Возможности, риски и перспективы управления облачными командами

Удаленные сотрудники и команды сегодня – не редкость, а часть каждого третьего бизнеса в Украине. Около 35% украинских компаний имеют удаленных сотрудников или сотрудничают с фрилансерами, и этот показатель стремительно возрастает. К 2020 г. таких сотрудников будет половина в каждой компании.

Несмотря на то что часть бизнеса изначально строит облачные команды: e-commerce, инфобизнес, IТ, консалтинг, логистика, дистрибуция, так уже агросектор и производство вводят удаленные бизнес-единицы в процессе трансформации и внедрения управленческих инноваций в традиционные офлайновые бизнесы. Ярким примером тому служит перевод 30% продаж металлургического завода в интернет-площадки. Или запуск проектов дистанционного обучения и сертификации в производственном секторе.

Речь идет о том, что современные модели управления бизнесом не только становятся основой стартапов, но и меняют традиционные отрасли. Вопрос формирования и управления удаленными сотрудниками является необходимой компетенцией для современного руководителя или топ-менеджера.

Ниже рассмотрим ключевые преимущества и риски, которые получает компания от работы удаленных сотрудников и команд.

 ПРЕИМУЩЕСТВА

Международные высокопроизводительные команды

Сегодня дефицит высокопродуктивного персонала ощущает каждый бизнес. Формируя облачные команды, можно привлечь лучших специалистов из других регионов или стран, при этом стоимость оплаты их работы может быть значительно ниже, чем на территориях, где компания осуществляет основную операционную деятельность. И это решение не только для глобальных игроков, но и для среднего и малого бизнеса.

Отсутствие миграционных и визовых ограничений

Форматы взаимодействия могут быть разные как через фриланс-биржи, так и через договоры предоставления услуг частного предпринимателя.

Нет привязки к соблюдению трудового права страны, в которой находится компания

Этот вопрос наиболее актуальный для компаний,  работающих на глобальном рынке. Найм удаленных сотрудников происходит в соответствии регулирования страны, гражданином которой является такой сотрудник. Так, американские или британские компании,  формирующие удаленные команды из украинских сотрудников, имеют более выгодные конкурентные преимущества по сравнению с компаниями, сотрудники которых работают внутри этих стран.

Возможность быстрее и проще масштабировать бизнес

С удаленными командами проще развивать новые направления, структуры в разных регионах и странах. Гибкость таких команд дает возможность расти бизнесу в разы быстрее, чем при традиционных организационных структурах.

 Экономия фонда оплаты труда

Она связана с выбором оптимального места налогового резидентства. Зачастую оптимальным вариантом является оформление сотрудника по предоставлению услуг как субъекта предпринимательской деятельности. Упрощенная процедура предоставления услуг на экспорт для данной категории делает формат взаимодействия привлекательным как для исполнителей, так и заказчиков услуг. Сегодня достаточно только выставить инвойс, который является в том числе и актом выполненных работ, при этом даже сам договор не нужно предоставлять для подтверждения получения оплаты банком. Речь идет об удаленных сотрудниках с Украины, которые в таком формате работают для внутреннего и внешнего рынков.

 Отсутствие затрат, связанных с переездом сотрудников в другую страну

Часто компании сталкиваются с ситуацией, когда переезд из небольшого населенного пункта сотрудник воспринимает положительно, а вот переезд в другой регион, страну или, наоборот, с большого города в небольшой достаточно проблематично, если у него семья полностью привязана к текущему месту проживания. В таких случаях как раз возможность работать удаленно – оптимальное решение.

Экономия затрат на содержание офиса

Издержки на аренду и содержание рабочих мест только возрастают, автоматизация рабочих мест и внедрение IТ-решений – это текущая практика каждой компании. В несколько раз дешевле организовать удаленные рабочие места для сотрудников, чем иметь постоянно возрастающие затраты, связанные с содержанием офисных рабочих мест.

 Мультинациональность, мультикультурность, гендерное равенство

Расширение культурных границ команды и привлечение людей разных национальностей, религий, а также соблюдение гендерного баланса намного проще при формировании удаленных команд, чем при найме сотрудников в офис. Примером могут служить отделы поддержки клиентов, которые обслуживают англоязычный, испаноязычный, арабско-говорящие и китайско-говорящие страны. Найти таких сотрудников в пределах одной страны может быть просто невыполнимой задачей.

Гибкий график работы в режиме 24/7

Сегодня все больше компаний предлагают своим сотрудникам гибкий график работы. При этом сотрудник, работающий из дому, не тратит время на дорогу на работу и с работы (в больших городах это может быть и 3-4 часа в день) и имеет удаленный режим и гибкий график работы. Так, он может полноценно планировать свое рабочее и личное время, тем самым более продуктивно работать, концентрируя свою энергию на работе. Вместе с тем удаленные сотрудники – это хорошая возможность обеспечить круглосуточную операционную деятельность бизнеса, увеличить рабочие время, соответственно, и прибыльность бизнеса.

Персонализация социальных пакетов

Когда рабочие места находятся в пределах одной территории, уровень оплаты, социальные гарантии и выплаты формируются в соответствии со стандартами страны, уровнем оплаты в регионе и уровнем жизни на данной территории. Привлечение удаленных сотрудников делает модель оплаты труда более гибкой, с привязкой к территории, где проживает сотрудник, что в том числе позволяет формировать индивидуальные социальные пакеты, а также экономить деньги компании.

 Отсутствие профсоюзов

Удаленные сотрудники, работающие как частные предприниматели в разных регионах и странах, потенциально не являются участниками профсоюзов. Они решают формат и стандарты взаимодействия с компанией-заказчиком в индивидуальном порядке.

 Невозможен рейдерский захват бизнеса

Облачные команды исключают возможность незаконного захвата бизнеса, поскольку зачастую компании, которые выбирают облачный формат работы, имеют юридические лица в нескольких разных странах, где ведут деятельность. Используют CRM-системы для обеспечения деятельности удаленных рабочих мест. И сотрудники также работают дистанционно с разных регионов или стран. Компания соблюдает законодательство стран, в которых ведет деятельность, и где работают сотрудники. При этом она не имеет полного представительства ни в одной из стран, тем самым не создает возможности для физического захвата ее бизнеса.

РИСКИ

Не все готовы и могут работать удаленно

Есть часть людей, которая не представляет для себя возможности и интереса работать дома. Для них важно каждый день собираться и ехать на работу. Эти сотрудники всегда будут выбирать офлайн-работу, даже если другие преимущества окажутся более существенными в удаленном формате.

Отсутствие физического контакта

Какие средства связи не использовались бы при удаленной работе, отсутствие личного живого контакта может быть ключевым для ряда сотрудников или работ, и также делать их выбор в пользу традиционной офлайн-работы.

 Механизмы обеспечения безопасности бизнеса

Один из ключевых вопросов работы удаленных команд состоит в том, как правильно обеспечить безопасность бизнеса. Инструменты могут быть разные, функционал CRM-систем, в которых работают сотрудники, разные права доступа, дробление бизнес-процессов и распределение между сотрудниками, при этом общей моделью бизнеса владеют только топ-менеджеры и собственники, установка программ,  фиксирующих все действия сотрудников, и др.

Склонность к быстрой смене работы

Удаленные сотрудники более гибкие. У них есть набор определенных навыков, востребованных на рынке труда дистанционной работы, и необходимый опыт. Такие сотрудники могут получить предложение присоединиться к вышеоплачиваемому и более интересному проекту. Особенно риск велик при хорошем портфолио работы сотрудника в удаленном режиме. Задачей бизнеса при этом – выстроить такие модели управления удаленными талантами, при которых они будут развиваться и удерживаться внутри одного бизнеса. Это реализуется через формирование карьерных и профессиональных путей развития, привлечение на более сложные и новые проекты, предложение новых должностей или направлений работы.

Ценностные сложности

Если команда разнообразна как географически, так и ментально, важно формировать и внедрять единые стандарты работы внутри облачных команд, которые будут приемлемы для всех удаленных сотрудников. Для этого необходим опыт работы в мультикультурной среде для менеджмента облачных команд. Создание единых стандартов и гибких форм взаимодействия позволяет находить баланс и выравнивать культурное разнообразие внутри дистанционных команд.

Перспективы развития облачных команд, связанные не только со стартапами, которые все чаще выбирают дистанционных сотрудников, это также возможности для оптимизации уже существующих бизнесов, их диверсификации и трансформации в соответствии с новой экономической реальностью. Если 10-15 лет назад не каждый бизнес был представлен в интернете и внедрял элементы цифровой экономики, то в ближайшие 10 лет еще есть возможность в традиционных бизнесах изменить вектор развития согласно развитию рынка. Все больше людей будут работать менее продолжительный период на одном месте работы, мобильность и миграционные процессы также влияют на рост удаленных рабочих мест и формирование глобального рынка дистанционной работы. Облачные команды вырабатывают свой управленческий инструментарий, который создает основу для новых управленческих инноваций экономики ближайших десятилетий.

Жанна Балабанюк, CEO R&C Kyiv Group LLC, Бизнес-школа КРОК

 

 

 

Добавить комментарий