Всевидящее око: как цифровая видеоаналитика входит в нашу жизнь

Многие организаторы мероприятий задаются вопросом, как измерить эффективность ивента. Способов – масса. Но как можно измерить живого человека или, скажем, его эмоции, особенно, когда нас интересует его реакция на ситуацию: на фильм, рекламный ролик, презентацию автомобиля, выступление и атмосферу мероприятия? С какими эмоциями покупатель заходит в магазин и с какими выходит? Ответ лежит на поверхности. Все написано на лице человека, который нас интересует. Просто мы не всегда это видим. А вот искусственный интеллект (ИИ) замечает все.

Анализ эмоций и не только

Смотрели «Черное зеркало»? Это сериал о том, как технологии стали частью нашей жизни в будущем и насколько это изменило, исказило, перевернуло существующую реальность. Выглядит довольно пугающе. Но есть и положительные моменты. ИИ используется в космосе, на производстве, в ритейле, транспорте, телекоме и банкинге. С недавних пор эти технологии пришли и в ивент-бизнес. Так называемый цифровой видеоанализ распознает лица и эмоции на базе искусственного интеллекта. С помощью этой технологии возможно получать статистику по реакции на что-либо, даже микроэмоции, которые так пытаются отследить физиогномисты. Также можно определить количество посетителей, их пол и возраст, повторные посещения и карту путей их движения в офлайне (тепловые карты – Яндекс-метрика или Heat Map).

Зачем это нужно? Чтобы оценить, будет ли успешен в прокате фильм еще в день премьеры или уровень обслуживания в сети магазинов. Или чтобы прикинуть успешность выступления спикера. Цифровой видеоанализ поможет в этом.

Рассчитать эффективность бизнес-проекта с точки зрения финансовых показателей несложно. Но когда речь идет об организации масштабных ивентов, таких как фестивали, выставки, конференции, то одних финансовых показателей мало. Нужно понимать, понравилось ли посетителям мероприятие, какое послевкусие у них осталось, стоит ли ожидать возврата аудитории. Сложно вычислить, насколько эффективным было проявление спонсоров, какова была реакция на их рекламные активности и представления. Анкетирование в данном случае не поможет, потому что, во-первых, это ресурсно затратный процесс, и задействована в нем будет лишь часть аудитории. А, во-вторых, есть большой процент несоответствия реальной внутренней оценки посетителя с его ответами в анкете. Слишком много факторов, влияющих на это.

На крупных мероприятиях также сложно объективно оценить качество контента в программе. Если в конференции приняли участие 1000 человек, то как понять, насколько людям все понравилось, что именно зацепило и почему?

У ритейлеров та же проблема – сложно посчитать, сколько было посетителей в магазине в течение дня или повторных посещений. Какая возрастная категория – их сегмент? Были ли довольны обслуживанием покупатели? Ранее можно было получить только субъективную оценку. Теперь же ритейлерам можно заглянуть «за магазин» и узнать, как покупатели реагируют на их рекламу или вывеску. Видеоанализ позволяет это делать, а также фиксировать количество людей, проходящих мимо магазина, и тех, кто обращает внимание на их рекламу (количество взглядов в нужную точку) и считывать их эмоции.

Или же есть задача контролировать персонал. Искусственный интеллект справится и с этим. Он не только наблюдает за местонахождением сотрудников, но и рассылает руководству push-уведомление, когда персонал покидает зону кассы.

Видеоанализ эффективен и на производстве. Каждое предприятие независимо от масштаба хочет уменьшить количество брака. Например, на конвейер ставят лазер с искусственным интеллектом. Задаются определенные параметры с дозволенными отклонениями. При нарушении этих параметров товар выбивает с конвейера в брак. Таким образом предприятие может сэкономить круглую сумму денег.

Как ИИ работает в ивент-сфере

Для оценки крупных мероприятий с помощью ИИ на локации устанавливаются специальные камеры, которые снимают лица посетителей и собирают нужные данные. ИИ прикладывает к каждому лицу 120 параметров, позволяющих оценить уровень 7 базовых эмоций, согласно Полу Экману: радость (удовольствие), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх. В результате мы получаем эмоциональный уровень каждого посетителя по каждому отрезку времени.

К примеру, диаграмма построена на форуме численностью 1000 участников. Она иллюстрирует активность аудитории при регистрации по временному срезу. Эти данные помогают в организации оптимального распределения нагрузки на хостес (см. рис. 1). 

Рис. 1. Загруженность сотрудников мероприятия

zagr

В рамках программы форумов обычно проходят выступления спикеров и панельные дискуссии. На протяжении этого времени на экране системы выводилось изображение, которое показывало, как люди относятся к отдельным репликам и спикерам. Стало возможным отслеживать самые популярные лекции или наименее посещаемые, выделять самого позитивного слушателя и самого скептического. Можно вычислить спикера, который больше всех удивил или был самым неэмоциональным. Полученные данные можно грамотно использовать при построении программы на следующее мероприятие. Понимая, как именно реагирует аудитория на того или иного спикера, можно правильно распределить эмоциональный градус всего мероприятия.

Для примера, как это выглядит при рассмотрении конкретного доклада спикера. 90% – рекордный уровень удивления слушателей во время всего форума – на рис. 2. 

Рис. 2. Эмоциональный фон слушателей форума

fon

Используя полученные данные, можно определить наиболее отзывчивую аудиторию и проводить более глубокий анализ, понимая как именно выглядит «не ваша» и «ваша» аудитории. Например, если ядро вашей аудитории – женщины 30-35 лет, то вы сможете сделать срез по возрасту и гендеру. А также получить объективные данные по реакции на рекламный ролик, даже самые незаметные. Например, всплеск недоумения в течение полсекунды на конкретном моменте.

Все эти параметры имеют обширное поле для анализа и применения на практике для развития бизнесов разных направлений. Если хорошенько задуматься об этом, то всем известная фраза «знай своего клиента, как самого себя», становится в буквальном смысле осязаемой, вы действительно видите реальных людей с их реакцией на вашу деятельность. У технологии огромный потенциал, и выиграет тот, кто уже сейчас начнет в ней разбираться и использовать. Ведь будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено. Вопрос лишь в том, кто вы — последователи или инициаторы?

Юрий Кучеровский, эксперт по эмоциям, Rockets Event Agency