Далай Лама

7 секретов переговоров от Далай Ламы

Переговоры – один из основных инструментов, который Далай Лама использует в своей деятельности. После личной встречи с ним, Елена Лысых, бизнес-тренер по коммуникациям и основатель Клуба переговоров, вывела 7 правил, которые помогут в общении с партнерами.

В феврале 2019 года случилось одно из важных событий моей жизни – личная встреча с Далай Ламой. Когда спустя какое-то время друзья спрашивали «Он правда святой?», «Ты чувствовала что-то необычное в его присутствии?», я поняла, что мы всегда видим в людях то, что хотим видеть. Для кого-то Далай Лама – действительно святой, а кто-то увидит в нем обычного старика. Мы сами наделяем людей теми качествами и влиянием, которые нам важны.

Поэтому, прежде чем слушать советы от Далай Ламы, которые я для вас собрала, давайте изучим факты об этом человеке. Википедия говорит, что Далай Лама взошел на трон в 1940 г. в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале.

В истории разных стран много лидеров, которые вынуждены были бежать из своей страны. Важно, как они действовали в изгнании. Что сделал Далай Лама:

  • Сохранил и продолжает развивать культуру и язык Тибета.
  • Создал мини-государство Тибета на территории Индии с парламентом, школами, университетами.
  • Постоянно держит мировое внимание на проблеме Тибета.
  • Привлек ученых к изучению влияния медитации на работу мозга.
  • УдостоенНобелевской премии мира в октябре 1989 года.

Переговоры – один из основных инструментов, который Далай Лама использует в своей деятельности. Наша аудиенция длилась полтора часа, я внимательно следила за тем, что и как говорит этот человек. Перед этим я просмотрела множество его интервью, выступлений, прочитала его книги. И на основании этих данных определила переговорные принципы, которые использует Далай Лама.

  1. Улыбайтесь, делайте общение легким, смейтесь, шутите

Казалось бы, это очень просто – улыбаться. Проследите за собой, как часто вы искренне улыбаетесь не потому, что это привычка и «так положено», а потому, что вы находитесь в спокойном, радостном состоянии. Как часто мы улыбаемся и шутим на переговорах по работе или обсуждая важные вопросы со своими близкими? А если результат переговоров для вас крайне важен, вы напряжены и волнуетесь, в состоянии ли вы шутить? Все это навык, который нарабатывается, просто обратите на это внимание.

  1. Будьте равным: прежде всего мы – люди, и лишь потом принадлежим к религии, национальности, статусу

«Давайте поговорим как обычные люди. Я такой же человек, как и вы», – с этих слов началась аудиенция с Далай Ламой. Время статусов прошло. Недостаточно занимать высокую должность, чтобы пользоваться уважением подчиненных. Вступайте в переговоры на равных с людьми, ищите, чем вы можете быть для них полезны, какую проблему своего клиента вы можете решить, как можете помочь развиваться своим коллегам, с уважением слушайте своих детей. Не выстраивайте стен из религии, политики, возраста и опыта.

  1. Договаривайтесь: проблемы будут всегда, наступило время Диалога

Еще пять лет назад самыми популярными тренингами были тренинги по манипуляции, влиянию и давлению в переговорах. Сейчас это не работает. Клиенты не приемлют общение по «заученному тексту», люди не готовы действовать под давлением, даже если это выгодное партнерство. Если вы «передавили» в общении, в следующий раз вы просто не сможете к этому человеку дозвониться, на ваши письма не будут отвечать, будут избегать контакта с вами. Учитесь слышать себя и собеседника. Сейчас время договариваться на основании интересов обеих сторон. Ищите то, что вас объединяет, не концентрируйтесь на различиях.

  1. Ищите проблемы внутри себя, а не во вне

Очень часто мы сами провоцируем проблему на пустом месте. Своей тревогой, опасениями, переживаниями, недоверием. Когда я готовлю лидеров к переговорам, в первую очередь мы сосредотачиваемся на том, что внутри. «Что вы чувствуете?», – спрашиваю я. Чаще всего мои клиенты испытывают вину за то, что вынуждены разорвать партнерство, страх обидеть из-за того, что меняют условия сотрудничества, гнев, злость из-за ощущения, что с ними поступили несправедливо. Пока вы находитесь под влиянием этих деструктивных чувств, нет смысла заходить в переговоры, вы сольете выгодные для себя условия, будете срываться на эмоцию, защищать себя, обвинять, оправдываться, НО НЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ. Вначале работайте с чувствами, а потом лишь выстраивайте стратегию переговоров.

  1. Заботьтесь о своих соседях

Этот принцип прекрасно описан в книге «Кармический менеджмент». Подумайте, чем вы можете помочь своим партнерам. Где они могут заработать дополнительно, сотрудничая с вами? Что сверх обещанного вы можете им дать? Развитие, связи, ресурсы, обучение? Переключите фокус внимания с «взять» на «дать». Почему это работает? Потому что приятнее жить и работать в окружении счастливых и успешных людей, чем неудачников. Помогите своему окружению стать успешнее.

  1. Выбирайте срединный путь

Сложно договариваться, когда мы придерживаемся крайностей «или будет по-моему, или вообще никак!». Это ультиматум, который не стоит выдавать за переговоры. Вспомните недавние президентские выборы, когда сторонники одного кандидата оскорбляли сторонников другого, когда пугали друг друга развалом страны и разными ужасами в случае «победы/проигрыша». Ищите срединный путь, без крайностей, накала эмоций. Ищите варианты, компромиссы, удовлетворение интересов обеих сторон.

  1. Используйте четыре шага диалога

Это такие шаги, как:

1) Говорите правду (приводите факты, цифры, документы)

2) Ищите, то что вас объединяет (в характере, целях, ценностях)

3) Говорите о своих чувствах (я расстроен, меня злит, я не доверяю, я переживаю)

4) Искреннее старайтесь понять слова, потребности, поведение собеседника.

 

Автор: Елена Лысых, бизнес-тренер по коммуникациям, основатель Клуба переговоров