Почему молодые кадры вам все испортят

Тренды последних лет в управлении кадрами соревнуются в полярности. С одной стороны, специалисты говорят, что для стремительного развития бизнеса и развития внутри высокочувствительных к современным технологиям команд необходимы исключительно молодые кадры. Именно они способны привнести в жизнь скучного, консервативного офиса атмосферу задора, замешанную на важности понимания менталитета миллениалов.

С другой стороны, имеем дело с контрастирующим мнением. Молодые кадры ненадежны, они слишком быстро переключаются от одного работодателя к другому, желая попробовать как можно больше всего: направлений деятельности, зон ответственности и безответственности, географий и масштабов. По статистике, ключевая характеристика работников в возрасте 18-25 лет – стремление получить все и сразу, а старше 35 лет – ответственность. Безопаснее и надежнее обратиться к кадрам постарше: люди с опытом точно знают, чего от них ожидает работодатель, соответственно, они не подведут.

Итак, почему молодые кадры вам все испортят. Объяснений этому может быть достаточно много, однако давайте остановимся на самых неочевидных.

Скорость и готовность

Эксперимент со студентами я начала три года назад. Тогда же в команде появились первые «ускорители» процессов в возрасте от 18 до 21 года. Мы пригласили в команду департамента маркетинга несколько ребят на стажировку. Но если честно, мы их не приглашали, они сами изъявили желание. Диапазон задач был широким, но все они так или иначе были связаны с креативом и требовали соблюдения дедлайнов. Это означало неизведанный еще для них микс: новое и сложное, к тому же вовремя. А сработало это примерно так: мыслят 20-летние сотрудники не как рядовые, а как люди, которым дали поиграть в новую игру под названием «работа». При этом они имеют параллельно с работой еще несколько «игр», и сеанс в каждой из них идет непрерывно: одна – учеба, вторая – друзья, третья – хобби и т. д. Для того чтобы успевать геймить на всех приставках, они все делают быстро, а от тех игр, которые не вписываются в их ритм, легко готовы отказаться.

Таким образом, задания выполняются намного быстрее, и есть бонус – время от времени в решенных студентами рабочих задачках проскакивают нестандартные решения. Одно неудобство: работая с быстрыми молодыми кадрами, вам придется стать быстрее.

Вы готовы? А будет ли это комфортно? С какой скоростью вы привыкли работать сейчас? Забудьте – вам просто придется стать быстрее: вы будете больше успевать, у вас могут случайно появиться новые подходы к управлению задачами, и вам придется быстрее принимать решения.

Коммуникационная гибкость и растяжка

Тональность и стилистика коммуникации во всех компаниях разная. Отличается она и в отделах одной компании. При этом данные отличия мгновенно считываются и почти всегда напрямую зависят от первого лица компании, руководителя отдела – формального или неформального лидера. В большинстве серьезных компаний декларируются законы вежливого общения, соблюдение субординации и четкости в коммуникации. В действительности, так оно и должно быть: мне известно много компаний, где то, что декларируется, то и работает.

С миллениалами коммуникация несколько иная. Они по-другому потребляют информацию и используют больше каналов коммуникации. Если говорить о каналах, то это отдельная тема: так, у нас с молодыми коллегами возник дополнительный чат в Telegram, а у меня – аккаунт в Instagram. Для меня это как сесть на шпагат. Если у вас есть молодые кадры и вам важно их растить, приготовьтесь к своим шпагатам. Особенности коммуникации с миллениалами заставят вас выработать более дружелюбную тональность, приправить ваши сообщения и поручения юмором, а также по-другому формировать свои месседжи.

Вы готовы? Вам придется следить за трендами, которые формируются этим поколением и им же потребляются, знать о хайпах, иначе вы просто не будете ловить шутки. В результате коммуникационные навыки будут более прокачанные и вы сможете легко переключаться от одной темы к другой, от одного коммуникационного стиля к другому. Вам даже может показаться, что общение и понимание молодых коллег делают вас самих моложе. Как понять, что вы стали жертвой этой коммуникационной ловушки? Возможно, начнете по-другому выглядеть и даже покупать молодежную одежду, ведь переключение на новый образ –тоже часть гибкости.

To team, or not to team

О командообразовании и управлении командами написано много умных и полезных книг, и я верю в то, что возраст не влияет на работу команды. Однако не влияет до тех пор, пока у вас не появляется достаточное количество «зеток». И они составляют, скажем, половину коллектива. Объяснить особенность влияния миллениалов на качество работы команды можно по-разному, в том числе и различными играми, в которые играли и играют разные поколения. Надо сказать – они очень отличаются. Именно игры и ролевые модели поведения в неформальной атмосфере влияют на ключевой набор softs kills, весьма важных в работе. Речь прежде всего идет о навыках коммуникации. Многие молодые люди закрыты, даже агрессивны, они не знают, как взаимодействовать с коллегами, у них недоразвит навык социального общения.

Придется миксовать микрокоманды, работающие над точечными задачами, наблюдать за наиболее оптимальными вариантами сопоставимости характеров и знаний. Вам нужно будет быть всегда начеку, чтобы команда была автономной и эффективной, а teaming не забирал времени больше, чем необходимо для получения результата.

Вы готовы? Ведь внутри микрокоманд распределение информации, задач и компетенций будет неравномерным. Соответственно, вам придется изменить ваши правила построения команд, адаптировать их под новые реалии и состав вашей команды. Вы будете экспертом по построению команд!

Креатив так креатив

Я верю в то, что некоторые особенности поведения человека в работе и степень эффективности принимаемых им бизнес-решений можно объяснить креативностью. Она может проявляться по-разному и в разных сферах. И сегодня уже никто не спорит с тем, что развитие творческого мышления важно в современном динамичном мире. Креативность входит в ТОП-5 навыков, которые будут востребованы в 2020 г., о чем шла речь на Всемирном экономическом форуме в Давосе. А компания, которая не может постоянно внедрять технологические и организационные инновации, быстро устаревает. Для этого нужны креативные сотрудники.

Нет, я не считаю, что креативным может быть только поколение Z. Но знаю, что креатив коллег постарше зависит от подпитки, которую могут обеспечить именно молодые кадры. Уверена: креатив, направленный на более молодую ЦА, работает значительно эффективно. Более того, согласно актуальным консьюмерским трендам, старшее поколение тяготеет к тому, чтобы к нему относились не как к пожилым людям: они хотят вести молодежный образ жизни и чувствуют себя в этом органично.

Вы готовы? Вам тоже придется стать более креативными и научиться вдохновлять своих коллег на то, чтобы они могли и хотели креативить. Эта способность очень ценна не только в маркетинге.

Менторство и партнерство

Один из способов организации эффективной работы сотрудников без опыта или с незначительным опытом работы – менторство. С одной стороны, менторство – очень энергозатратный способ «выращивания» сотрудников непосредственно для самого ментора, с другой – максимально прицельный, ведь руководитель в таком случае проводит «пуско-наладочные» работы в контексте его бизнеса, ценностей и стратегических задач. Вам придется запастись терпением и даже систематизировать свои знания, чтобы легко транслировать их на «зеток». Повторять многократно очевидные для вас вещи, слушать, мотивировать, не блокировать способность задавать вопросы и заряжать позитивом – это лишь небольшая часть тех менторских усилий, которые вам понадобятся. Важно помнить, что ментором может быть эксперт, сам в полной мере владеющий и hard skills, и soft skills в своей сфере, а также соблюдающим баланс warmth & competence.

Таким образом вы освоите еще ряд полезных для себя навыков и станете на шаг ближе к роли ментора. Если, конечно, вам это близко, и делиться знаниями и опытом доставляет удовольствие. Вы освоите такие техники, как сопровождение (вы рядом с вашими коллегами, направляете и подсказываете); посев (техника, направленная на смежные зоны ответственности исполнителя); катализация (погружение протеже в самую гущу задач – «поплывет или утонет»?), и, наконец, демонстрация: вам придется своим примером показывать, как и что надо делать.

Вы легко сможете применять эти менторские приемы не только на работе, но в других сферах жизни. Вы готовы к самодисциплине и менторству без назидания, менторству «на равных»? По сути, к собственному стажерству в качестве ментора, когда ты сам себе выдаешь кнут и пряник, учишься коммуникации по-новому – в партнерстве с теми, кто заведомо меньше знает и умеет в профессии.

Из любой сложности можно выжать максимум пользы. Мне очень нравится вечно актуальное высказывание о лимоне, из которого можно сделать лимонад. А ведь именно как на лимоны смотрят многие работодатели на сегодняшних выпускников и студентов, желающих начать свою карьеру как можно раньше. Кисло смотрят, скажем прямо. И в действительности для многих руководителей найм молодых кадров означает выход из менеджерской зоны комфорта. Вот почему миссия Business 2 Students – показать, насколько интересно может быть сотрудничество с «зетками», какие сильные навыки и компетенции можно в себе вырастить благодаря этому поколению. И перенастроить модель менеджмента на сотрудничество и партнерство. Мы с вами можем получить новый уникальный опыт, приготовив отличный лимонад из отборных лимонов. Рецепт лимонада прост и доступен, и у каждого он точно свой.

Наталья Дмитренко, CMO Arricano