Высокий градус эмоций – что делать?
Что делать с высоким градусом эмоций на встрече, во время переговоров, в команде, организации или сообществе? Жаркую эмоциональную дискуссию украинское общество ощутило после первого тура президентских выборов. Обычно в социуме, да и в бизнес-среде принято отделять эмоции от рацио и ставить последнее выше эмоциональных всплесков. В результате этого появляются призывы к цивилизованному общению, обвинение эмоциональной стороны в том, что та не может спокойно высказывать свое мнение, не соблюдает правил ведения диалога, действует не по-христиански или вразрез определенным социальным нормам и ценностям и т. д.
Однако, когда я сталкиваюсь с большой эмоциональной реакцией в себе ли либо с другой стороны, в этот момент вспоминаю о тренинге моих учителей – Макса и Эллен Шупбах о подходе глубинной демократии, и пытаюсь привнести осознание.
- Ответ на действие или бездействие
Эмоция не возникает сама по себе, просто так, из ниоткуда. Она является частью поля отношений или организационной динамики и ответом на действия или бездействия другой стороны. Если кто-то кричит или находится в состоянии истерии, возможно, стоит увидеть, что на другой стороне. Не исключено, другая сторона не слышит или же игнорирует в силу разных причин, одна из которых – неосознанность своего ранга или наделенной властью (см. пункт 6).
- Составляющая в принятии решений
Эмоция не является хуже или лучше логики, она настолько же важная и необходимая составляющая многомерной реальности, как и факты. Эмоции и все субъективное – в какой-то степени параллельная реальность и, не секрет, именно в этой плоскости принимаются важные решения как в жизни, так и в бизнесе. Большой эмоциональный заряд того или иного проекта или же команды может сыграть решающую роль в ответе инвестора. Чувство радости или вдохновения от взаимодействия с клиентом может принести новые идеи и сделать невозможное, тем самым доставив ценность.
- Не для осуждения
Эмоциям нужен выход. Не стоит спешить осуждать человека, проявившего их. Сильную эмоцию не спрячешь, ее важно услышать, что за ней стоит? В силу закона о сохранении энергии, она никуда не исчезает, но имеет способность трансформироваться из одного качества в другое. Когда сильную эмоцию выразить, за ней можно найти суть. Например, за колким высказыванием в адрес человека можно услышать, что у этой стороны рушатся самые прекрасные мечты, если не вся жизнь. В этом как раз много боли и страдания, возможно, даже не одного поколения, если учесть исторический контекст. Прислушавшись к этому, можно раскрыть видение, которое стоит за эмоцией, чтобы интегрировать в общую картинку будущего.
- Неочевидная ценность
Эмоции могут нести большую ценность, к примеру, огонь. Конечно, с помощью огня можно поджечь кухню, но можно и сварить суп или же протопить дом. Когда человек проявляет гнев или злость, в этот момент он может почувствовать себя более сильным что-то совершить или изменить, нежели чувствовал до этого. Кроме того, эмоция может стать необходимой, чтобы достучаться до другой стороны, или же с целью достичь новых высот, или, к примеру, чтобы начать строить дом или новое государство.
- Бомба замедленного действия
Если эмоциям не дать место и время выразить себя, они могут как минимум не давать процессу двигаться далее (с подавленным настроением далеко не уедешь), и как максимум выстрелят в самый неподходящий момент. Например, чтобы провалить встречу с партнером и тем самым отомстить своему коллеге либо боссу за отношение ранее. Всем хорошо известно, с чего начинаются войны и перевороты в обществе: когда вытесняется та или иная группа, мнение, голос. С этого времени закладывается «бомба», которая может рвануть в самый непредсказуемый момент с целью достучаться до мейнстрима разными способами.
- Удел тех, кто слабее
Сильные эмоции в определенном контексте, скорее всего, принадлежат человеку или группе с меньшим рангом (социальным, психологическим или духовным), меньшинствам или вытесненным группам, маргиналам. Ранги и привилегии лежат в основе практически любого конфликта и напряжения. Если понаблюдать за общением белого человека с черным или же мужчины и женщины, босса и подчиненного, можно увидеть разницу в самом его стиле. Как правило, человек с большим рангом ведет себя более расслаблено, позитивно, оптимистично. Он четко излагает свои мысли, менее эмоционален, более сбалансирован, немного отстранен, имеет рациональный стиль поведения, чувствует себя свободным – говорить или промолчать.
Человек с меньшим рангом обычно ощущает себя гражданином «второго класса», часто неспособен ясно думать, запинается, сомневается, имеет низкую самооценку, тенденцию быть эмоциональным, расстроенным, ощущает безнадежность. Все эти сигналы не говорят о нем как таковом (хотя могут быть присущи характеру или стилю поведения конкретного человека), а больше о занимаемом ранге в сообществе в данном контексте. Следовательно, если я вижу эмоцию, то думаю про себя: ранг, хотя, смотря на какой я стороне. Возможно, у меня больше привилегий, поэтому я могу как минимум поддержать другую сторону и признать, что она есть и важна. Если же я сама нахожусь в роли с меньшим рангом, то в какой-то момент могу вспомнить все предыдущие пункты, не буду корить себя за эмоции и попытаюсь понять их, чтобы донести суть своих переживаний или реакций другой стороне.
7. Понимание в общении без правил
Базовые правила общения – хороший инструмент, и там, где это возможно, стоит их установить и придерживаться. Правда, из опыта работы с конфликтами, следует заметить, что правила действуют при спокойном общении, а в период эскалации они в основном «слетают». В моменты непривычного, то есть измененного состояния сознания, человек не хуже или лучше другого, у кого есть возможность быть более отстраненным от ситуации. Он находится в состоянии, которое важно выразить, возможно, даже для всего сообщества. Поэтому обвинять его в стиле общения в этот момент – наверное, последнее, что можно сделать, чтобы помочь ему выйти из этого состояния. Холодный ум «надеть» не получится. Им может воспользоваться сам человек, который советует, и рационально понять, что другая сторона охвачена сильными эмоциями и что это реакция вызвана чем-то ранее, однако она настолько же важна, чтобы понять и осознать происходящее.
- Снижение накала страстей
Давать другой точке зрения быть самой эмоциональной – уже само по себе снижает градус эмоционального напряжения. Парадоксально, но невосприятие и нежелание давать место эмоции, а также считать их второсортными накаляет обстановку и даже усугубляет ее.
9. Первый шаг к отношениям
В жаркие эмоциональные минуты общения я вспоминаю, что конфликт несет в себе потенциал для нового витка развития двух сторон, а также, что «горячие точки» трансформируются, если их попробовать удержать, а не критиковать или считать недопустимыми. Неполиткорректные высказывания и острые комментарии без цензуры, как бы колко и больно они не звучали – первый шаг к пониманию и отношениям. Намного хуже, если человек в лицо говорит, что все хорошо, а в атмосфере царит ненависть. Тогда не к чему придраться и не за что ухватиться, поэтому ситуация уходит еще дальше от разрешения.
10. Начало разрешения конфликта
Так устроена Вселенная и так действуют законы поля и роли в них, которые меняются со временем: «сегодня – ты, завтра – я». Осознание этого позволяет мне не сильно дистанциироваться от той точки, в которой находится другая сторона, и попробовать понять или как минимум вспомнить ситуацию из жизни, где я реагировала почти или точно так же, как и человек. Таким образом, мысленно находясь рядышком, я поддержу ту сторону не «застрять» в ней, а больше поняв и прожив, двинуться дальше. Если я этого не могу сделать, то постараюсь разобраться в ситуации, почему мне не удается понять другую сторону. Для разрешения конфликта понимание и проявление одной из сторон – прорыв двинуться с мертвой точки.
Юлия Филипповская, фасилитатор и директор Института Глубинной Демократии в Украине