emotion

Высокий градус эмоций – что делать?

Что делать с высоким градусом эмоций на встрече, во время переговоров, в команде, организации или сообществе? Жаркую эмоциональную дискуссию украинское общество ощутило после первого тура президентских выборов. Обычно в социуме, да и в бизнес-среде принято отделять эмоции от рацио и ставить последнее выше эмоциональных всплесков. В результате этого появляются призывы к цивилизованному общению, обвинение эмоциональной стороны в том, что та не может спокойно высказывать свое мнение, не соблюдает правил ведения диалога, действует не по-христиански или вразрез определенным социальным нормам и ценностям и т. д. 

Однако, когда я сталкиваюсь с большой эмоциональной реакцией в себе ли либо с другой стороны, в этот момент вспоминаю о тренинге моих учителей – Макса и Эллен Шупбах о подходе глубинной демократии, и пытаюсь привнести осознание. 

  1. Ответ на действие или бездействие

 Эмоция не возникает сама по себе, просто так, из ниоткуда. Она является частью поля отношений или организационной динамики и ответом на действия или бездействия другой стороны. Если кто-то кричит или находится в состоянии истерии, возможно, стоит увидеть, что на другой стороне. Не исключено, другая сторона не слышит или же игнорирует в силу разных причин, одна из которых – неосознанность своего ранга или наделенной властью (см. пункт 6). 

  1. Составляющая в принятии решений

Эмоция не является хуже или лучше логики, она настолько же важная и необходимая составляющая многомерной реальности, как и факты. Эмоции и все субъективное – в какой-то степени параллельная реальность и, не секрет, именно в этой плоскости принимаются важные решения как в жизни, так и в бизнесе. Большой эмоциональный заряд того или иного проекта или же команды может сыграть решающую роль в ответе инвестора. Чувство радости или вдохновения от взаимодействия с клиентом может принести новые идеи и сделать невозможное, тем самым доставив ценность.  

  1. Не для осуждения

Эмоциям нужен выход. Не стоит спешить осуждать человека, проявившего их. Сильную эмоцию не спрячешь, ее важно услышать, что за ней стоит? В силу закона о сохранении энергии, она никуда не исчезает, но имеет способность трансформироваться из одного качества в другое. Когда сильную эмоцию выразить, за ней можно найти суть. Например, за колким высказыванием в адрес человека можно услышать, что у этой стороны рушатся самые прекрасные мечты, если не вся жизнь. В этом как раз много боли и страдания, возможно, даже не одного поколения, если учесть исторический контекст. Прислушавшись к этому, можно раскрыть видение, которое стоит за эмоцией, чтобы интегрировать в общую картинку будущего.    

  1. Неочевидная ценность

Эмоции могут нести большую ценность, к примеру, огонь. Конечно, с помощью огня можно поджечь кухню, но можно и сварить суп или же протопить дом. Когда человек проявляет гнев или злость, в этот момент он может почувствовать себя более сильным что-то совершить или изменить, нежели чувствовал до этого. Кроме того, эмоция может стать необходимой, чтобы достучаться до другой стороны, или же с целью достичь новых высот, или, к примеру, чтобы начать строить дом или новое государство.  

  1. Бомба замедленного действия

Если эмоциям не дать место и время выразить себя, они могут как минимум не давать процессу двигаться далее (с подавленным настроением далеко не уедешь), и как максимум выстрелят в самый неподходящий момент. Например, чтобы провалить встречу с партнером и тем самым отомстить своему коллеге либо боссу за отношение ранее. Всем хорошо известно, с чего начинаются войны и перевороты в обществе: когда вытесняется та или иная группа, мнение, голос. С этого времени закладывается «бомба», которая может рвануть в самый непредсказуемый момент с целью достучаться до мейнстрима разными способами.    

  1. Удел тех, кто слабее

Сильные эмоции в определенном контексте, скорее всего, принадлежат человеку или группе с меньшим рангом (социальным, психологическим или духовным), меньшинствам или вытесненным группам, маргиналам. Ранги и привилегии лежат в основе практически любого конфликта и напряжения. Если понаблюдать за общением белого человека с черным или же мужчины и женщины, босса и подчиненного, можно увидеть разницу в самом его стиле. Как правило, человек с большим рангом ведет себя более расслаблено, позитивно, оптимистично. Он четко излагает свои мысли, менее эмоционален, более сбалансирован, немного отстранен, имеет рациональный стиль поведения, чувствует себя свободным – говорить или промолчать.

Человек с меньшим рангом обычно ощущает себя гражданином «второго класса», часто неспособен ясно думать, запинается, сомневается, имеет низкую самооценку, тенденцию быть эмоциональным, расстроенным, ощущает безнадежность. Все эти сигналы не говорят о нем как таковом (хотя могут быть присущи характеру или стилю поведения конкретного человека), а больше о занимаемом ранге в сообществе в данном контексте. Следовательно, если я вижу эмоцию, то думаю про себя: ранг, хотя, смотря на какой я стороне. Возможно, у меня больше привилегий, поэтому я могу как минимум поддержать другую сторону и признать, что она есть и важна. Если же я сама нахожусь в роли с меньшим рангом, то в какой-то момент могу вспомнить все предыдущие пункты, не буду корить себя за эмоции и попытаюсь понять их, чтобы донести суть своих переживаний или реакций другой стороне. 

7. Понимание в общении без правил

Базовые правила общения – хороший инструмент, и там, где это возможно, стоит их установить и придерживаться. Правда, из опыта работы с конфликтами, следует заметить, что правила действуют при спокойном общении, а в период эскалации они в основном «слетают». В моменты непривычного, то есть измененного состояния сознания, человек не хуже или лучше другого, у кого есть возможность быть более отстраненным от ситуации. Он находится в состоянии, которое важно выразить, возможно, даже для всего сообщества. Поэтому обвинять его в стиле общения в этот момент – наверное, последнее, что можно сделать, чтобы помочь ему выйти из этого состояния. Холодный ум «надеть» не получится. Им может воспользоваться сам человек, который советует, и рационально понять, что другая сторона охвачена сильными эмоциями и что это реакция вызвана чем-то ранее, однако она настолько же важна, чтобы понять и осознать происходящее. 

  1. Снижение накала страстей

Давать другой точке зрения быть самой эмоциональной – уже само по себе снижает градус эмоционального напряжения. Парадоксально, но невосприятие и нежелание давать место эмоции, а также считать их второсортными накаляет обстановку и даже усугубляет ее.

9. Первый шаг к отношениям

В жаркие эмоциональные минуты общения я вспоминаю, что конфликт несет в себе потенциал для нового витка развития двух сторон, а также, что «горячие точки» трансформируются, если их попробовать удержать, а не критиковать или считать недопустимыми. Неполиткорректные высказывания и острые комментарии без цензуры, как бы колко и больно они не звучали – первый шаг к пониманию и отношениям. Намного хуже, если человек в лицо говорит, что все хорошо, а в атмосфере царит ненависть. Тогда не к чему придраться и не за что ухватиться, поэтому ситуация уходит еще дальше от разрешения.  

10. Начало разрешения конфликта

Так устроена Вселенная и так действуют законы поля и роли в них, которые меняются со временем: «сегодня – ты, завтра – я». Осознание этого позволяет мне не сильно дистанциироваться от той точки, в которой находится другая сторона, и попробовать понять или как минимум вспомнить ситуацию из жизни, где я реагировала почти или точно так же, как и человек. Таким образом, мысленно находясь рядышком, я поддержу ту сторону не «застрять» в ней, а больше поняв и прожив, двинуться дальше. Если я этого не могу сделать, то постараюсь разобраться в ситуации, почему мне не удается понять другую сторону. Для разрешения конфликта понимание и проявление одной из сторон – прорыв двинуться с мертвой точки.

Юлия Филипповская, фасилитатор и директор Института Глубинной Демократии в Украине