Есть ли счастье на рабочем месте

В последние несколько лет участились запросы на исследования удовлетворенности и вовлеченности персонала, HR-Brand, Employee Journey Map и др. Топ-менеджеры ведущих компаний Украины начали осознавать, что качественный сервис для внешнего клиента зависит от уровня сервиса для сотрудников компании, который невозможен без заботы об их психоэмоциональном здоровье.

Счастлив по собственной воле

Счастье на рабочем месте – тренд сегодняшнего дня. Компании проводят исследования, посвященные измерению индекса счастья, контролируют эмоции сотрудников, следят за тем, кто, сколько и как улыбается. Работодатели уже и не знают, какое еще счастье «причинить» своим сотрудникам.

Но дело в том, что счастье человека, как и любое другое чувство, находится внутри. Ждать счастья от другого, в том числе от работодателя, – значит делать его ответственным и за отсутствие своего счастья. Причины увольнения в данном случае будут названы следующие: неадекватное руководство, ненормированный рабочий день, недружественная атмосфера, плохие условия труда и т. д.

Вовремя распознав и среагировав на эмоциональное состояние сотрудников, можно предупредить:

  • негативные результаты их работы;
  • снижение производительности труда;
  • эмоциональное выгорание;
  • текучку персонала и срывы проектов;
  • частые больничные (известный факт, существует прямая связь между ментальным и физическим здоровьем).

По оценкам ВОЗ, каждый доллар, вложенный в борьбу с депрессией и другими психическими проблемами, принесет $4 благодаря улучшению самочувствия и работоспособности сотрудников. Но проблемой является то, что только 2% персонала сообщают о своих ментальных проблемах руководству или HR-менеджеру. Каков выход из этой ситуации? Как распознать, в каком состоянии находятся сотрудники? Спрашивать, спрашивать и еще раз спрашивать!

Кому как не HR-специалистам известно, что экономически выгоднее удержание продуктивного вовлеченного персонала, чем постоянные издержки на бесконечный поиск, адаптацию, обучение вновь прибывших сотрудников.

Чем опасна многозадачность

Компания 4Service Group провела исследование психоэмоционального здоровья и благополучия сотрудников компаний разных отраслей и специализаций, в котором приняли участие 158 респондентов со всей Украины.

В результате опроса было выявлено 20 факторов стресса в украинских организациях.

kr1При этом 43% респондентов отметили, что никаких действий по снижению уровня стресса в компаниях не проводится, а 19% опрошенных ошибочно считают, что обучение и корпоративы – это и есть те активности, которые направлены на снижение стресса (см. рис. 2).

kr2

 

Согласно исследованию, 78% респондентов согласны, что забота о психическом здоровье и эмоциональном благополучии (ПЗЭБ) сотрудников со стороны работодателя важна. Но лишь 33% реально проявляют эту заботу, из них только в 19% компаний выделяют бюджет на данное направление (см. рис. 3).

kr3

Как вы думаете, кого считают ответственным за заботу о психоэмоциональном состоянии сотрудников? «Конечно же, HR-специалистов!))», – ответили 54%.

По факту, лишь у 15% компаний разработана стратегия и запланированы инструменты заботы о психическом здоровье персонала.

Наиболее сильные инструменты заботы, которые имеют высокое распространение и качество воздействия (см. рис. 4):

— прозрачные доверительные коммуникации между руководством и сотрудниками;

— обустройство комфортных рабочих мест;

— регулярная поддерживающая и развивающая обратная связь;

  • устранение/контроль публичной критики, троллинга, буллинга.

Это тот необходимый минимум, не говоря уже об организации питания в офисе, массажных кабинетах, штатном психологе, комнатах отдыха для сотрудников, который способствует психоэмоциональному благополучию персонала, и, как следствие – эффективному прибыльному бизнесу.

kr4

Ольга Красина, HR BP 4Service Group, психолог-консультант Центра томалогии