КСО

Наше понимание социальной ответственности

Тема социальной ответственности бизнеса в Украине очень популярна. Учитывая ситуацию, в которой находится наше государство, и откровенно слабую социальную политику, отдельные люди и бизнесы, по сути, берут на себя часть его функций – лечат детей, помогают старикам, поддерживают социальные и образовательные проекты и многое другое.

Это – очень важные вещи. Но лично я все-таки думаю, что настоящая, «первоочередная» социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы наилучшим образом выполнять свою работу и помогать своим клиентам. Возможно, у меня такое убеждение потому, что я почти 25 лет работаю в страховании, а этот бизнес, что называется, «по определению» социальный. Когда ты каждый день сталкиваешься с людьми, которые попали в ДТП, потеряли имущество или здоровье, чьи родственники погибли, и эти люди рассчитывают на то, что страховая компания выполнит взятые на себя обязательства быстро, качественно и в полном объеме, – ты четко осознаешь, насколько важно делать ее максимально хорошо.

Последние два года я руковожу Моторным (транспортным) страховым Бюро Украины. Это объединение страховщиков, созданное, чтобы осуществлять страховые выплаты пострадавшим в ДТП, в случаях, если у виновника нет полиса ОСАГО.

По закону, мы обязаны только делать такие выплаты и управлять фондами, сформированными для этой цели. Казалось бы, можно этим и ограничиться, мы и так выполняем важную для общества роль, защищая интересы пострадавших в ДТП. Они обращаются в Бюро с различными вопросами и ждут, что кто-то обратит внимание на их проблемы, поможет их решить или хотя бы начнет их решать, если проблема системная.

Поэтому, когда два года назад мы разрабатывали дорожную карту развития Бюро и всего рынка ОСАГО, мы сознательно включили в нее задачи, решение которых не является обязанностью Бюро, но необходимо для владельцев авто. Это – наше понимание социальной ответственности.

В данный момент самой актуальной темой, с точки зрения корпоративной социальной ответственности МТСБУ, считаю работу над принятием нового закона об ОСАГО. Бюро – не законотворческий орган, но в прошлом году мы вместе с другими участниками рынка страхования приложили огромные усилия и разработали новую редакцию закона об ОСАГО, обсудили ее с народными депутатами и добились, чтобы эту редакцию взяли за основу нового проекта закона. Действующий сегодня закон содержит ряд норм, которые считаю откровенно несправедливыми по отношению к владельцам авто. Например, то, что выплаты за компании-банкроты осуществляются только после завершения процедуры банкротства, а она в Украине длится 5-6 лет. Если новый закон будет принят, то выплаты за компании, которые не выполняют свои обязательства, будут осуществляться в течение нескольких месяцев – после отзыва у компании лицензии или исключения ее из Бюро.

Правильный ли такой «сугубо профессиональный» подход к вопросу КСО? Я не готов утверждать категорически. Для себя мы решили брать инициативу и ответственность за решение проблем рынка ОСАГО, в том числе, и в тех аспектах, которые может регулировать государство, но пока эффективно не реализует эту функцию.

Владимир Шевченко, генеральный директор Моторного (транспортного) Бюро Украины