charisma

Способность завоевывать сердца

В науке о межличностных отношениях есть категории, овеянные мифами, загадками и предубеждениями. Одной из них является харизма. Подобно «средству Макропулоса» – волшебному эликсиру вечной молодости – харизма, в представлении многих людей – это некое волшебство, дающее власть, влияние и возможность диктовать свою волю и управлять массами людей. Это таинственный дар для избранных, который они могут использовать как во благо людей, так и со зловещими целями. Это синоним успеха всегда и во всем.

Харизма – понятие, не имеющее точного определения. Среди трактовок можно выделить:

  • исключительную одаренность, которая проявляется в иррациональной власти над другими людьми;
  • способность притягивать к себе других людей, удерживать их внимание и увлекать за собой;
  • завоевание авторитета благодаря личным качествам; энергетика и напор в реализации чего-либо;
  • способность и умение говорить, воодушевлять и направлять людей.

Из истории

Распространено мнение, что слово «харизма» имеет библейское происхождение. Оно означало божественный дар, благодать и в нехристианской литературе не встречалось. Среди богословов принято считать, что св. Павел впервые употребил его в своем Послании для обозначения дара («charis»), великодушно ниспосланного всем нам Господом. Это Дар Божий, который невозможно заслужить жертвами, хорошим поведением или чем-либо другим. Потому что иначе это уже был бы не дар, а плата за что-то. Позднее харизма стала считаться даром немногих, способных влиять на окружающих в контексте религиозной деятельности служителей Церкви.

Интерес к понятию харизмы возродил немецкий социолог Макс Вебер. Слова св. апостола Павла о харизматичности как о природной одаренности человека, об элементе служения ближнему и проявлении мудрости, были отброшены. Харизма была представлена в контексте качеств проявления власти, влияния и лидерства избранных. Социолог определил харизму как качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Как власть пророка, способного предложить новую веру или идеологию.

Тайна не раскрыта

Философы, психологи, социологи и бизнес-тренеры, каждый по-своему, на протяжении длительного времени стремятся разгадать тайну и сформулировать законы харизматического влияния. На сегодня тщательно проанализированы идеи, поступки, образ жизни, окружение и наследие выдающихся вождей, политических лидеров, религиозных деятелей, звезд культуры, бизнеса и прочих «любимцев публики». Но отыскать универсальный «рецепт» обретения харизмы пока, кажется, никому еще не удалось.

Хотя отдельные аспекты харизматичности лидеров известны:

  • быть решительным, смелым, уверенным в себе, в своих идеях и вести за собой;
  • обладать оптимизмом, верить в свою удачу и видеть возможности;
  • уметь правильно интерпретировать чувства, настроения других людей и вдохновлять, объединять, заражать их своей энергией;
  • брать ответственность за других и демонстрировать силу своих намерений.

Психологи пришли к выводу, что харизма – это «особое свойство психики, благодаря которому личность оценивают как наделенную особыми качествами, в частности, способностью влиять на поведение других». Историки отметили необходимость наличия определенного «инкубатора» – экстремальных исторических условий, при которых сформируется потребность в появлении лидера «на злобу дня», наделенного этим специфическим свойством. Современные социологи, в лице Эрнста Трельча, отбросив мистическое происхождение харизмы, трактуют ее лишь как хорошее владение коммуникационными навыками, которому можно научиться и влиять на других.

Большинство исследователей харизматических личностей почти единодушно пришли к выводу, что основой развития харизматических способностей является важная цель жизни. И не имеет значения: это попытка завоевать весь мир, спасти души заблудших, организовать успешный бизнес или помочь обездоленным. Задача, достойная больших усилий, или дело, которое вдохновляет, открывают в человеке новые грани и дремлющие силы и, как магнит, притягивают последователей.

Типы харизмы

  1. Харизма визионера – лидер открывает неведомые горизонты, предлагает новую идею, вдохновляет и заставляет поверить в кажущееся невозможным, как, например, это делает сегодня Илон Маск.
  2. Харизма доброты – лидер, подобно Матери Терезе, дает почувствовать другим людям их ценность, важность и нужность в стремительно меняющемся и довольно жестоком мире.
  3. Харизма авторитета заставляет поверить в то, что он способен изменить жизнь других (политика – Ли Куан Ю, Маргарет Тэтчер, yferf – Альберт Эйнштейн, бизнес –Ли Якокка, Карли Фиорина.
  4. Харизма фокусавнимания — способность лидера показать каждому человеку, с которым общается, важность этого процесса. Способность увидеть в другом человеке что-то хорошее, интересное – потенциал и ценность. Умение очень чутко чувствовать ситуацию, настраиваться на «волну» ожиданий аудитории, ее желаний, и концентрироваться только на этом. Эксперты единодушно считают обладателем подобной разновидности харизмы Билла Клинтона. С некоторыми оговорками, можно констатировать наличие харизмы фокуса внимания у Юлии Тимошенко.

Быть, а не казаться

Харизматическое лидерство – это всегда отношения между лидерами и теми, кого они берутся вести за собой. При этом последователи хотят испытывать чувство собственной значимости и осознание себя частью большого сообщества. Гюстав Лебон, исследователь психологии масс, писал, что для последователей очень важно доверие к лидеру, которое базируется на его подлинности, под которой подразумевается совпадение провозглашаемых и практикуемых им ценностей.

В этой связи стоит вспомнить эпизод из кинохита «Матрица», где Нео держит в руках книгу «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра. С помощью этого приема режиссер подчеркивает иллюзорность «реальности», в которой пребывает главный герой фильма. Симулякр маскирует отсутствие настоящей реальности. К сожалению, современный мир наполнен симулякрами – копиями, чем-то несуществующим. Бодрийяр считал, что современная политика – это один сплошной симулякр: власть симулирует общественно полезные действия, а оппозиция симулирует протесты. Ложные пророки, мнимые авторитеты, «эффективные» управленцы и фейковые герои. Вероятно, поэтому на их фоне так ярко выделяются немногочисленные истинные лидеры.

Быть, а не казаться, оставаться собой и действовать – вот ключевые характеристики харизматической личности. Однако нельзя за собой вести других, не поняв, кем являешься ты сам. Необходимо ответить себе на важные вопросы: Кто я такой? Кем я себя считаю? Могу ли я добиться того, что наметил? Чего мне уже удалось достичь? Куда я направляюсь? Что наполняет мою жизнь смыслом? Это ли мне всегда хотелось делать? Самоанализ, по мнению Джозефа Бадаракко, профессора Гарвардской бизнес-школы, позволяет сфокусироваться на своих целях, ценностях и выработать сильную лидерскую позицию, основанную на собственном понимании правильного и неправильного. Лидерство начинается с руководства самим собой.

Внешность – не главное

Ошибочным является мнение, что харизматик всегда обладает привлекательными внешними данными. Безусловно, среди харизматических личностей было много симпатичных людей. Однако Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Мать Тереза и многие другие имели относительно посредственные внешние данные, что не мешало им очаровывать людей, оказывать влияние на мысли и действия последних. Черная дешевая водолазка Стива Джобса или длинные волосы и непрезентабельный вид Ричарда Брэнсона стали отличительными особенностями этих харизматических лидеров, выгодно выделяя их на фоне других.

И, пожалуй, самое главное качество харизматического лидера – это сильная вера в себя, в свою идею или дело. Убежденность в правильности своих взглядов, сильная энергетика и умение пробуждать в других людях такую же веру и стремление к достижению цели создают силу, способную преодолеть неудачи, разрушить барьеры и изменить мир.

Важной также является способность быть внутренне сильным, чтобы держать удар и не прятаться за спинами других в сложных ситуациях. При этом допускается проявление определенных человеческих слабостей, лишь подтверждающих, что лидеры – тоже люди. Так, Кеннеди и Клинтон, с их непреодолимой тягой к женскому полу, или Черчилль, с его ежедневным употреблением алкоголя, не только не отторгались обществом, а пользовались неизменной любовью. Многие лидеры извлекали выгоду из своих слабостей, проявляя, тем самым, свою человечность. Таким образом, харизма – это не только демонстрация достоинств, но и проявление недостатков, не скрытых под маской фальши.

Во всех нас заложен «огонь» харизмы, который помогает влиять на других людей. Как быть: осветить путь другим людям, как это сделал герой Данко, или потушить его страхом и неверием – зависит от выбора человека. Ницше говорил, что если человек может дать ответ на вопросы: «Зачем?» «Для чего?», то почти всегда найдет ответ на вопрос «Как?». Однако наивно полагать, что у всех людей одинаково достаточно веры, воли, сил, желания сделать такой выбор: вести за собой и вдохновлять других на действия. Большинство людей хочет очень много и сразу, а потерпев первое поражение, тут же сдаются. Как подметил Шопенгауэр, каждый считает границы своего горизонта границами мира. И лишь немногие идут за его пределы.

Лидия Смола, доктор политических наук, профессор КПИ