Новая трудовая модель мира

Палитра трудовых отношений стремительно меняется, и то, что вчера еще было невозможным, сегодня уже – реальность. И только вопрос времени, когда существующие ограничения между человеком, робототехникой и искусственным интеллектом будут стерты. Новую трудовую повестку формирует не только экономика через появление новых индустрий, секторов и кластеров, создавая новые профессии и отправляя в прошлое целые группы профессий, но и новые культурные коды, через новые ценности, привычки, правила. Как следствие, есть запрос на новые формы трудовых отношений и новой трудовой этики.

У детей, которые родились в эпоху интернета, и с малого возраста умеют пользоваться гаджетами, сформированы новые модели коммуникации, восприятия и работы с информацией. Будучи полностью погруженными в цифровые технологии, они по-другому относятся к труду, в отличие от старшего поколения. Их трудовые привычки индивидуальные, и коллективное выполнение работы отличается от нынешнего трудового поколения.

Мы вступаем в эпоху, когда происходит усложнение труда: ценность труда, способы его выполнения и взаимодействия между исполнителями меняются. И если драйвером индустриальной эпохи стал переход от ручного труда к машинному, постиндустриальной – появление информационных технологий, то какой драйвер будет в эпоху трансиндустриализма, будет понятно в 30-40 годы текущего столетия. Будет ли это искусственный интеллект, освоение космоса или что-то иное. При этом уже на текущий момент времени четко понимаем ключевые трудовые тренды и векторы развития социально-трудовых отношений в мире.

Каким будет труд в середине XXI века? Как будет оцениваться успех? Как изменятся трудовые отношения? Какой будет глобальная и национальная политика в сфере труда и социальных отношений?

Тренды глобальных трудовых взаимоотношений

 Трансформация рынка труда проходит в пределах нескольких векторов.

  1. Разнообразие форм занятости. Сегодня каждый 10-й сотрудник задействован на удаленной работе, фрилансе или частичной занятости. Все идет к тому, что к 2020 г. 50% работ будут выполняться дистанционно. Это на глобальном уровне меняет распределение трудового потенциала между странами и регионами, позволяя привлекать сотрудников в любой момент времени из любой части мира. На национальном уровне, когда каждый сотрудник конкурирует не только с другими специалистами в стране, но и в мире, национальные компании будут повышать уровень оплаты и улучшать условия труда, компенсационные пакеты. Так как у потенциального работника возможности в выборе работы, компании или проекта многократно возрастают.
  2. Робототехника. Исследование Оксфордской школы Мартина говорит о том, что в ближайшие 20 лет 47% всех рабочих мест в США могут занять умные машины и программы. По словам директора Глобального института McKinsey, это может быть большей угрозой для работников умственного труда, чем для простых рабочих. Основными индустриями становятся: космические технологии, цифровая энергетика, биомедтехнологии, управление временем, управление климатом и управление разумом.

Рост процента работ, которые будут выполнять программы и умные машины, запустит два ключевых процесса. Во-первых, те работы, которые выполняются по определенному алгоритму, будут переданы роботам, соответственно, освободится часть занятого населения, и возникнет вопрос о его переквалификации и создании рабочих мест в других секторах экономики. Во-вторых, изменятся требования, ценность и оплата труда, который будет выполнять человек. На глобальном уровне – это будет способствовать развитию кластеров, где сконцентрированы научные центры, инновационные парки, роботизированные производства. Переход на уровне регионов и стран будет постепенным, при этом неравномерным в глобальном масштабе. На национальном уровне изменятся структуры экономик в соответствии с мировым распределением центров роботизированных производств. Будут пересмотрены подходы к расчетам производительности труда, перенаправлению трудового потенциала в другие индустрии, новые стратегии его развития и подготовки. Возникнет потребность в новых формах удержания персонала в пределах определенных территорий.

  1. Миграция населения и трудовая мобильность. По данным ООН, число международных мигрантов во всем мире растет – от 173 млн человек в 2000 г. до 321 млн человек к 2050 г. При этом пятерку стран с наибольшим числом иностранных трудовых мигрантов составляют США, Саудовская Аравия, Германия, Россия и ОАЭ, как утверждают эксперты Всемирного банка в докладе Migration and Remittances: Recent Developments and Outlook. Больше всего мигрантов направляются из Мексики в США. Рост миграции населения приводит к вымыванию трудового потенциала из одних территорий, например, рабочего персонала со стран, которые развиваются, в страны с высоким уровнем развития экономики и социальных гарантий. Это приводит к увеличению социальной нагрузки на одного работающего в данных странах. На глобальном уровне возникает потребность в разработке мер сдерживания, удержания и регулирования миграционных потоков через создание новых социальных инноваций. На национальном уровне необходимо развивать конкурентные преимущества для привлечения населения и трудового потенциала в страны, улучшать условия привлекательности стран и территорий для проживания и работы.
  2. Новые формы социально-трудовых отношений. Переход от ресурсной экономики к энергосберегающей меняет природу потребления. Люди отказываются от массового потребления и переходят к рациональному и бережному природопользованию и замкнутым производственным циклам. Изменение природы потребление меняет и природу вознаграждения за труд. Увеличение продолжительности и улучшение качества жизни, обучение на протяжении всей жизни, увеличение длительности трудовой жизни, освоение 2-4 профессий в течение жизни, а также индивидуализация, персонализация как специфика цифрового труда и уход от командного и социализированного труда кардинально изменят трудовую этику. На глобальном уровне человеческий труд станет намного сложнее, возникнут новые формы выполнения и управления трудом. На национальном уровне будут возникать новые формы регулирования трудовых отношений и оценки труда.
  3. Новые формы финансирования предпринимательства. Вопрос занятости населения можно решать двумя путями: создавать новые рабочие места или же поддерживать предпринимательство. Сегодня вход в бизнес и выход из него как и масштабирование бизнеса намного проще, быстрее и легче. Этому способствуют много факторов: создание более гибких организационных структур, возможность привлекать удаленный персонал, финансировать стартапы через краудфандинговые платформы. На глобальном уровне будут увеличиваться количество фрилансеров, формироваться команды под выполнение определенных проектов, привлекаться топ-специалисты на управление проектами, а не компаниями, расти культура предпринимательства. На национальном уровне страны будут разрабатывать новые условия для регулирования и развития предпринимательства на определенных территориях. 

Вызовы искусственного интеллекта

Основная дилемма будущего трудовой сферы – что будет делать мир с освободившимся трудовым потенциалом. Если большинство работ будут выполнять роботизированные машины, а управлять процессами будет искусственный интеллект, то чем будет занят человек? Это привело к появлению и апробации новых подходов, таких как гарантированный доход для граждан, который некоторые страны уже начали внедрять. Ученые говорят о том, что персонал, занятый в производственном секторе, перейдет в сферу услуг или космическую отрасль, которая сейчас начинает активно формироваться (освоение новых космических горизонтов и появление частного рынка космических полетов).

При этом мы должны понимать и те ограничения, которые сегодня существуют и не смогут быстро быть преодолены. Не все территории и регионы одинаково развиваются, соответственно, говорить о тотальном исполнении всех работ роботами на всех континентах и во всех странах однозначно невозможно. Замещение будет происходить постепенно, с уходом одних профессий и появлением других.

Искусственный интеллект также имеет на сегодня свои ограничения, это – невозможность создавать «инно» (только новое), ставить задачи, отсутствие чувств (сопереживание, соучастие). Исходя из этого, часть процессов управления может уже сегодня быть передана искусственному интеллекту, но не все и не ключевые.

При этом возникает необходимость в выработке моделей управления совместными командами: где есть как удаленные, так и офисные сотрудники, командами, в которых совместно работают роботизированные машины, люди и искусственный интеллект. Что, в свою очередь, создает предпосылки для формирования иных трудовых взаимоотношений регулирования как юридических, так и этических аспектов выполнения труда.

В начале 2017 г. в парламенте ЕС начали рассматривать вопрос правового статуса роботов – электронных лиц. При этом ответственность за допущенные ошибки или ущерб будет нести собственник робота. Также уже начали обсуждать возможные налоги на роботизированные производства, с которых можно будет обеспечивать социальные гарантии гражданам.

Еще один элемент, который дает возможность работы роботизированных производств, это – обеспечение их энергетическими мощностями. Потребление, которое сегодня может быть равно потреблению среднего города.

Вопросов больше, чем ответов, и единого подхода нет, так как и нет единого контура, относительно которого будут формироваться новые социально-трудовые отношения. Но, однозначно можно сказать, что в мире есть запрос на новые социальные модели существования общества, одной из которых является модель сетевого общества, уход от вертикальных структур и переход на горизонтальные модели управления.

После того, как будут найдены ответы на вопросы о драйверах экономического роста, о формах новых социальных структур управления, можно будет четко очертить новую сетевую трудовую модель, которая должна быть междисциплинарной, многослойной, гибкой и динамичной.

На глобальном уровне мы находимся на этапе формирования новых правил и ценностей трудовых взаимоотношений. А на национальном уровне существует актуальный запрос на выработку стратегий развития трудового потенциала стран и регионов, разработку новых норм регулирования трудовых отношений в контексте обеспечения их национальных интересов и систем безопасности.

Жанна Балабанюк, CEO консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC, PhD in HRM

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий