Навыки, которые помогут победить после карантина
Мир не будет прежним. После COVID-19 мир изменится. Об этом мы слышим отовсюду. Кто-то воспринимает эту информацию оптимистично: кризис – это возможности, кто-то – со страхом, но все ждут изменений, причем, кардинальных. Предлагаю откинуть лишние эмоции и исследовать, как повлияют сложившиеся обстоятельства на востребованность навыков как «простых людей», так и руководителей.
Что имеем на сегодняшний день
Бизнесы, которые были более подготовленными для дистанционной работы сотрудников, конечно, чувствуют себя уверенно. Но даже в таких компаниях речь не шла о ежедневной удаленной работе, когда у сотрудника рядом в квартире есть вторая половина, которая также работает удаленно и еще дети, которые нуждаются во внимании и удовлетворении хотя бы базовых потребностей: поесть, попить, поиграть, пообщаться.
Те же бизнесы, которые не интегрировали в свою корпоративную культуру удаленку, столкнулись с тем, что приходилось перевозить сотрудника вместе с его компьютером. Есть еще и те, которые не способны работать удаленно. Им, конечно, сложнее всего. И тут спас такой навык как нестандартный, творческий подход к решению проблем: когда кинотеатры делают доставку своего поп-корна, когда мастера салона красоты транслируют, как в домашних условиях оставаться красивой, когда инструкторы йоги тренируют в онлайн.
Если посмотреть на то, с чем мы столкнулись сейчас и что нас ждет, судя по опыту выходящих из карантина европейски стран, – это сплошное дистанцирование клиента и представителя услуг. И под клиентами мы можем понимать как внешних клиентов, так и внутренних, тех самых сотрудников. И тут всем не просто, непривычно и как-то по-другому… Необходимо менять свое поведение, свои паттерны и традиции. Уже нет утреннего кофе с коллегами, привычных планерок и разговоров в курилках. Нет и дорожных пробок, тесных маршруток и траты времени на дорогу. И с этим всем необходимо свыкнуться.
Рассмотрим, какие навыки помогут не только выжить, но и быть эффективным в ближайшем будущем с трех позиций: Руководитель, Сотрудник и Человек. Так мы получим наиболее емкую и полную картину. При этом, я не буду детализировать сферу бизнеса, понимая, что всегда есть специфические навыки и компетенции, которые являются критическими, но всегда остаются базовые навыки. За основу я беру исследования Forbes, данные с различных конференций для HR и руководителей, которые проводились за последние недели.
Руководитель
Для руководителя, человека, который несет ответственность за других людей, который отвечает за показатели своего подразделения, необходимо развивать следующие навыки.
- Адаптивность и гибкость. В том числе, и психологическая устойчивость. Этот навык включает в себя возможность быстрого переключения с одних стандартов на другие, принимать решения в условиях неопределенности, хорошее чувствование происходящего. Видеть в кризисе возможность. В то же время, когда все меняется часто, когда мы знаем, что часть профессий исчезнет, а большинство новых профессий еще неизвестно, – адаптивность в объединении со следующим навыком даст колоссальные результаты.
- Life long learning – постоянное обучение и саморазвитие. Тренировка мозга и создание новых нейронных связей, чтобы оставаться актуальным, чтобы ориентироваться не только в том, как это было, но и в возможных будущих трендах. Быть готовым быстро овладевать новыми навыками как техническими, так и soft skills. Отличная новость – открыт доступ к огромному количеству онлайн-курсов и вебинаров, а также библиотекам. Самое главное – захотеть и сделать первый шаг.
- Дистанционное управление. Этому учат нечасто, а в таком управлении есть много нюансов. Чайка-менеджмент тут точно не пройдет, хотя его очень любят некоторые руководители, которые считают, что важно «взбодрить» людей, а там они как-то разберутся. В этом способе управления важны как индивидуальные встречи, так и проведение групповых митингов, причем с четкой аджендой и фиксированием договоренностей. Сейчас появляется новая трактовка СЕО (Chief Executive Officer) как Chief Empathy Officer. В ней отмечают такие черты для руководителя, как простота и регулярность коммуникации, сохранение доверия сотрудников. В условиях кризиса сотрудники особенно тонко слышат, если что-то недоговаривается. Из своего опыта могу подтвердить, что управлять дистанционно – это иначе, но этому тоже можно научиться.
- Эмоциональный интеллект. Этот навык популярен, но будет еще более востребованным в дальнейшем. Поскольку человек, осознающий и управляющий своим эмоциями, чувствующий состояние других, эмпат, значительно легче коммуницирует, вызывает уважение и доверие коллег, за ним с удовольствием идут, как за лидером.
- Креативность, инновационность, способность видеть нестандартные решения и выходить за рамки обычного мышления, out-of-the-box. Эти навыки помогут находить новые решения для клиентов, по-другому эффективно использовать ресурсы, в том числе, человеческие – для решения задач.
- Критическое мышление. Этот навык помогает отсортировать информацию, необходимую для принятия решений.
- Коммуникация. Речь идет и о корпоративной коммуникации в период изменений. Необходимо правильно выстроить каналы коммуникации с сотрудниками. Некоторые глобальные компании отмечают, что своевременная коммуникация о ситуации в мире в компании помогла снизить эмоциональный накал сотрудников. Другие компании отмечают, что даже при вынужденном сокращении, правильная коммуникация помогла им сохранить лицо и поддержать сокращенный людей, а также успокоить и прояснить ситуацию тем, кто остается работать. Регулярные обращения топ-менеджмента и общение со своим непосредственным руководителем позволяют сотруднику оставаться в ресурсном состоянии.
- Планирование с грамотным использованием данных, включая несколько вариантов развития событий, учитывая риски и последствия.
- Техническая грамотность. Умение пользоваться разнообразными программами, которые помогают руководителю управлять, проводить совещания, отслеживать результаты – это уже не рекомендовано, а необходимо. Существует большое количество возможностей и ПО. Даже, если в компании нет инструмента для работы с командой, можно использовать такие как Asana, Trello, Битрикс 24, Work section или найти что-то другое, что поможет именно вам и вашей команде лучше отслеживать прогресс и видеть всю картину.
- Своевременно просить помощи. И на солнце есть пятна. То, что отмечают международные консалтинговые и глобальные компании – руководители часто не готовы к такому развороту событий, как это произошло с COVID-19. Им нужно дополнительное обучение дистанционной работе, коучинг, менторинг, «звонок другу» – то, что их может поддержать, поможет не выгореть в ближайший квартал, а сделает их более сильными.
Это ТОП-10 навыков, которые в ближайшие полгода минимум будут востребованы. Можно их сравнить с той десяткой, что была презентована на Давосском 2020 года
1. Решение комплексных проблем.
2. Критическое мышление.
3. Креативность.
4. Управление людьми.
5. Согласование действий с другими людьми.
6. Эмоциональный интеллект.
7. Экспертная оценка и принятие решений.
8. Ориентация на оказание услуг.
9. Ведение переговоров.
10. Гибкость мышления.
Сотрудник
Что сейчас необходимо для того, чтобы оставаться не только эффективным, но и востребованным профессионалом?
- Самодисциплина. Сейчас сотрудники делятся на 2 категории. Первая – работает значительно больше по количеству часов, чем работала в офисе, и тут речь идет именно о часах работы, реализации задач. Вторая никак не может нормально спланировать свое время и отвлекается на другие задачи, попадает в ловушки планирования. Не так легко перенастроиться с привычки работать в офисе, которая у некоторых вырабатывалась значительно дольше, чем 10 лет. Тут на помощь придет планирование, фиксирование коротких результатов. Тем, кто любит приложения, можно попробовать Pomidoro tracker или что-то подобное, где вам сигнализируют о прошествии 25 минут и тогда можно переключиться с выполнения задачи на отдых и другую задачу. Или можно придумать свою систему. В утешение могу сказать, что все, кто перешел на фриланс или открыл свой бизнес, с этим также сталкиваются.
- Эмоциональный интеллект, особенно в разрезе стрессоустойчивости. Это комплексный навык и важно понимать, что лучше профилактика, чем работа с выгоранием. Определите, что вас вдохновляет, выявите, что вводит в стресс – и учитывайте эти факторы при работе.
- Умение работать самостоятельно. Это не всегда легко. Если вы чувствуете, что стрессуете от отсутствия рядом своих коллег – предлагайте короткие общие перерывы в любом мессенджере. Инициируйте общие встречи, например, пятничный 5 o’clock teа или что-то еще. Помогите себе сделать вашу работу комфортной и продуктивной.
- Саморазвитие. Как и в предыдущем списке, этот навык теперь с нами навсегда. Если обучение – не ваше любимое занятие, то ищите для начала то, чему действительно хотелось бы научится (игра на гитаре, рисование тоже подойдут), а уж потом берите профессиональное обучение.
- Адаптивность и гибкость. В этом случае важно быть готовым к тому, что возможно необходимо быстро взять на себя дополнительную функцию, заняться теми задачами, которые раньше не делали, повысить свою квалификацию.
- Техническая грамотность. Как бы не хотелось некоторым сотрудникам надеется, что их это не коснется – коснется. Уже. Так что, онлайн-обучение, видеоролики, помощь более продвинутых коллег – вам в помощь.
- Коммуникация. Этот навык был и будет базовым, необходимым для того, чтобы реализовать свой потенциал, быть более счастливым, в конце концов. Сейчас мир становятся более открытым к коммуникациям и международным в том числе. Поэтому, навыки быстро строить доверительные профессиональные отношения, легко вливаться в коллектив особенно важны.
Для Сотрудников также важны креативность и обращение за помощью, о которых писалось выше. И, наконец, практически для каждого из нас сейчас важно чувствовать и сохранять свои границы. Да, есть норматив 2 метра, но сейчас о другом. Мы привыкли менять свои роли. Дома муж, жена, дочь, сын, а на работе – специалист, юрист, директор. А тут все смешивается. И важно научится быть и в контакте с другими, и с собой. Это позволит не нарушать границы других, своих родных.
Как обычная гигиена важен навык информационной гигиены. Это близко к критическому мышлению. Оставьте в поле вашего внимание только те каналы информации, которым вы доверяете и после которых вы остаетесь в уравновешенном состоянии. Уменьшите те, которые выбивают вас из колеи.
И толерантность. Мы все разные. И все похожие. И потом вы не вспомните почему на кого-то накричали или обиделись. Пробуйте в своей жизни использовать язык эмоциональной грамотности и увидите, как все становится легче и спокойней. Кризис – это возможность. И только от нас зависит, как мы ею воспользуемся, и какие плоды нам это принесет. Процветания всем нам!
Катерина Кришталева, бизнес-тренер, коуч