Лидерство с точки зрения нейрофизиологии

Тема лидерства была актуальна в бизнес-среде 10-12 лет назад, после чего последовал традиционный циклический спад интереса, и вот сейчас снова она набирает популярность.  За тот период, когда вопрос лидерства был «на гребне волны», появилось такое количество исследований, работ и публикаций, что, кажется, добавить что-то новое уже затруднительно. Но мало затронутым остался важный аспект – как выглядит феномен лидерства с точки зрения наук, занимающихся вопросами работы мозга и сознания – нейрофизиологии, нейроменеджмента, классической психологии и психотерапии? И что практически полезного для развития лидерских компетенций можно почерпнуть из этих знаний?

Лидерство и психология

Следует отметить, что академическая психология зачастую предпочитает обходить лидерство стороной, поскольку это феномен не только психологического, но и социального порядка. Лидерство, как и любая другая модель поведения, является результатом взаимодействия человека и окружающей среды. Лидер потенциальный  – как человек, обладающий некоторыми личностными характеристиками, позволяющими ему претендовать на эту роль, становится лидером реальным только в случае его востребованности окружением. Это и лидер-руководитель, который ведет за собой подчиненных, и лидер-предприниматель, ведущий за собой потребителей.

При таком подходе можно говорить о лидерстве как о некотором равновесии, конгруэнтности между лидером, как носителем определенной идеи в определенной харизматичной личностной упаковке и средой, способной принять и воспринять его идеи и образ мыслей. Надо также отметить, что здесь наблюдается и такое явление, как положительная обратная связь, когда ощущение потенциальным лидером востребованности его и его идей позволяет ему укрепить необходимые внутренние качества для достижения лидерских позиций.

Управленческий феномен

Если говорить о лидерстве  в практическом бизнес-ключе как об управленческом феномене, то чаще всего обращают внимание на возможности и инструменты  развития лидерских качеств у руководителей бизнеса.

Существуют три способа развития лидерства:

  1. Снятие барьеров в поведении человека, некоторое его натаскивание на стиль поведения, который принято считать лидерским. Серьезная проблема заключается в том, что такого рода подход может быть неадекватным, внушаемая таким образом исключительность потенциального кандидата в лидеры может быть иллюзорной и не вести ни к каким практическим достижениям. Один из авторов статьи много лет активно занимается проектами по развитию персонального имиджа и бренда. В ходе практической реализации таких проектов этот парадокс заметен очень отчетливо: можно «нарисовать» какой угодно лидерский имидж и «натаскать» на такой же стиль поведения, но, если это не соответствует психологическому состоянию и внутренним установкам, требуемого эффекта не будет.
  2. Использование межличностных ресурсов и формирование внешней конгруэнтности. Этот подход опирается на поиск возможностей «уловить», почувствовать те актуальные запросы окружения потенциального лидера, о которых мы говорили выше, описывая этот феномен. В своем роде, тут включается «психологический маркетинг» – поиск такого востребованного «товара», который лидер может предложить своей аудитории. Надо отметить, что зачастую этот «товар» (идеи, мотивация, картины будущего) является скрытыми и нерациональными, и соответственно, не выявляемыми традиционными методами исследовательского инструментария – как социологического, так и маркетингового. Все успешные лидеры как в политике, так и в бизнес-среде, лучше других умеют интуитивно чувствовать подлинные запросы и потребности своей аудитории. Методики нейромаркетинга и психотерапии, опирающиеся на работу со скрытыми, подсознательными мотивами и желаниями, помогают потенциальному лидеру выявить их у своего окружения: они предлагают практические алгоритмизированные инструменты подобного интуитивного чувствования потребностей аудитории.

У феномена лидерства есть объективная нейрофизиологическая природа. В его основе лежит инстинктивный механизм, благодаря которому наши предки объединялись в группы, начиная с самых давних этапов эволюции человечества. Лидерство – это инстинктивный инструмент объединения группы и управления ею, без которого она не смогла бы существовать и результативно действовать (изначально – выживать в природной среде). Исходя из этого, телесные, психосоматические техники могут быть исключительно эффективными для роста лидерских компетенций в таком ключе, как было описано.

  1. 3. Повышение внутренней конгруэнтности и самомотивации потенциального лидера. На прикладном уровне внутреннюю конгруэнтность можно трактовать как то, что лидер не подает своему окружению противоположных вербальных и невербальных сигналов, что его собственные сознательные и подсознательные намерения совпадают – и это однозначно способствует эффективности его влияния и возможности «вести за собой» аудиторию. Эрик Берн для пояснения такой ситуации использовал изящное сравнение с «футболками» – у человека неконгруэнтного на такой символической футболке с одной стороны, например, впереди, «написан» тот месседж, который он стремится сознательно донести до аудитории, на другой – его подсознательное отношение к ситуации и задачам. Оба месседжа – и сознательный, вербальный, и подсознательный, прекрасно считываются в процессе межличностной  коммуникации. Если они не совпадают – это существенно уменьшает эффективность воздействия автора сообщения на свое окружение.

Борьба полушарий

Внутренняя неконгруэнтность приводит не только к неэффективной коммуникации, но и к нарушению мотивации и, соответственно, снижению эффективности деятельности. По сути, она означает, что человек, с одной стороны, на сознательном уровне стремится к достижению поставленной цели, а,  с другой стороны, подсознательно сам же себе мешает. И такая противоречивая ситуация также имеет свои основы – ее возможность потенциально заложена, «запрограммирована» в мозге в виде конкурентных отношений сознательной и подсознательной «половинок» человеческой личности (левого и правого полушарий мозга).

Кроме того, внутренняя неконгруэнтность, внутрипсихические конфликты приводят к нерациональному расходованию собственных ресурсов мозга, их растрачиванию и «самообкрадыванию». Они, в буквальном смысле,  «съедают» интеллектуальную и эмоциональную энергию, поскольку процесс внутренней борьбы, вытеснения психологических проблем сопровождается  повышенным потреблением мозгом энергетического субстрата – глюкозы (она играет для мозга такую же роль «топлива», как бензин – для двигателя внутреннего сгорания). То есть, получается:  чем более человек конгруэнтен, тем больше у него остается сил и энергии на реальную активность, в том числе, и на достижение лидерских позиций.

Татьяна Коробова, управляющий партнер консалтинговой компании K&P partners

Марк Сандомирский, психотерапевт, бизнес-тренер, автор книг, публикаций и зарегистрированных ноу-хау по психологии бизнеса и психотерапии

Добавить комментарий