Гни свою линию: стратегии жестких переговоров
Переговоры – неотъемлемая часть современного бизнеса. Сложно представить хотя бы один бизнес-контекст, который не был бы связан с переговорным процессом. И независимо от того, являются ли переговоры частью небольшой сделки, длительной многоэтапной продажи или элементом внутренней коммуникации в команде, нельзя сказать заранее, насколько легко и просто они пройдут. Человеческая психология – очень гибкая вещь, поэтому нередко в переговорном процессе идет столкновение не просто интересов сторон, а различных личностей, психотипов и мотивационных факторов.
Уйти или остаться
Есть переговоры, входя в которые заранее понимаешь, что они будут непростыми. Это так называемые жесткие или позиционные переговоры. В них хотя бы одна из сторон начинает жестко удерживать свою позицию, для чего часто использует не совсем корректные методы – давление и манипуляцию. Это делается с целью получить от оппонента наиболее выгодные условия сделки, попутно продавив его и лишив возможности сопротивляться.
При таких переговорах потребности оппонента, на которого давят, частично или полностью игнорируются, после чего диктуются собственные условия в ультимативном ключе. В такой ситуации перед оппонентом стоит сложный выбор – уйти, не желая, чтобы с ним общались в таком тоне, или остаться и вступить в игру.
Некоторые считают, что подобные жесткие сценарии чаще всего возникают на переговорах с силовиками и чиновниками, но это далеко не так. К сожалению, в условиях украинской ментальности такие переговоры нередко в частичном и полном объеме реализуются и в бизнесе. Достаточно вспомнить сделки на сырьевых рынках или, к примеру, годовые переговоры на рынке FMCG.
При каких же ситуациях вы можете попасть в жесткие переговоры?
Сценарий жестких переговоров для вас может возникнуть, когда сочетаются следующие факторы:
- Ваш оппонент обладает так называемым силовым плечом. В роли силового плеча может служить как заведомо больший размер компании, эксклюзивность ее позиции на рынке, так и личные связи, физическая сила и харизма оппонента.
- Ультимативная постановка вопроса, используемая вашим оппонентом для трансляции желаемых условий сделки, на которой он готов договариваться. Зачастую данный подход не предусматривает компромисса или предусматривает, но совершенно в мизерном объеме.
- Высокая важность сделки именно для вас. Важность создает как раз ту самую точку привязки, которая позволяет оппоненту использовать давление против вас, практически не рискуя тем, что вы встанете и уйдете.
- Ваша неуверенность и неопытность как переговорщика, особенно если вы привыкли исключительно к рациональному, Гарвардскому методу ведения переговоров.
Задача оппонента, навязывающего вам жесткий сценарий, – выбить вас из состояния рационального мышления, своего рода спровоцировать вас на принятие особых условий, либо вызвать у вас некую эмоцию, которая поможет достичь цели переговоров.
Если данный маневр проходит успешно, то на выходе из переговоров, когда все уже будет позади, вы можете с удивлением обнаружить, что согласились на менее выгодные условия, чем те, на которые планировали пойти изначально. В этом и заключается основная суть жесткого подхода – добиться от оппонента условий, которые невозможно получить методом обычной рациональной договоренности.
В качестве конкретных способов давления могут быть использованы абсолютно разные техники: от угроз и ультиматумов до крика и оскорблений. Арсенал методов зависит от опыта оппонента и его желания переходить черту. Причем не всегда оппонент повышает голос – психологический прессинг иногда прекрасно создается за счет молчания и неопределенности.
Многие люди, не владеющие способами адаптации к такому поведению оппонента, теряются, лишаясь способности мыслить рационально. Они словно ощущают себя в поезде, стремительно мчащегося под откос, когда в голове лишь хаос, в котором невозможно разобраться, и хочется лишь одного – чтобы все это поскорее прекратилось.
Я много раз видел в переговорах лихих менеджеров, пришедших с улыбкой договариваться на условиях win-win, а выходящих с бледным лицом и трясущимися коленками. Не следует думать, что если вы хотите взаимовыгодного сотрудничества, то ваш оппонент желает того же.
В целом в подобные ситуации рано или поздно попадает любой переговорщик. И этого не нужно стесняться. Если у вас нет опыта участия в жестких переговорах или навыков поведения в навязанном вам конфликте – скорее всего, вы не сможете управлять этой ситуацией, поскольку не имеете соответствующих наработанных навыков. Что же делать? Как подготовиться к подобных эксцессам? Давайте разбираться.
Этап 1. Тщательная подготовка
Как бы это странно ни звучало, но жесткие переговоры в 90% случаев – прогнозируемы. Силовое плечо, которое вы можете легко просчитать, лучше всего указывает на них. К примеру, если вы мелкий поставщик, первый раз участвовавший в переговорах с крупным дистрибьютором, то жесткий вариант очень вероятен. Да и в том случае, если его не будет – вы должны быть к нему готовы.
- Вам необходимо прикинуть свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны вашей позиции, продукта, услуги – то, на что вы сможете опереться, слабые – то, на что будет давить оппонент. Если в прошлом у вас были сложности с другими контрагентами или, к примеру, возникали репутационные риски – будьте уверены, грамотный оппонент вытащит это и будет использовать как рычаг для давления.
- Спрогнозируйте поведение оппонента. Выясните, если это возможно, сколько будет участников со стороны оппонента, и кто будет присутствовать. Вам нужно узнать, кто конкретно эти люди и как они выстраивают коммуникацию. Сейчас множество подобной информации можно почерпнуть из корпоративных журналов, сайта, публичных интервью на Youtube и социальных сетей.
- Постройте стратегию взаимодействия с оппонентом. Как вы будете заходить в коммуникацию, в каком коридоре условий готовы договариваться и, самое главное – какими будут критерии вашего выхода из переговоров, если все вдруг выйдет из-под контроля.
Этап 2. Вход в переговоры
Если вы предполагаете, что в переговорах вас ожидает жесткий сценарий, то главную ошибку, которую вы можете допустить, – отмахнуться от этой идеи и подумать, что оппонент будет дружелюбным. Вам необходимо быть настороже, потому что жесткий сценарий не всегда предусматривает давление на вас с первых минут общения. Иногда он разворачивается постепенно, и оппонент, манипулируя вами, может сначала создать видимость того, что он ведет рациональные переговоры, и лишь при обсуждении условий начать «прокатываться по вам катком».
Вторая распространенная ошибка – приходить на подобные переговоры в одиночку. Каким бы опытным вы ни были, если с другой стороны численный перевес, это облегчает оппоненту жесткий сценарий.
Возьмите с собой ассистента, помощника, даже если он неопытен, просто дайте ему задачу молча сидеть и делать записи. Одно это уже сильно упростит вам ведение переговоров, так как внимание оппонентов будет распыляться.
Этап 3. Выбор стратегии поведения
Главная задача в жестких переговорах – удержать психологический прессинг. Забудьте о «десяти техниках поведения жестких переговоров» и подобной теоретической мишуре. Если вы способны удержать давление – считайте, что 80% задачи выполнено, и конкретные техники вторичны, если нет – никакая магическая техника вас не спасет.
Существуют две стратегии вашего поведения при жестких переговорах. Вы должны изначально их продумать на этапе подготовки, чтобы быть готовым их реализовать. Но в целом нередко сами переговоры вносят коррективы в выборы сценария.
Защитная стратегия или амортизация
Ваша задача – делать вид, что давления в свою сторону вы не замечаете. Вы не реагируете на провокации и оскорбления. Вы должны быть как песок, через который вода проходит, не задерживаясь.
Не замечать или игнорировать давление – на самом деле не так-то и просто, но этому со временем можно научиться на практике. Но, если у вас все же не получается совсем игнорировать выпады оппонента, старайтесь хотя бы, чтобы они не меняли ваше поведение. Ошибкой будет при защитной стратегии пытаться уколоть оппонента в ответ. Это только подливает масла в огонь и дает понять вашему оппоненту, что вы ведетесь на давление.
Чтобы удержать давление было легче
- Отстранитесь от ожиданий и снизьте важность. Будьте готовы распрощаться с данным контрактом или договоренностью еще на пороге переговорной. Иначе вы нагнетете важность результата и станете уязвимы.
- Делайте записи в процессе. Это поможет переключиться незаметно от оппонента.
- Поймите, что в реальности вам ничего не угрожает. Я за все годы участия в бизнес-переговорах никогда не видел рукоприкладства. Стаканы об пол бьются, угрозы и оскорбления «прилетают», но физически никто не применяет силу к собеседнику.
- Воспринимайте ситуацию как игру, хотя это и бывает непросто. Излишняя серьезность ситуации делает ее для вас неподъемной.
Чем раньше вы покажите, что давление не меняет ваше поведение, тем быстрее оно спадет – оппоненту нет смысла продолжать делать то, что на вас не работает.
Атакующая стратегия
Если вы планируете «атаковать», есть риск спровоцировать сильный конфликт или войти в жесткий клинч. Поэтому инициируйте данную стратегию, если вы готовы спокойно потерять оппонента, и не боитесь с ним разговаривать в ультимативном ключе.
Кроме того, вы должны иметь «запас прочности», который сможете использовать, если в ответ на вашу контратаку оппонент усилит давление в 3 раза.
Достаточно простым вариантом данной стратегии может быть способ, когда вы спокойно говорите: «Я не желаю, чтобы со мной разговаривали в таком тоне. Вот наши условия, если вы готовы их обсудить конструктивно – можем сделать это прямо сейчас, если нет – я тут же покину переговорную». Это провокация, когда вам нечего терять, и вы действительно готовы встать и уйти. Но, к сожалению, она предусматривает низкий уровень важности с вашей стороны. И если он действительно таков, то, скорее всего, в жесткий сценарий вы просто не попадете.
Этап 4. Договоренности с оппонентом
В процессе жестких переговоров вас будут пытаться продавить на условия, которые вам не выгодны. Помните, что «давят – пока давится» и опрометчиво считать, что оппонент остановится, чтобы учесть ваши интересы. Поставьте себе коридор по условиям и обозначьте вариант, ниже которого вы не пойдете. Не торопитесь быстро прийти к соглашению, возможно, потребуется несколько этапов согласования условий.
Если чувствуете, что оппонент пытается продавить вас за пределы прописанного вами коридора, обсуждайте кардинальное изменение условий с его стороны (увеличение сроков, пересмотр объемов и т. д.) или берите паузу в переговорах, зафиксировав уже достигнутую договоренность. Спешка всегда работает против вас.
Не бойтесь пауз, они отрезвляют и дают возможность здраво взглянуть на предлагаемые условия. Гораздо опаснее будет войти в клинч и пойти на конфликт без возможности дальнейшего продолжения переговоров вообще.
В целом жесткие переговоры требуют определенных навыков и опыта. Однако всему можно научиться. Сейчас есть множество книг, курсов и тренингов, но самый главный ваш учитель – ваши оппоненты. Постепенно наращивайте сложность переговорных ситуаций, в которых вы участвуете, и вы достаточно быстро увидите собственный рост как переговорщика, который, безусловно, отразится и на динамике ваших сделок.
Андрей Яценко, директор Translab Group