Не штатом единым

«Если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем наши конкуренты, то нет смысла делать это вообще. Такую работу мы должны передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом», – сказал в 1930-е гг. отец автомобильной индустрии Генри Форд. Сегодня этот подход называется «аутсорсинг бизнес-процессов» и заключается в передаче некоторых функций компании внешним специалистам. Это может быть все, что не является доходообразующим процессом – от уборки помещений до юридического сопровождения. 

У истоков 

Одними из первых аутсорсинг начали предлагать группы хэдхантеров еще в Римской империи. Они снабжали матросами гребные суда. Однако самыми известными были британские кадровые агентства XIX столетия, которые помогали подбирать прислугу для знатных домов. США тоже не остались в стороне, и аналогичные фирмы там занимались подбором железнодорожников и почтальонов. В Америке, Британии и Нидерландах получили старт нынешние консалтинговые гиганты «компании большой четверки»: Deloitte, PwC, Ernst & Young и KPMG. Все они появились в 1849-1870-х гг., когда в странах с прецедентным правом возникла потребность в толковании законодательных тонкостей. 

Но широко аутсорсинг стали использовать сначала в американском, а потом и мировом бизнесе только в XX столетии, когда развернулась историческая битва между гигантами автопрома Ford и General Motors. Генри Форд и Альфред Слоун сражались за лидерство на рынке, используя все известные на то время маркетинговые приемы. В итоге General Motors все же удалось обойти конкурента благодаря распределению процесса производства авто между специализированными заводами: за шесть лет компания увеличила долю рынка с 13 до 43%. Форд решил не отставать и тоже перешел на модель аутсорсинга. В итоге, по данным ВТО, в 1998 г. машины Ford собирали в Корее, высокотехнологическую начинку везли из Японии, дизайн разрабатывали в Германии, за мелкие детали отвечали поставщики из Тайвани и Сингапура, рекламу и маркетинг заказывали в Великобритании, а Ирландия и Барбадос занимались обработкой данных. 

А дальше аутсорсинг пошел в массы и подход начали осваивать и другие: в 1963 г. Electronic Data Systems (EDS) передала на аутсорсинг обработку данных, а в 1989-м Kodak доверила IT-процессы компании IBM и подняла свою стоимость до $1 млрд. Тренд подхватили и другие крупные игроки, при этом из абсолютно разных отраслей, такие как General Dynamics, Delta, Continental Bank, Xerox, Chevron, Dupont. 

Наши дни

Цифры способны проиллюстрировать картину лучше слов. Согласно докладу исследовательской компании Statista, глобальный объем рынка аутсорсинговых услуг в 2018 г. оценивался в $85,6 млрд. Для сравнения: в 2000 г. эта цифра составляла $45,6 млрд, а значит за последние 18 лет он увеличился почти вдвое. 

Но любому явлению свойственно развиваться и совершенствоваться. Если ранее аутсорсинг использовался для оптимизации затрат, то сегодня – это в первую очередь привлечение экспертных знаний в интеллектуальных функциях предприятия. Так и появилось понятие бэк-офиса. Он включает в себя комплексную или частичную передачу внешним подрядчикам таких функций, как юридические, финансовые и бухгалтерские услуги, а также IT, поиск и подбор кадров, тендерное сопровождение, PR и рекламу, закупки, охрану, логистику, обучение персонала и даже работу контакт-центров. Этот список можно продолжать еще долго. И тут, естественно, все зависит от потребностей каждого отдельно взятого бизнеса. 

Чтобы понять, насколько плотно аутсорсинг бизнес-процессов укоренился в современной корпоративной культуре, достаточно взглянуть на результаты последних исследований и соцопросов. апример, в 2016 г. свой отчет по этой теме представила компания Deloitte. Так вот аутсорсингом в сфере IT пользуются 72% опрошенных компаний, юристов извне привлекают 63%, управление недвижимостью передают на аутсорс 60%, налоговое сопровождение заказывают 53%, рекрутинг доверяют внештатникам 47%, финансовое сопровождение – 42%, закупки – 41%. При этом 59% прибегают к услугам бэк-офиса ради оптимизации затрат, 57% – ради расширения фокусировки на основных бизнес-процессах, 47% видят в этом возможность использовать специалистов узкой квалификации, а 31 % – просто хотят улучшить качество услуг.

Так что, какими бы ни были мотивы предпринимателей нанять специалистов извне, пока ясно только одно – за бэк-офисом будущее бизнеса. Согласно прогнозам американской консалтинговой компании Grand View Research, к 2025 г. обьем мирового рынка аутсорсинга бизнес-процессов достигнет $343,2 млрд. 

Бэк-офис по-украински 

Наши бизнесмены идут в ногу с трендами, хотя и делают это неспешно по сравнению со всем миром. Но если пять лет назад услугами бэк-офисов почти никто не пользовался, то сегодня все больше крупных компаний передают часть задач на аутсорс по четырем причинам.

  • Оптимизация затрат. Этому способствует нестабильная экономическая ситуация в стране и жесткая конкуренция. Опытные управленцы понимают, что раздувать штат и держать на постоянке частично загруженных сотрудников невыгодно. Ведь зачем платить ежемесячную ставку юристу в IТ-компании или кадровику в цветочном магазине? 
  • Постоянные изменения в правовом поле. Наша страна находится на этапе реформирования, новые законы принимаются один за другим, соответственно, возникает потребность в экспертных консультациях. 
  • Рост количества стартапов. Новые проекты испытывают потребность в операционной̆ эффективности, не растрачивая при этом времени и денег на сопроводительные функции. А бэк-офис как раз позволяет разгрузить владельца, избавить его от отвлекающих факторов и дать возможность полностью сфокусироваться на своей основной работе. 
  • Надежная внешняя защита бизнеса. Рейдерство и давление правоохранительных органов – явление нередкое. А отдавая часть процессов бэк-офису, владелец получает дополнительную защиту, так как основные документы и данные о деятельности бизнеса хранятся не в столе его бухгалтера, а у аутсорсинговой компании.

Конечно, мир полнится не только позитивными примерами. Многие предприниматели уже вооружились целым списком аргументов «против» бэк-офиса и на первом месте в нем всегда заоблачные затраты на такого рода услуги. В действительности же аутсорсинг помогает не потратить лишние, а наоборот, сэкономить. К примеру, если ваш юрист ведет три сделки в месяц, то для семи сделок вам придется, скорее всего, нанимать еще одного полноценного сотрудника на ставку. А вот если юридическое сопровождение находится у вас на аутсорсе, то оплачивать нужно будет только необходимый объем работы. И опять же – время, освободившееся для развития собственного бизнеса и занятия любимым делом, трудно переоценить. 

Татьяна Андрианова, генеральный директор Nota Group