Законы здравого смысла

Украина, мечтая стать частью западного мира с его развитой демократией и свободным рынком, должна учитывать кризис глобального капитализма и изменения в подходе к вопросам развития общества. Об этом говорил Эрнст Ульрих Вайцзеккер, сопредседатель Римского клуба, ученый, пожизненный член Римского клуба, презентуя книгу «ComeOn! Капитализм, недальновидность, население и разрушение планеты» на встрече в СЕО Club Ukraine.

Последствия сверхпотребления

Римский клуб, основанный в 1968 г. Аурелио Печчеи, своей задачей изначально считал привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам. За 50 лет работы организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.

Первый доклад Римского клуба «Пределы роста» привлек огромное международное внимание. Основная идея звучала так: если рост продолжится в том же неослабевающем темпе, то сокращающиеся ресурсы и серьезное загрязнение неизбежно приведут к коллапсу существующего миропорядка. И хотя тезисы первого доклада не утратили своей актуальности, новый доклад «ComeOn! Капитализм, недальновидность, население и разрушение планеты» звучит как приговор сегодняшнему миропорядку. Авторы подвергают сомнению легитимность духа материалистического эгоизма – самой мощной движущей силы в мире, и заявляют о глубоком кризисе ценностей.

Пагубное стремление к росту

Мы живем в  антропоцен–геологическую эпоху, когда деятельность человека становится определяющей для планеты. В качестве иллюстрации Римский клуб опирается на такие цифры: 97% массы позвоночных на Земле приходится на людей, домашних животных и скот; на всех остальных, от летучих мышей до слонов, приходится 3%, при этом около 30% всех угроз для видов животных возникает из-за международной торговли. Основной приметой нашего времени является так называемый полный мир, неограниченно и опасно расходующий ресурсы. Человеческая цивилизация сформировалась в условиях пустого мира – мира новых территорий и избытка ресурсов. Часто говоря о развитии и благосостоянии, мы апеллируем к термину «валовой внутренний продукт» (ВВП), возникшему при пустом мире, в котором постоянный рост был возможен. Однако условия изменились, и мы дошли до пределов роста. Прежнее стремление к неограниченному росту, во-первых, губительно для сегодняшнего полного мира, во-вторых, никаким образом не сказывается на благополучии отдельного гражданина (в отличии от индекса счастья или индекса развития человека). Начиная с 1970 г. население мира увеличилось более чем вдвое, но потребление – в десятки раз. При этом процент беднейших людей постоянно растет. Экономика будущего должна стремиться к устойчивости, а не к росту и увеличивать общее благо, а не максимизировать частную выгоду.

Что касается ВВП, то он не учитывает распределение доходов между отдельными лицами, что оказывает значительное влияние на индивидуальное и социальное благополучие. И для него не важно, получает ли один человек или корпорация весь доход в стране либо же он равномерно распределен среди населения. Однако увеличение дохода бедного человека на сумму в $1 дает больше дополнительного благосостояния, чем рост дохода богатого человека на $1. Даже экономисты мейнстрима пришли к выводу, что рынки не делают ничего, чтобы уменьшить неравенство между людьми – скорее наоборот.

С 1980-х гг. капитализм перешел от дальнейшего экономического роста стран, регионов и всего мира к максимизации прибылей и к крупным добавочным доходам от спекуляций. К тому же капитализм, отпущенный на свободу в 1980-х гг. в англо-саксонском мире, а в 1990-х и во всем остальном мире, по большей своей части является финансовым. Термин «акционерная стоимость» активно вошел в обиход деловых СМИ по всему миру как новое «слово божье» для всей экономической активности. На самом же деле оно лишь сузило перспективы бизнеса до краткосрочных целей зачастую за счет социальных и экологических ценностей. Сегодня восьми самым богатым людям в мире принадлежит €400 млрд, столько же, сколько беднейшей части всего населения планеты (3,6 млрд человек принадлежит €384 млрд). Это было озвучено представителями Oxfam International  (Оксфордский комитет помощи голодающим) на Всемирном экономическом форуме 2017 г. При этом одной из самых трудноразрешимых задач остается проблема изменения климата, а одной из основных причин этих изменений – выбросы СО2. Так вот, 10% самых богатых домохозяйств мира являются причиной 45% общего объема выбросов. Приведем частный пример: американская семья из трех человек воспользовалась частным самолетом, чтобы слетать во Флориду на выходные. Как вы думаете, планируя свое развлечение, обсуждали ли члены семьи количество выбросов СО2 в атмосферу в результате перелета?

Социалистическая модель оказалась несостоятельной по ряду причин, одна из которых – неоправданно низкая цена на энергоносители. Но и капитализм, похоже, не выживет, поскольку цены не учитывают экологичность, а возможная экологическая катастрофа подрывает саму основу нашего существования. Мы стоим на пороге появления новой цивилизации, разумно относящейся и к нашему потенциалу, и к нашим потребностям, где ценится свобода, и это точно не свобода быть миллионером за счет других.

Золотой процент

В исследовании Oxfam International отмечено, что благосостояние 1% самых богатых людей на Земле сравнялось с благосостоянием всего остального человечества. В этот золотой 1% входят все те, чьи активы достигают  $760 тыс. и выше, а в 10% богатейших людей мира включены владельцы активов на сумму около $69 тыс.

Вызовы ближайшего будущего

Эрнст Ульрих Вайцзеккер во время выступления в Киеве говорил, что через 30 лет, когда Гренландия растает и мы получим миллиард беженцев из-за изменения уровня воды мирового океана, мы потеряем наш мир со всеми нашими бонусами, премиями и зарплатами. Войны бизнеса уничтожают наше будущее. Законы глобального рынка идут вразрез с законами государств и наказывают те страны, которые не могут создать нормальные условия работы рынка. Но государства должны работать как нервная система в теле, создавая стимулы и инфраструктуру для движения технологий, бизнес – использовать эти новые возможности, а гражданское общество – помогать изменять менталитет людей. Например, перенаправлять инвестиции из добывающей промышленности в развитие возобновляемых источников энергии. В докладе Римского клуба говорится, что рост спроса на нефть остановится в 2020 г., через несколько лет мы перейдем на альтернативные источники энергии, огромные залежи нефти и газа могут остаться в земле, а упущенная прибыль сегодня оценивается в диапазоне от $6 до 20 трлн.

Что касается Украины, ее население разделено на финансовую элиту, оказывающую непосредственное влияние на развитие страны, и основную часть граждан, настолько обедневших и сосредоточенных на вопросах выживания, что они не могут строить планы на несколько лет вперед, а живут одним днем. Ни первые, ни вторые не способны предложить новую социально-экономическую модель развития Украины.

Личные интересы 1% богатейших людей Украины, оказывающих непосредственное влияние на внутреннее экономическое и политическое развитие страны, давно уже не лежат в сфере интересов нашего государства, да и сами они проживают не на территории своей родины. Будущее Украины их интересует постольку, поскольку задеты их бизнес-интересы.

Вместе с тем в сегодняшнем глобализованном мире все идеи о самостоятельности и независимости отдельного государства достаточно наивны. Украина в любом случае будет находить решение своих проблем только в комплексе с другими игроками, учитывая социальные изменения и новые экономические условия. И, наверное, это хорошая новость для нашей страны, поскольку изменить ментальность граждан Украины способны только глобальные перемены в мире.

Остановиться, пока не поздно

В докладе Римского клуба упоминается о необходимости изменения мышления и новой эпохе Просвещения. Главной задачей является равновесие между людьми и природой, которое существовало в пустом мире и было разрушено человеком. Вульгарный реализм и материализм несостоятельны в философском плане и попросту неверны в научном. Новое Просвещение – это фундаментальная трансформация мышления, результатом которой должно стать целостное мировоззрение: гуманистическое, но свободное от антропоцентризма, открытое к развитию, но ценящее устойчивость и заботящееся о будущем. Климатические дискуссии являются примером: продолжать вкидывать парниковые газы в атмосферу становится все более аморальным.

Вернемся к семье, отправившейся во Флориду на частном самолете на зависть окружающим. Конечно, комфорт – великая движущая сила, но здесь видим в действии еще и теорию «демонстративного потребления» экономиста и социолога Торстейна Веблена, описанную в его книге «Теория праздного класса» в начале ХХ столетия. Определяя через потребление свое положение в обществе и положение окружающих, мы зачастую становимся участниками губительных действий по отношению к нашему миру. Должна измениться ментальность человечества, когда подобное расходование ресурсов просто станет невозможным. Наш мир не нуждается в увеличении, он отчаянно нуждается в балансе отношений человека и природы, индивидуального и коллективного, в балансе скорости и стабильности, когда прогресс не есть самоцелью.

Мы все еще несемся во внедорожнике, не только нарушая правила безопасности, но и забывая об элементарных физических законах. Если сравнивать постиндустриальный мир с надежным автомобилем, а законодательные акты и банковскую систему воспринимать как аналоги подушек и ремней безопасности, то не лишним будет хотябы изредка  вспоминать об элементарных законах физики, здравом смысле и  долготерпении ангелов-хранителей. Сегодня глобальный капиталистический мир завис над пропастью. Он еще лихо смотрится за рулем, но остановка неизбежна, вот только причина может быть какой угодно: бензин кончился, машина сорвалась или вдруг водитель стал более осторожным. Ради собственного же спасения.

Ольга Александрова, писательница