Как в пути рождается смысл

Любая организация, как и отдельная личность, со временем попадает в кризис. И чаще всего это происходит, когда организация или человек восходят на вершину. В бизнес-мифологии вершина символизирует желаемый результат, которого должна достичь организация. Сотрудников призывают подняться к вершине и покорить ее.

Альпинисты хорошо знают, что на пути к вершинам лежат ледяные трещины и разломы, ледовые сераки и скальные карнизы, и чем выше поднимаешься, тем опаснее становится. Чем выше поднимаешься, тем труднее дышать, и тем больше опасностей тебя подстерегают на пути.

 

 

Здесь вам не равнина,

Здесь климат иной —

Идут лавины одна за одной

И здесь за камнепадом ревет камнепад, —

И можно свернуть, обрыв обогнуть, —

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

В. Высоцкий

На равнине ни пропастей, ни, тем более, бездн не найдешь. На равнине можно лишь увязнуть в болотной трясине. На равнине все РОВНО. Поэтому нормальная, хорошая, развитая компания встречается с кризисом, достигнув той или иной вершины. И чем эта вершина выше, тем кризис жестче. Те же альпинисты или жители гор могут вам объяснить, почему это происходит. Причина проста: «Здесь изнемог высокий духа взлет». (Данте Алигьери «Божественная комедия. Рай»)

Это очевидно. Если вы хотя бы раз побывали в горах, вы знаете, что на горных вершинах, даже невысоких, жить невозможно. Вершины можно только покорять, и затем необходимо спускаться вниз — в долину. Именно при достижении вершины и наступает кризис, если задержаться там чуть дольше. И чем выше вершина, тем короче промежуток времени, когда можно себе позволить побыть на покоренной вершине.

Потерян смысл?

Организации, достигшие материальных вершин и успеха и давно забывшие первоначальные идеи тех, кто их создал, встречаются со странным феноменом и нематериальной стороной вопроса, хотя беды могут казаться им совсем приземленными и материальными. Вопрос стоит в плоскости Смысла организации. По утверждению древних манускриптов, проблема со Смыслом заключается в том, что:

Его верх не освещен,

Его низ не затемнен.

Он бесконечен

И не может быть назван.

Поясню. Речь идет о смысле существования организации в глазах клиентов! Если менеджмент не может быстро и четко определить, какой Смысл клиенту покупать продукт или услугу у их организации, это значит только одно — смысл потерян. Какое-то время цифры по продажам по инерции могут идти вверх, так как данные часто отстают от реальности, но недовольство клиентов уже подступает к переломной точке, когда они найдут альтернативу. Суть в том, что если клиенты теряют смысл, то фирма точно его уже потеряла.

Чаще всего так себя ведут представители организации, имеющей монополию или главенствующее положение на рынке. Потребности и проблемы клиентов их уже не интересуют, им кажется, что клиент им «должен», что они незаменимые.

Такое состояние напоминает ситуацию с группой альпинистов, которые зашли на такую высоту, что снабжать их продуктами и другими необходимыми припасами из базового лагеря становится невозможно. Группе приходится жить «внутренней жизнью» — ресурсы ограничены, с каждым днем их становится все меньше и меньше, а погодные условия не позволяют связаться с внешним миром. Что тогда обычно происходит? Во-первых, ухудшается общее настроение, все чаще и чаще происходят конфликты и споры из-за ресурсов или по поводу решений. И тогда и сотрудники, и их руководители теряют Смысл пребывания в такой организации.

Если человек потерял смысл жизни, то на него нападает хандра. А если компания?

Ключ к выходу из этой ситуации в том, что тупик необходимо осознать, как и новый Смысл. Осознанный тупик — это первый и самый верный шаг. Осознанный кризис — это ключ к тайне.

Ведь и для того, чтобы починить мотоцикл, необходимо сначала открутить заевший винт. Если не признать свое бессилие, незнание того, что делать, можно сорвать винт двигателя и застрять надолго. Ни в одной инструкции нет описания, как открутить запекшийся винт. Но любой, кто хоть раз в жизни сделал это, знает, что ответ элементарный.

«Механизм заедания — универсальный. Заедает винт в технике, заедает изобретательное решение в науке, заедает вопрос в бизнесе, заедают отношения с партнером или любовью. Заевший винт стоит столько же, сколько весь мотоцикл, ибо у мотоцикла нет никакой ценности, пока не вытащишь винт, который не позволяет его починить. Организация не может идти дальше и не может остаться. Она и не тут, и не там. В таком случае жизнь превращается в перманентный кризис для всех членов организации. Сотрудники теряют энергию, они застряли, они остановились, они выдохлись. Книжки здесь не помогут. Научный разум — тоже. Это нулевая отметка сознания». Так описывал заедание Роберт М. Пирсиг в своем бестселлере «Дзен и искусство ухода за мотоциклом».

Когда менеджмент застрял, тогда обычно верх берет синдром страха: злость и деструктивная энергия заставляют его что-то разрушить, кого­-то наказать, кому-то навредить!

Типичное решение поменять руководство приводит к тому, что каждый новый руководитель приходит со старым рецептом, будучи уверенным в том, что он новый.

Традиционные научные методы, то ли «психоанализ», то ли «квантовая механика», к сожалению, так и не дошли до того, чтобы подсказать, где брать возможные решения в короткий срок. Организация «приперта» к великому неизвестному, к пустоте всей западной научной мысли.

Как разрешить внутренние противоречия, которые всегда возникают в организациях, встретившихся с кризисом? Организациях, взошедших на вершину и не желающих добровольно спускаться с небес.

Ответ лежит в пути

Оказывается, что перманентный кризис заедания, ноль сознания — не худшее из всего, что могло случиться, а лучшее! Именно к нему с таким прилежанием стремятся дзэн–буддисты!

Когда-то давно, как разрешить подобный кризис, открыл Будда юношам из аристократических родов, которые, как и сам Гаутама, были пресыщены радостями жизни, кстати, как и наши топ-менеджеры больших организаций. Ключ к секрету лежал в Пути.

«У свершившего странствие, у беспечального, у сбросившего все узы нет лихорадки страсти. Мудрые удаляются. Их путь, как у птиц в небе, труден для понимания».

Принято думать, что на освоение мудрости у людей уходят годы. Будда приглашал навсегда оставить привычный образ жизни и удалиться в вечное странствие.

Но времена-то меняются, и я открыл для себя, что по определенной технике построенное путешествие в горы позволяет в течение месяца прожить «земной год» и найти ответы на самые сложные вопросы, ощутить все магические механизмы «естественным» путем и без сверхъестественных усилий.

Путь в горах для команды менеджеров может помочь обрести ту внутреннюю гармонию, которая делает людей счастливыми в своей работе и общении, что дает именно ту нужную стойкость среди житейских бурь.

Как бы ни держались менеджмент или собственики за это заедание, после постановки вопроса, после посвященных медитаций, после бесед с мудрыми людьми, групповых дискусий и восхождения на определенную высоту, оно неминуемо исчезает. Ум естественно и свободно сдвигается к решению! И этого никак не предотвратить.

И напоследок. На самом деле организацию «заедает» потому, что от заедания она бежит по вагонам прошлого опыта, а решение все время несется впереди паровоза.

Вот горный поход по определенной технике и есть поход на ведущий край, на режущую кромку опыта. В нем содержатся все бесконечные возможности будущего.

«Покой есть главное в движении». Лао-цзы

 

Дарюс Радкявичюс, предприниматель, бизнес-консультант, автор книги «Бог, квантовая физика, организационная структура и стиль управления»

Добавить комментарий