Фредрик Харен

Фредрик Харен: «Вдохновение и мотивация – два важных «выманивателя» идей»

Мы продолжаем публиковать подборку материалов по теме «Креативность в бизнесе: от поиска идеи до ее внедрения», в которой мировые эксперты Global Inspiring Forum рассказывают, как развивать креативность персонала с помощью концепции 4I (Inspiration, Idea, Innovation, Implementation). Сегодня мы публикуем точку зрения на этот вопрос эксперта по креативности Фредрика Харена. Он рассказывает, что делать, если у вас и у вашей команды не осталось идей и пропало вдохновение.

С темой о бизнес-креативности я выступал в 67 странах на 6 континентах и везде задавал один и тот же вопрос: «Считаете ли вы, что креативность важна в бизнесе?». Ответ всегда был «да», даже бухгалтеры с этим соглашаются. На вопрос: «Считаете ли вы себя креативными?», ответы звучали самые разные, в зависимости от географического положения стран. В Центральной Европе 60% людей уверены, что они креативны, на юге Европы – в Испании, Италии, Франции – 80%; в США – 95% (5% – это те, кто не услышал вопрос). При этом в Азии люди традиционно очень скромные и считают себя недостаточно креативными. Лишь 20% считают себя таковыми в Сингапуре и Японии. В Южной Корее вообще никто не считает себя креативным. Только один человек поднял там руку, и то с целью уточнить, что никто не может считать себя таким же креативным, как гений Леонардо да Винчи. Финальный вопрос, который я задаю: «Занимается ли ваша компания развитием креативности своих сотрудников?». В большинстве случаев ответ отрицательный. И что же получается: креативность развивать надо, креативными себя считают большинство людей, и при этом компании не занимаются креативностью. И что с этим делать?

Во-первых, развитие креативности – это задача лидера. Ему необходимо вдохновлять своим примером: находить нестандартные решения и приглашать команду следовать его примеру. Хорошие идеи не появляются просто так. Их нужно выманить. Вдохновение и мотивация –  два важных «выманивателя» идей. Во-вторых, креативность – это об уверенности. Вы не можете быть креативным человеком, если не уверены в себе.

Что делать, если исчезло вдохновение?

Любые идеи нужно записывать. Когда исчезнет вдохновение, перечитайте свой блокнот с идеями, и может, то, что казалось глупостью, вам вдруг покажется гениальным решением. У Томаса Эдисона было 3,5 тыс. блокнотов.

Чем дольше вы работаете в одной и той же отрасли и чем большим экспертом вы в ней являетесь, тем тяжелее вам взглянуть на свою отрасль свежим взглядом. Привычность порождает забвение. Если у вас возникла проблема и вы не знаете, как ее решить, пригласите экспертов из других отраслей или используйте собственную экспертизу для решения проблем в другой отрасли. Лучший вариант: возьмите нескольких экспертов из разных отраслей и посмотрите, к какому решению они придут. Как говорил американский писатель Уолтер Липман, там, где все думают одинаково, на самом деле никто особо не думает.

Кстати, вы задумывались, что такое идея? По сути, идея – это соединение двух несоединимых вещей. Мы не создаем из ничего. Формула идеи выглядит следующим образом: I = p (k+i), где I – idea (идея), p – person (человек), k –knowledge (знания),  i –information (информация). Ключ кроется в этом плюсе – в том, как вы соедините знания с новой информацией.

Учите своих людей пониманию того, что мир меняется, поэтому нужно уметь вовремя замечать эти изменения и реагировать на них. Наша проблема кроется в том, что мы застряли и привыкли делать так, как нам сказали раньше. Но это ошибочный подход для современного мира. Если вы лидер, начните обучение креативности в своей компании не с разговоров, а с собственного примера.

Напомним, ранее в рамках подборки материалов по теме «Креативность в бизнесе: от поиска идеи до ее внедрения» мы публиковали подход к лидерству Кевина Гаскелла, экс-генерального директора Porsche, BMW и Lamborgini.

Беседовала Марина Куленко, менеджер по развитию бизнеса и маркетингу в KA Group

Кевин Гаскелл: «Люди удивительны, когда понимают, как выглядит успех»