Дилемма партнерства

Многие бизнесмены боятся брать в свое дело партнеров, что в свою очередь стопорит развитие бизнеса. Чтобы изменить свое отношение к партнерству, необходимо перевести процесс принятия решения этой дилеммы из эмоционального процесса «страх»  в управляемый бизнес-критерий «риск».

«Быть или не быть, вот в чем вопрос». Большинство узнает известную цитату Шекспира, но я рискну задать тот же вопрос, но о партнерстве: «Быть или не быть?»… Каждый предприниматель на том или ином этапе бизнеса оказывается перед решением этой дилеммы. Любой семейный бизнес, существующий или строящийся, – один из самых сложных видов партнерства. Привлечение инвестиций для реализации новых возможностей – это тоже создание партнерства. Startup – чаще всего череда партнерств. Также вопрос о партнерстве обязательно становится самым важным в период кризиса.

Партнер – это важный актив

Партнерство касается практически каждого и на каждом этапе развития компании, так как партнер – это актив для бизнеса. Актив, приносящий недостающие ресурсы, компетенции, энергетику в достижении цели и пропорционально уменьшающий риски участников. Не забывайте, что это не только актив в вашем бизнесе, но и в бизнесе вашего конкурента. Вряд ли вы анализируете этот момент, когда изучаете своих конкурентов. Вот поэтому партнер – ваш важный актив сегодня.

А что же завтра? Эпоха очень быстрых технологических и рыночных изменений уже наступила. Для бизнеса это:

  • больше новых потребностей и продуктов;
  • больше неожиданных возможностей;
  • больше новых бизнес-моделей и стартапов;
  • когда новые технологии убивают старые;
  • частые и непредсказуемые кризисы;
  • более короткий горизонт планирования.

Издержки прогресса превращают непростую бизнес-дорогу в настоящие американские горки. Для того, чтобы не вылететь на очередном повороте, оказывается, нужны новые технологии, новые активы и компетенции. И заранее предсказать потребность в них невозможно. Они все чаще нужны срочно «здесь и сейчас», и не факт, что понадобятся надолго.

В таких ситуациях вопрос «быть или не быть партнерству» равнозначен вопросу «быть или не быть бизнесу», поскольку источником таких активов может быть только партнер. Поэтому именно он становится важным активом для бизнеса завтра. А компетенции по созданию партнерства и управлению партнерскими отношениями – необходимыми стратегическими компетенциями.

«Если партнер вам на самом деле не нужен и вы считаете, что не являетесь командным игроком – не ввязывайтесь в партнерство», – советует писатель, эксперт в вопросах партнерства Дэвид Гейдж.

Управлять страхами

Но если вы все-таки готовы к развитию в будущем, к вызовам и возможностям рынка, к спасению своего бизнеса во время кризиса, научитесь не только создавать партнерство, но и управлять им.

Успешное партнерство – это в первую очередь удача, – считают большинство предпринимателей, с которыми я обсуждал данную тему.

Более половины моих клиентов признавались, что испытывают тревогу и страх перед партнерством. Тревога – что люди либо приложенные усилия не оправдают их ожиданий. Страх – конфликт с партнером может разрушить их бизнес. Часто под воздействием страха как эмоционального процесса принимается стратегическое бизнес-решение: «Никакого партнерства!». Что по сути равнозначно – никакого развития.

Почему большая часть бизнесменов, всегда находящихся на острие различных конфликтов и постоянно управляющие ими, отказываются от возможностей партнерских союзов, считая это плохой идеей именно из-за возможных конфликтов? Почему они пасуют перед этим страхом? Этому есть несколько причин:

Цена ошибки очень велика. В 99% случаев в конфликтах партнеров нет арбитра, который не просто являлся бы авторитетом для каждого из них, но и был бы заинтересован в сохранении бизнеса. Поэтому любой деструктивный конфликт может привести к развалу бизнеса. И в этом случае каждому из партнеров, если представить построенный бизнес как машину, может достаться в лучшем случае по половине распиленной бензопилой и ни на что не годной машине.

Долгосрочность партнерства. Конфликты страшат предпринимателей тем, что партнерство – это длинная дорога в совместное будущее. Очень непростой путь в условиях постоянных изменений с чередой возможных конфликтов различной динамики. Но простых дорог в бизнесе не существует.

Предприниматель так и не научился делегировать полномочия чаще всего не только в партнерстве, но и в управлении внутри бизнеса. Я абсолютно уверен в том, что «на корабле двух капитанов не бывает».

Негативный опыт предыдущих партнерств. Именно он является самым весомым аргументом. Часто это напоминает устойчивый рефлекс – я уже пробовал, набил шишек. И как вердикт: партнерство – плохая идея.

Но все можно преодолеть. Чтобы изменить свое отношение к партнерству, необходимо перевести процесс принятия решения дилеммы из эмоционального процесса «страх» в управляемый бизнес-критерий «риск». А значит с готовностью разобраться в том, что такое партнерство, как создавать надежный фундамент для него и как им управлять.

У вас пропадет страх, появятся знания и управленческие инструменты, и вы сможете не опрометчиво, а взвешенно принимать оптимальные стратегические решения, выбирать направление, которое приближает организацию к достижению своей цели, если разберетесь в управлении всего трех подсистем.

  1. Взаимоотношения, уважения и диалога партнеров.
  2. Цели проекта и ожидания партнеров.
  3. Структуры проекта и правил совместного управления бизнесом.

Решение дилеммы партнерства станет не философским вопросом из шекспировской трагедии, а практическим бизнес-кейсом, решение которого не гарантирует стопроцентного благоприятного исхода событий, однако помогает повысить эффективность, минимизировать убытки и проанализировать ситуацию, чтобы защитить себя в будущем.

Владимир Артеменко, консультант в BST Consulting