей темы.

2.Идея и намерение

Найдите для себя то, что лично вас вдохновляет в той теме, с которой вы выступаете. Тогда намерение донести информацию становится сильнее страха. Одного моего знакомого пригласили провести мастер-класс для студентов по продвижению в социальных сетях. Он подготовился по тому плану, который я описал выше, и начал репетировать свое выступление передо мной. Когда он заговорил, я ощутил, что чего-то не хватает. Материал звучал сухо и академично. Такой мастер-класс не разжигал внутреннего огня. Знаете, чего не хватало? Вдохновения! Теперь перед парнем стояла цель не только поделиться опытом, но и зажечь аудиторию. На следующий день он провел мастер-класс. А вечером позвонил сказать, что все прошло отлично.

3.Осознанное управление телом

Необходимо научиться управлять своим телом  и быть раскованным. Открытые жесты свидетельствуют о том, что спикер уверенно себя чувствует. Звонкий голос тоже говорит об этом и еще создает энергетику в зале. Поэтому нужно говорить с самого начала громко, использовать открытые широкие жесты и смотреть в глаза слушателям. Это техника, и ей можно научиться довольно быстро.

Навык общения

Его можно получить только тренировками, и переступив через страх. Не стесняйтесь высказывать свои мысли, защищайте их и настаивайте на своем, делитесь сомнениями. Не бойтесь, что это может вызвать конфликт. Чтобы оставаться в рамках конструктивной беседы, пользуйтесь принципом: «Мягко с человеком, жестко с проблемой».

Не забывайте об эмоциональном настрое вашей публики. Прием эмоциональной пристройки помогает перевести собеседника или аудиторию из одного состояния в другое. Так, во время одного из тренингов мне попалась уставшая аудитория, которая до этого слушала финансовые мастер-классы. Когда я начал выступать, от усталости люди все время смеялись. Никакими призывами или возмущениями выровнять ситуацию не удалось бы. Я начал шутить вместе с ними, через 15 мин. все выпустили пар, и мы продолжили работу.

Пристраивайтесь к своим собеседникам эмоционально и высказывайте свои мысли. Желаю вам успехов в общении!

Дмитрий Малиночка, тренер по ораторскому искусству и публичным выступлениям, руководитель Malinochka Training Company

Добавить комментарий