Управленцы переменами

Все изменится. Все уже меняется. В период фазового перехода, который уже настал и продлится примерно до 2025 г., важно научиться управлять изменениями. Среди многих инструментальных теорий такого управления мне нравится формула Jacobs: «С = А х В х D». С ее помощью можно оценить вероятность успеха изменений, которые вы начинаете.

Успех зависит, во-первых, от вашей неудовлетворенности текущим состоянием дел, это параметр «А». Чем выше недовольство, тем больше стремление вырваться. «В» – это понимание того, ради чего нужны перемены, ясный образ будущего. «D» в формуле представляет собой конкретные первые шаги, необходимые для изменений. Произведение этих показателей дает возможность оценить вероятность достижения успеха. К примеру, в политике у нас не происходит никаких изменений, потому что третьего множителя просто нет: никаких шагов, все остается на уровне обсуждения неудовлетворенности тем, что есть.

Уточняем представления

Выйти на уровень генерации новых идей, а дальше на уровень их реализации можно, только пройдя путь понимания действительности, а также признавшись себе в собственных изъянах и недостатках своих компании, рынка и страны.

Какова же картина мира, в котором мы сейчас живем? Большинство процессов в экономике стали управляемыми. Они больше не естественные, и закон о спросе и предложении теперь не работает.

Когда мы пытаемся описать мир будущего цифрами и параметрами прошлого, часто ошибаемся. У будущего совершенно другие параметры и принципы строения, но мы их не видим, поскольку застряли в своих представлениях. К примеру, убеждение, что весь мир заинтересован в украинских программистах, существует только в нашей картине мира. В действительности же у нас всего около 100-120 тыс. официальных программистов, а для мира это – капля в море. Даже в Германии программистов больше. Основной украинский экспорт сегодня –  продукты аграрного комплекса, а не металлургического или химического. Выходит, мы аграрная страна с программистами.

У нас вроде бы есть ВВП, мы его считаем, но вот переписи населения в стране не проводилось уже много лет. Отсюда и нет нормальных оснований для того, чтобы вести статистику. Реальные данные с официальными расходятся где-то на 12 млн человек. Не очень точная картина мира получается.

Сейчас мы живем внутри экспоненты, все процессы меняются существенно быстрее, чем можно было бы ожидать. Изменения больше не происходят линейно, они развиваются экспоненциально. Кто-то может подумать, что это прекрасно, ведь становятся возможными взрывные модели роста, но далеко не все справляются с экспонентой. Попав в нее, нельзя применять линейное управление. Например, ритейлерам нельзя просто механически увеличивать количество и масштаб магазинов. Их не спасет такая модель. Вторая ловушка экспоненты –опередить ее и провалиться из-за неготовности людей.

Самая эффективная модель работы с изменениями – «оседлать» их.

peremenami2

Персонификация во всем

В переходном периоде можно играть одну единственную роль – быть субъектом, управляющим извне. И да, нужно еще ловить тренды. ПочемуAmazon купил Whole Foods Market, американскую сеть супермаркетов, специализирующуюся на продаже продуктов питания без искусственных консервантов, подсластителей и т.  д.? А потому, что очень сложно сделать «слюни» на Amazon, а в магазинах Whole Foods – легко. Когда люди туда заходят, хотят купить сразу все, потребляют моментально и глазами, и умом, а выходят с гигантскими корзинами. Amazon это увидел, и теперь работает над выходом в модель розницы, где станет неважной граница между офлайн и онлайн.

Так какой же смысл всех нас в этом новом мире? Раньше много всего было построено на стандартизации. Именно этот подход взлетел в 2006 г. и был на пике в 2010-м, а новый тренд – персонификация во всем: в продукте и сервисе для каждого клиента и во всех секторах рынка.

У банков, которые сегодня стараются подобрать себе новую мебель, нет будущего. Никакого. А все потому, что в банки будущего  без офисов и наличных денег. Люди уже отказываются ходить в отделения, а большинство стандартных продуктов автоматически создаются под клиентов.

Не действовать, а видеть

Наше будущее объемно. Нет больше привычной плоскости, и нужно научиться выходить на новые уровни, в том числе и уровни осознанности. Первое, что стоит освоить, – это рефлексия. Она необходима для успеха и выхода из зоны традиционных управленческих моделей.

Модель нового мира основана на системной рефлексии. Она подразумевает то, что все изменения будут требовать от человека осознанности, а значит выхода из позиции действия. Рынок нужно увидеть целиком, притом как в настоящем, так и в будущем времени. Исходить при этом лучше из своей картины будущего, и чем  точнее ее себе представить, тем легче управлять всеми процессами и объектами.

Четкая картина будущего у вас должна быть для любого объекта, которым вы управляете. Самый главный из этих объектов – вы сами, ваши действия, карьера и будущее. С такой рефлексивной позиции можно и эффективным быть, и изменениями управлять. Другой важный навык – включенность. Чтобы понимать происходящее и рефлексировать эффективнее, нужно включиться в самые разные процессы.

Последняя рекомендация относительно полезных навыков: научитесь

латеральному мышлению. Другими словами, мышлению на разрывах. В переходный период можно позволить себе остановить всю активность и попробовать действовать по-другому. От широкой рекламы перейти к персонализированной. Вместо наращивания ассортимента подумать о большем влиянии на покупателя. Не нанимать новых сотрудников, а строить систему партнерства. Можно попытаться изменить себя во всем, что раньше считалось догмой или правильным подходом. Сейчас для этого подходящее время.

Андрей Длигач, доктор экономических наук, генеральный директор группы компаний Advanter Group

Добавить комментарий