джайпур

Северная Индия – о жизни, смерти и бессмертии

Индия – удивительная, огромная и непостижимая страна, в которой уживаются вместе десятки народностей, говорящих на разных языках, верящих в разных богов, относящихся к разным кастам и даже эпохам. Страна, где прогрессивные технологии и научные открытия соседствуют с древними ритуалами и традициями.

Условно, Индию можно разделить на Южную и Северную. Для туриста  интересна и увлекательна любая ее часть, но все же, если не брать в расчет Гималаи, главным туристическим маршрутом считается так называемый золотой треугольник: Дели, Джайпур и Тадж Махал в городе Агра, на севере.

Восточная сказка

Считается, что начинать знакомство с любой страной нужно со столицы, так как все самое интересное и красивое находится в ней. Однако в случае с Дели – это не совсем так. И если бы я начинала свое знакомство с Индией с шумного, пыльного, перенаселенного города, в котором не бывает хорошей погоды, то мне бы эта страна не понравилась. Хотя Дели – очень колоритный  город, и несколько дней в нем все же есть на что потратить.

Джайпур или «розовый город», как его называют из-за необычного цвета камня, использованного в строительстве, – столица, пожалуй, самого красочного индийского штата –  Раджастан. Этот штат своими разноцветными городами на краю пустыни Тар, восточными базарами с ароматами специй, красочно одетыми колоритными людьми и их не менее ярко раскрашенными и украшенными слонами и верблюдами  очень напоминает восточную сказку.

Когда мы говорим Северная Индия, то представляем Тадж Махал,  считающийся ее визитной карточкой и одним из новых чудес света. Это– мавзолей-мечеть в городе Агра, «памятник любви» наследника Тамерлана к своей любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла при родах 14-го ребенка, выраженный в красивой усыпальнице из белого мрамора – классический и лучший пример архитектуры Великих моголов, мусульман-завоевателей. Тадж Махал действительно красивый, но он довольно молодой и относится к мусульманскому наследию, а для меня Индия прежде всего – индуистская культура.

Главный из священных городов

В Индии, как ни в одной другой культуре мира, сохранились древние города и «живые» святые места, в силу которых люди верят тысячелетиями. Такие места называют «тиртха» – мост между небом и землей. Совершать паломничество в святые города, храмы или к святым людям, гуру – огромная часть культуры индийцев всех религиозных верований. Одним из таких мест является Варанаси – главный из семи священных городов индуизма, самый впечатляющий и даже шокирующий средневековый город. Когда Индия была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он звался Каши – «город света». Варанаси – самый древний живой город на Земле. Считается, что его возраст около 3000 лет. В эпосе и древних писаниях Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне он уже упоминается с приставкой «древний». Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и Ниневии, от величия которых остались только древние руины, а Варанаси «жив-здоров» и до сих пор выглядит средневековым. Марк Твен, побывавший в тех местах,написал: «Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд – а выглядит вдвое старше, чем все они вместе взятые».

В этом городе жизнь, смерть и бессмертие тесно переплетены друг с другом.  Основная религиозная активность в Варанаси связана с Гангом и гхатами – набережной и каменными ступенями, ведущими к водам священной реки.

Ежедневно начиная с раннего утра по узким средневековым улочкам к реке стекаются тысячи людей: туристы – встретить рассвет и прокатится на лодочке, жители города – молиться, мыться, чистить зубы и стирать белье, многочисленные паломники – совершить церемонию омовения в водах священной реки. Они верят, что воды Ганга способны освободить их от грехов и болезней, а сам Ганг – небесная богиня Ганга, спустившаяся на землю в виде реки – протекает во всех трех мирах, соединяя их между собой – с небесного спускается в земной, а затем уходит в подземное царство мертвых. Именно поэтому умереть и быть кремированным в Варанаси мечтает каждый индуист и верит, чтоэто «прямая дорога в рай» и освобождение от «колеса Сансары» – череды рождений и смерти. Варанаси нередко называют «город мертвых» из-за непрерывно горящих погребальных костров, кремация – это часть культуры.

На  Маникарника-гхате  расположена одна из основных площадок для кремации. Потомственные служители утверждают, что огонь на этом месте не потухает на протяжении многих тысячелетий. Массовая кремация под открытым небом – зрелище впечатляющее и даже шокирующее, но назвать его скорбным не получается:над усопшими никто не плачет, здесь не чувствуется страдание и отчаянье, при этом царит возвышенная атмосфера. И Варанаси, как это ни парадоксально, для меня самый живой и жизнеутверждающий город.

Есть в Варанаси и потрясающая красота – на Дасашвамедх-гхате, Асси-гхате и соседних с ним. Каждый вечер много столетий подряд там проводится Ганга Аарти Огненная пуджа — церемония, посвященная божеству реки Ганга. Это очень красивое зрелище – четкая последовательность и слаженность действий, плавных жестов и мантр. Проводят ее специально подготовленные священнослужители брамины. Они приносят в жертву цветы, масла, благовонья и другие дары божеству. Ежевечерняя пужда завораживает и как будто переносит в небесные сферы, где ты можешь беседовать с самой богиней Гангой, избавляться от страхов и исполнять желания.

В остальном Варанаси – современный средневековый город, лабиринты узких улочек наполнены паломниками, покупающими цветы для молитвы, скорбящими родственниками, несущими умерших к Ганге, торговцами, попрошайками, коровами, рикшами, мотоциклами, повозками и лотками с уличной едой. Все это сосуществует и сопровождается шумом, пением и смехом. Город, где очень сильно проявляется контраст между бедностью и богатством, красотой и уродством, жизнью и смертью, молодостью и старостью, новыми технологиями и древними ритуалами. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно, где сосуществуют вечность и бытие. И в этом месте можно увидеть, что собой представляет настоящая Индия, ну и вообще человеческая жизнь.

Варанаси –  город в современном мире с 4G-интернетом, живущий по древним традициям, где культура и ритуалы сохранились в практически первозданном виде. Такого в мире в общем и в Индии в частности становится все меньше, и я спешу прикоснуться к этим местам, пока их не поглотила глобализация.

Приглашаю присоединиться к путешествию «Северная Индия – о жизни, смерти и бессмертии» в октябре 2018 г.  Подробности http://www.yogamira.com/?p=214

Ольга Андрущенко, путешественница, блогер