Перезагрузка бизнеса

Бизнес развивается по s-образной кривой: существует зависимость между сроками его развития и эффективностью. На старте бизнес растет, потому что есть энтузиазм лидера, начальный капитал (если «плохо» продуман бизнес-план, то иногда бизнес уходит в минус, но потом поднимается и активно развивается).

Спустя время, идеи, которые были заложены изначально, свой потенциал исчерпывают из-за действий конкурентов или изменения рынка, и бизнес затухает. Поэтому, когда бизнес находится на этапе стабильного роста, самое время подумать о вариантах его дальнейшего развития и заложить новые идеи. Как говорил академик Глушков: «Чтобы система была устойчивой — её надо чаще трясти».

Кризис — результат не управления

Японцы, популяризируя систему кайдзен, выяснили, что 98% проблем в обеспечении качественного управления — это плохая работоспособность системы и только 2% — это ошибки людей.

Кризис — это незнание путей дальнейшего развития. Он может случиться в любой момент развития компании. И необязательно, когда весь потенциал бизнес-идеи исчерпан. Например, доллар был по 8 гривен, а стал 27. Если топ-менеджмент знает, что делать в такой ситуации, — это не кризис, а временные трудности. Кризис — это не управление. А что же такое управление?

Это слово включает в себя следующие функции: лидерство и принятие решений, планирование, организация, учет и контроль, анализ, стимулирование и информирование. Зачастую все эти функции выполняет собственник компании, который не может (и не хочет) никому делегировать полномочия. Однако это неэффективно, ведь лидер не может всем управлять сам, и он не вечен. Нужно иметь топ-менеджеров, которым можно передать отдельные функции. Поэтому нужно заранее формировать преемственность, создавать управленческую школу на предприятии.

Как понять, наступил ли кризис в компании, куда и как двигаться? Для этого можно использовать SWOT-анализ, который выявляет сильные и слабые стороны бизнеса, возможности и угрозы рынка. На его основании необходимо выработать рекомендации, что делать и куда двигаться дальше.

Миссия, видение и цели

Существуют определенные параметры, которые характеризуют фокус бизнеса. Чтобы подобрать нужный параметр, необходимо понимать бизнес и динамику его развития. Параметры не сохраняются вечно, они могут пересматриваться, когда бизнес выходит на другой уровень. Важно, чтобы идею собственника разделяли все коллеги, сподвижники и единомышленники. Эта идея называется миссией. Важно также, чтобы миссия компании и личные миссии представителей «костяка» коллектива были согласованы.

Один из способов  определить личную миссию

  1. Возьмите лист бумаги и напишете 5-6 проектов или дел, которыми вам больше всего нравится заниматься в жизни.
  2. Представьте, каким вы себе нравитесь, и опишите несколько своих характеристик.
  3. Перечислите 2-3 поступка, которые бы вы совершили, или дела, которые бы сделали, если бы были всемогущим.
  4. Напишите расписку: «Я (ФИО), выполняя то, что мне нравится (2 позиции из 1 пункта), становлюсь (подставьте слова из 2 пункта), чтобы сделать вот это …(из 3-го блока выбираете что-то одно).

Важная составляющая бизнеса — способность видеть свою компанию через какое-то время. Это — видение. «Будьте реалистами, но требуйте невозможного» — так можно его описать. Оно выражает желание достичь результатов в течение определенного времени. Если бизнес долгосрочный и связан, к примеру, с авиацией, где требуется около 7 лет на реализацию проекта, то видение нужно расписать на 20 лет вперед, если бизнес краткосрочный — на 2-3 года вперед. Видение периодически необходимо пересматривать.

Чтобы воплотить долгосрочное видение в жизнь, нужно определить последовательность его реализации на годы — это цели. Совокупность целей по годам — это стратегия. То, как нужно действовать в течение первого года, — это тактика. Если цели первого года разбить на кварталы и месяцы, получатся задачи.

Связующей основой бизнеса является его корпоративная культура. Она напрямую связана с ценностями лидера. Она сплачивает коллектив для достижения поставленных целей, реализации видения компании.

Персонал — наше все

Создают системы и поддерживают их работоспособность — люди. Перезагрузка бизнеса начинается с оценки персонала. Какие бы проблемы ни возникали, необходимо помнить, что персонал — это основной ресурс, который есть в компании. Если научиться его правильно использовать, то переход к системному бизнесу произойдет намного быстрее.

Неправда, что кадры решают все. Только нужные кадры решают все. Если команда дисциплинированна, люди — единомышленники, то не нужно ее дополнительно контролировать (работает самоконтроль). Просто вместе собранные случайные люди не будут работать эффективно. Лучше дольше искать нужного человека, а не брать в спешке в компанию кого попало. Для этого можно использовать систему тестов. В частности, можно достаточно просто определить преобладающие стили управления у того или иного менеджера.

При этом важно понимать компетентность исполнителей. Если подчиненные невысокого профессионального уровня, то использовать, например, командный стиль управления не рекомендую. А когда работники — профессионалы в своем деле — не стоит мешать им работать.

Леонид Бирюков, партнер, консультант по управлению «Абсолют офис»

Добавить комментарий