Шпаргалка, как не сойти с ума в кризис


Растерянность, сомнения, паника, самобичевание, неуверенность в будущем… Что с этим делать, когда вокруг все кажется мрачным? Как быть, если периоды социально-экономических потрясений порождают массу внутренних противоречий и кризисов человека и наоборот?

Представьте, что организм болен хроническим недугом. Он приспосабливается к патогену, и готов с ним сожительствовать вечно, пока тот в конец не сведет своего хозяина в гроб. Такова природа паразитизма – хоть биологического, хоть психологического. 

Действительно, хроническая болезнь приводит либо к выздоровлению через обострение, либо накапливаясь, и не излечиваясь, усугубляется осложнениями. Мудрые врачи раньше специально применяли провокаторы хронической болезни, ибо прекрасно знали – вяло текущую хворь организм не замечает. Таким образом, обострение медленно тянущейся болезни во имя выздоровления вызывается исключительно внешними причинами – естественными или рукотворными.

Вот так и кризисы общества – политические, социальные, экономические –провоцируют внутренние, в благополучное время подавляемые, кризисы многих людей. На обострении играют нечистые на руку политики, и даже бизнесы. В страхе за жизнь – выдвигают себя как единственного спасителя, усугубляя страх голода – сбывают залежалый товар. Так получается, что «не леченные» психологические обострения приводят к необдуманным, нерациональным, транжирящим последние ресурсы, и даже откровенно вредоносным действиям. Эти же обострения у менеджмента негативно влияют на ведение дел, ведь в состоянии психологической нестабильности непросто обдумать сложившуюся ситуацию и принять правильное решения, которого ждут от руководителя. Таким образом, в условиях внешней неразберихи и неопределенности управленцу нужно быть центром спокойствия, уверенности, а главное – собственным разумом прогнозируемых и определенных действий. Для этого свои кризисы необходимо излечить, извести. Иначе, рано или поздно, в ответ на подходящий триггер внутренние паразиты будут включаться, уводя в эмоции, высасывая силы, направляя в бездумные действия или наоборот, в апатию и ступор. 

Что делать бизнесу, и его руководителю, в условиях неопределенности, стагнации и растерянности неизвестного будущего? 

  1. Остановиться. В психологии и психотерапии понятие «hilt!» (с нем. «стой») означает, что в любой неясной ситуации необходимо остановиться. На время, на мгновение, чтобы из эмоциональных грез вернуться в состояние реальности. Причем, чем сильней захлестнула эмоция, или состояние, тем дольше должна быть выдержана пауза. На данный момент карантин – это масштабная пауза в большинстве стран мира. 
  2. Воспринимать себя адекватно. Почему – себя? Каждый считает, что трезво оценивает всех и вся. При этом осуждает одних и отказывается от общества других; вожделеет тревогу, роясь в зарубежной статистике заболеваний и смертности; с ожиданием неизбежности ищет в себе характерные симптомы болезни. Наше восприятие даже в благополучные времена имеет ограниченную адекватность, что уж говорить теперь. Методика восстановления адекватности сравни понятию «осознанность» – наблюдение за своим телом, эмоциями и мыслями, как бы со стороны.     
  3. Восстановить адекватное восприятие окружающего мира. Сделать это можно исключительно после п. 2, потому что искаженное восприятие верно не отразит интерпретированную им же действительность. П. 3 необходим уже для того, чтобы простроить план собственных действий в окружающем мире.
  4. Построить варианты действий. Применительно к бизнесу используйте стандартные методики SWOT-анализа – лучшее, с чего стоит начать. Анализируйте продукт, весь бизнес в целом, бизнес-модель, потом ситуацию с финансами, потребителями и персоналом. В соответствии с реальностью каждую сферу прорабатывайте с учетом тотального дефицита финансовых ресурсов. Выработайте 2-3 варианта действий в каждом направлении.  
  5. Пробовать и проверять разные варианты. Ясно, что в нынешней ситуации необходимо это делать с минимумом инвестиций.
  6. Масштабировать наиболее удачный вариант. Это позволит держать на плаву в кризис и другие бизнесы.

Три первых и самых важных пункта выполнить в «обострении» сложно, поэтому в любой неопределенной ситуации, помните пословицу: «одна голова хорошо, а две лучше». Вторая, желательно, должна быть вовсе не из вашей сферы внимания, интересов или социальной общности. Поэтому обращайтесь к специалистам, если чувствуете, что вам нужна помощь.

Олег Катюхин, управляющий собственник бизнесов в сфере фармацевтики и медицины, идеолог проекта  #reavisia, врач-психоаналитик, психотерапевт  

Добавить комментарий