forshmak

Общение, принципы коммуникации и форшмак

Так сложилось, что на сегодняшний день коммуникация – это модная тема. Многие в ней разбираются, некоторые понимают, о чем это, самые дерзкие работают с ней. Коммуникация – это целая идеология, на изучение которой стоит тратить свое драгоценное время. Зачем? Все просто – вот так столкнетесь по работе с каким-нибудь коммуникационным монстром и понимаете: вы с ним общаетесь, а он-то с вами коммуницирует… Общаться мы умели и раньше, а теперь надо просто разобраться, как правильно коммуницировать, и в чем разница между коммуникацией и общением.

Маркер хорошего тона

Главный принцип любой эффективной коммуникации – обратная связь. Приятно, когда все симметрично и взаимно. Вы обращаетесь, вам отвечают. К вам обращаются, вы отвечаете. Не ответив на сообщение один раз, рискуете «выпасть» из цепочки. Заметьте, из коммуникационной цепочки, потому что ваше мнение уже не будет так ценно и ожидаемо. Это неправда, что самые важные и занятые люди могут себе позволить не давать обратную связь. Да, бывает, что, не отвечая, они тем самым отвечают вам «вы мне неинтересны». Но самые важные и занятые все-таки дают обратную связь, поскольку знают совершенно точно: ее отсутствие влечет за собой искажение как промежуточного, так и финального результата. Давайте обратную связь. К тому же это как минимум маркер хорошего тона.

Прицельность коммуникации

Это такая штука, которую видно сразу в письменной коммуникации: вы не пишите просто так, потому что вам вдруг захотелось отвлечь кого-то своими рассуждениями. Вы пишите с определенной целью и рассчитываете получить конкретный результат. Или так стоит делать. Это правильно. В устной же коммуникации не сразу можно определить конечную цель, но опытный коммуникатор всегда чувствует и понимает, на что коммуникация ориентируется. И, исходя из этого, выстраивает всю линию:  коммуникация призвана решать конкретные задачи. Общаемся мы просто так, а коммуницируем, потому что есть конкретные цели и задачи.

Важнейшее отличие общения от коммуникации заключается в том, что общение – это билет с открытой датой, процесс бессрочный, а коммуникация имеет срок годности, в конце которого результат или есть, или нет. Представьте, что ваш бывший коллега вдруг объявился, звонит по нескольку раз в неделю после длительного перерыва. «Что бы это значило? Общаться со мной хочет», – подумали вы. Не спешите с выводами! Через пару дней этот коллега попросит вас об одолжении. У меня такое случается часто, думаю, и у вас тоже. Научившись «включать» правильный режим, мы избежим недопонимания, и на старте выберем правильный тон: ведь не секрет, что он несколько отличается.

Системность коммуникации

Это один из основных параметров, отличающих коммуникацию от общения. В Италии живет моя подруга, с которой мы иногда по вечерам болтаем по телефону. За один такой сеанс связи мы успеваем обсудить много интересного: какие странные эти итальянцыJ, какое божественное вино в Пьемонте, что подарить мужу, какие штрафы для автомобилистов у них, и какие у нас… Перечень тем бесконечный, вас без подготовки может укачать. О какой системности можно говорить? Мы же общаемся! Другое дело если бы мы коммуницировали. Я, например, очень люблю писать списки вопросов для себя перед встречами, совещаниями. Делаю это с той целью, чтобы ничего не упустить. Когда я в следующий раз буду звонить в Италию, естественно, я этого делать не буду.

Личность собеседника

Подходим теперь к самому, на мой взгляд, любопытному. Все – и коммуникация, и общение – строится на личности вашего визави. Личные качества человека, приветливость, черты его характера, расположенность к эмпатии, закрытость – все это легко может перевести вас из категории «коммуницируем по работе» в категорию «общаемся как приятели», и наоборот. Часто бывает так, что близкие люди и даже родственники настолько далеки друг от друга, что ничего больше и не остается, кроме как вести коммуникацию. Общение – это все-таки более «теплый» режим, подразумевающий между людьми некоторые вольности, и даже интим. Конечно, я не буду спорить с тем, что для установления дружеских отношений нужно гораздо больше, чем, скажем, эмпатия: должны быть как минимум общность взглядов и интересов, личная симпатия. Но не стоит забывать, что дружеские отношения чаще всего начинаются с коммуникации, если действие происходит в рабочей обстановке. Вопрос, куда дальше они будут направлены и к чему приведут, зависит только от вас. Ну и от личности вашего визави.

Возвращаясь к системности коммуникации по сравнению с общением, давайте вспомним, что условно есть три типа коммуникационной стратегии. В зависимости от поставленной задачи коммуникация может быть:

  • презентацией – сообщив что-то, вы не ожидаете немедленной реакции или изменения поведения вашего визави;
  • конвенцией – коммуникационный диалог, в результате которого вы все же до чего-то договариваетесь;
  • манипуляцией – речь не о том негативе, к которому привыкло большинство, а об изменении вектора мысли и даже действий вашего визави как следствие коммуникационного посыла.

А при чем здесь форшмак?

Дело в том, что так было задумано, и сейчас постараюсь расшифровать свою шалость. У меня не было задачи что-то продать или получить от вас (а это очень часто – важная составляющая коммуникации). Но мне нужно было сделать так, чтобы эту статью читали с упоением. Заинтересовать – значит, поработать не только с текстом и темой, но и с заголовком. Он должен «зацепить». Вы замечаете на улице барышню в классическом деловом костюме и с фиолетовой копной волос на голове? Думаю, да – это пример визуальной коммуникации. Дерзкое и несочетаемое цепляет. Так и здесь – используем этот прием и «надеваем» на текст несочетаемую необычность. Читателю должно было быть любопытно, при чем здесь форшмак? И если читатель дошел до этих строк, выходит, форшмак со своей ролью справился.

Так вот к чему я это все… Мы ведь радуемся, когда с нами интересно и общаться, и коммуницировать, но очень часто ничего для этого не делаем. Найдите, придумайте, приготовьте свой «форшмак» и тогда, поверьте, будет интересно.

Наталья Дмитренко, СМО Arricano Real Estate Plc