Готовы к инновациям? Новые подходы к развитию креативного мышления

На каком этапе понимания креативности и инноваций сейчас находится мировое сообщество? Эксперт по креативному мышлению и преподаватель KROK Business School Оксана Седашова рассказывает об инсайтах с Florida Creativity Conference XVI 2019.

О креативности как ведущем навыке для развития в эпоху Четвертой промышленной революции сказано уже много: и что это реально нужно, и что имеет отношение не только к сферам рекламы и искусства, и что это образ и стиль мышления, являющийся стимулом и инструментом для создания инноваций и трансформации бизнеса. Что еще нового мы можем узнать о креативности и инновациях как его следствию? Делюсь своими основными инсайтами с международной конференции, на которой я побывала в этом году — Florida Creativity Conference XVI (Сарасота, США).

Креативность начинается с аутентичности

Аутентичность — это о том, как понять и принять себя, чтобы максимально раскрыть свои таланты. Именно с осознания собственной аутентичности и принятия себя в своем уникальном своеобразии начинается развитие креативности. На этот бэкграунд отлично ложатся знания о технологиях, разные подходы и способы развития, стратегии креативности. Нужно работать над тем, чтобы достичь гармонии со своим внутренним «я», пробудить «креативный дух», научиться чувствовать и думать так, чтобы мысли поддерживали желание творить, а не наоборот загоняли в страх и стыд и вечное «ничего хорошего из этого не получится».

На своих тренингах по креативности
я часто упоминаю исследование, проведенное консультантом General Motors, выпускником Гарварда Александром Хайемом, согласно которому люди не подают новые идеи на работе по причине барьеров, которых он насчитал целых 30! Мы боимся быть смешными или глупыми, брать ответственность, страшимся санкций, бюрократии —и таких барьеров в каждом из нас масса. Только успокоившись и позитивно приняв себя, зная все свои сильные стороны и преимущества, человек начнет генерировать полезные идеи. Именно поэтому в начале конференции под руководством экспертов мы пытались понять себя, идентифицировать свои лучшие стороны и позволили себе креативить.

Американцы — нация эмпатов. Эмоциональный интеллект они считают таким
же важным, как и способность создавать новое. Эмпатия проявляется в очень открытых отношениях с социумом: представители американской нации не только очень приветливые, но и способны сопереживать. А еще эмпатия выражается в понимании себя. Именно поэтому развитие креативности начинается с осознанного отношения к своим ценностям, желаниям, мечтам, потребностям и ожиданиям. Ведь каждый является уникальной личностью, наделенной разнообразными задатками, способностями и талантами.

Как визуальное мышление решает проблемы

Умение работать с визуальными образами и метафорами — еще один популярный
в Америке тренд креативного решения бизнес­проблем. Этому был посвящен воркшоп Инновационной лаборатории музея Сальвадора Дали (г. Сейнт­Петерсбург, Флорида, США). Доктор Ким Макуаре рассказала, что фрагменты картин Сальвадора Дали можно толковать сквозь призму собственного мировосприятия, отыскивая в них идеи для решения проблем (вызовов, задач). Используя визуальный канал восприятия информации (фантазируя, воображая или трактуя имеющиеся образы) и одновременно думая о важном вопросе или проблеме, мы трансформируем смысл зрительных паттернов и получаем свежие решения. Интересно, что мой собственный воркшоп, который я представила на конференции для американской аудитории, был очень созвучен с этой тенденцией: использовав авторскую методологию, я показала, как активировать и использовать воображение для решения бизнес­проблем.

Многие мастер­классы конференции также были направлены на формирование умения представлять, фантазировать, применять вероятностное мышление и аналогию.

Никто не любит слушать. Все любят делать

Наблюдая за тем, как учатся взрослые в течение Florida Creativity Conference, я увидела закономерность: динамические способы обучения позволяют лучше учиться, причем через получение удовольствия от вовлеченности

в процессы и межличностную коммуникацию. Я присутствовала на одном мастер­классе, где спикер давала очень полезную информацию, но практически не предлагала слушателям окунуться в атмосферу исследования или выработать навыки. Это было реально скучно, и желание овладеть новой техникой лично у меня снизилось к нулю. Вместе с тем я с легкостью вспоминаю другие воркшопы, очень динамичные, на которых участникам предлагалось что-­то создать собственными руками или озвучить свой чувственный опыт, сгенерировать какие­то идеи. «Sharing» — очень популярный сейчас в США элемент в обучении и, как мне показалось, это целая культура делиться и передавать лично пережитый опыт конкретного момента времени в группе, команде. Такие межличностные открытые коммуникации позволяют преподавателю понять, на каком этапе обучения находится студент, а обучающимся чему-­либо — услышать инсайты от коллег и тем самым лучше понять. Например, такой подход активно использовался на конференции во время тренингов по аутентичности и раскрытию личностного креативного потенциала.

Воркшопы, которые были построены на игре, вызвали большой интерес аудитории. Настоящим и захватывающим погружением стал мастер­класс доктора Чабы Освата, посвященный использованию креативных техник для решения проблем через методологию Lego Serious Play. Доктор Осват рассказал о том, как можно активировать инновационное мышление через руки, с помощью прикосновений — когда человек что­то творит руками. На мастер­классе было представлено 23 алгоритма использования Lego в процессе генерирования идей и поиска решений: SCAMPER, Design Thinking, инверсия, различные виды мозговых штурмов, сторителлинг. И все это
с помощью Lego!

Искусство командного креативного взаимодействия

Сегодня одной из главных задач организаций и предприятий является создание эффективных команд. Часто бывает, что в компании работают умные самодостаточные люди, которые не умеют работать в команде. Проблема здесь кроется не только в особенностях корпоративной культуры, неумении коммуницировать в команде, договариваться, но и в непонимании своих особенностей как человека, который причастен к генерированию идей и выработке решений, ведению проектов. На конференции компанией FourSight был представлен ценный инструмент для определения профиля сотрудника с точки зрения креативности. Кто ты как креативный мыслитель? Clarifier — тот, кто мастерски умеет определять корне­
вые проблемы? Ideator — генератор идей? Developer — тот, кто может отобрать лучшие идеи и отшлифовать их? Implementer — тот кто умеет реализовывать идеи? Или комбинации данных профилей? Когда мы знаем, какая работа получается у нас лучше, и об этом знает руководитель, тогда есть возможность создать наиболее эффективную команду, распределив роли и задачи в соответствии с профилем каждого сотрудника. Это важный аспект, способный привести организацию к стремительному успеху.

Итак, где нужны идеи? Кажется, ответ лежит на поверхности: ВЕЗДЕ, где ситуация требует улучшения или постоянного совершенствования. Участие во Florida Creativity Conference заставило меня сильнее задуматься о том, почему мы до сих пор попадаем в креативные тупики и отказываемся решать проблемы. Когда мы будем готовы к инновациям? Креативность — это о том, как научить каждого креативно мыслить в соответствии с особенностями его работы, задач. Креативность — о том, чтобы научить сотрудников креативно взаимодействовать в командах с целью быстро и эффективно находить неочевидные успешные заключения для решения проблем, вызовов, задач. В спецвыпуске Harvard Business Review о креативности (вышел в апреле 2019 г.) говорится, что креативность не должна ограничиваться только типами «творческих личностей» в вашей организации. Поскольку технологии и стратегии меняются, соответственно
и развиваются потребности клиентов, компании ожидают, что каждый без исключения сотрудник будет генерировать новые идеи.

Автор: Оксана Седашова, эксперт по креативному мышлению, преподаватель KROK Business School, руководитель Центра исследований креативности и автор программы «Креативное мышление
в бизнесе»