Создавая новые смыслы: зачем руководителю быть креативным?

О креативности как особенном складе ума, умении быстро находить новаторские эффективные решения заговорили в 1960-е  в США. С тех пор креативное мышление стало исследоваться теоретиками, а практики начали создавать способы его развития, изобретать технологии и механизмы его эффективного использования в профессиональной деятельности – и использовалось все это чаще всего в науке, творческих профессиях и, конечно, в рекламе. Креативность занимает 3-е место в топ-10 самых востребованных в ближайшем будущем навыков, по мнению экспертов World Economic Forum. Давайте выясним, чем является креативность для руководителя, собственника бизнеса, и почему им без нее не обойтись.

Креативность vs творчество

Каждый может быть творческим, но не каждый – креативным. Почему? Да потому, что творчество и креатив – это разные понятия. В английском языке слово одно (creativity), а для русского и украинского языкового пространства оно может быть трактовано по-разному. Приведенная ниже характеристика терминов в таблице составлена на основе теории о комплексных эквивалентах – существительных абстрактного характера, значение которых может быть определено с помощью глаголов. И вот что мы наблюдаем в большинстве случаев в поведении творческих и креативных людей.

Как ведут себя творческие и креативные люди?

Креативность: смыслы и ассоциации

Слова «креатив», «креативность», «креативный» чаще встречаются в связке с креативными индустриями: реклама, ремесла, кинематография, дизайн и создание моделей одежды, интерактивные развлекательные программы, музыка, искусство, СМИ. Все это имеет место быть. Странно, если бы в этих направлениях не создавалось бы ничего нового, интересного. Но в новом нуждаются и другие направления. Чтобы развивать бизнес в стремительно меняющемся мире, руководителям и менеджерам стоит задуматься, насколько качественно работает их мышление.

Креативность сегодня – термин, обозначающий сугубо мыслительный процесс, причем очень динамичный, нацеленный на получение минимум одного или нескольких эффективных результатов за короткое время при любых обстоятельствах.

Креативность соткана из микронавыков. В 1960-е  Дж. П. Гилфорд и Э. П. Торренс предложили некоторые компоненты этого навыка: оригинальность, гибкость, беглость и сложность. Оригинальность – это когда вы генерируете идеи, которых раньше не было. Гибкость – когда идею можно применить и к другим сферам жизнедеятельности. Беглость – когда вы можете выдать как можно больше идей за короткий промежуток времени. Сложность (ее синонимы «детализированность» и «проработанность»)  – это когда высказанная идея не односложна и примитивна, а содержит в себе подробности по ее реализации. Каждая характеристика – это определенный мыслительный навык. Когда эти навыки работают все вместе, мы говорим о том, что так работает креативное мышление.

Занимаясь развитием креативного мышления у людей в течение нескольких лет, я увидела, что есть еще кое-что, что дополняет понимание креативности.  Например, важно, в каком состоянии человек находится: какое у него настроение, как он себя чувствует. Таким образом, были найдены два состояния, относящиеся к креативным: это вдохновение и состояние потока. Умение чувствовать эти состояния в нужный момент тоже относится к характеристикам креативности.

При описании понятия «креативность» мое внимание было обращено и на речь: лингвистические формулы (паттерны), которыми мыслит человек, также могут подталкивать к поиску новых решений или, наоборот, приводить к стереотипным и банальным мыслям. Особенные речевые конструкции и умелое использование их в сочетании с владением креативными техниками – вот еще характеристики креативности. И наконец, мыслительные стратегии могут быть дополнены сенсорными ощущениями: умением видеть, слышать, ощущать внутренние образы (синестезия), активируя и используя бессознательные ресурсы личности.

Таким образом, креативность – это сложный мыслительный навык, состоящий из развитых специальных микронавыков (оригинальность, беглость, гибкость, сложность, вдохновение и состояние потока, речь, владение креативными техниками, синестезия), искусное использование которых позволяет рождать множество уникальных жизнеспособных идей за короткий срок.

Путь развития креативного руководителя

А теперь задайте себе вопросы, ответы на которые стоит записать.

  • Могу ли я как руководитель, зная, что возможно мыслить креативно, не развивать в себе это и не пользоваться?
  • Что я получу хорошего, если научусь быть креативным?
  • Каких проблем я избегу (или решу), когда научусь включать в нужный момент креативное мышление?

Когда топ-менеджер развивает креативное мышление, применяя  его в профессиональной деятельности – в управлении людьми и раскрытии их талантов, в создании новых продуктов и поиске новаторских путей их продвижения, в реинжиниринге бизнес-процессов и поиске выхода из кризисных ситуаций, при создании ценности и поиске конкурентных преимуществ, – он выходит на новый уровень развития. Такой управленец умеет концентрироваться на важном, демонстрирует эффективность результатов и обеспечивает рост бизнеса.

На пути к истинной инновационности, генерированию уникальных жизнеспособных идей и их внедрению, руководителю предстоит осуществить много ответственных шагов:

  • трансформировать себя и свою миссию, убеждения и ценности;
  • открыть в себе способности к созданию новых ценных смыслов, умению гибко, бегло, оригинально и детализированно мыслить, уметь ощущать ресурсное состояние в нужный момент, использовать креативные речевые паттерны, умело пользоваться всеми сенсорными системами восприятия;
  • научиться создавать прорывные идеи и воплощать их;
  • заразить своей продуктивностью, энергией и харизмой свое окружение – коллег и подчиненных.

Именно креативность позволит руководителям компаний быть победителями в VUCA-мире, с успехом трансформируя неопределенность и турбулентность в полезные ценности и конкурентные преимущества для потребителей.

Оксана Седашова, PhD, руководитель проектов и программ BSK – KROK Business School , бизнес-тренер,  эксперт развития интеллектуального и креативного потенциала руководителя