энерго

Энергетика перемен

Минувший год принес много нового в правовое регулирование электроэнергетики. Во-первых, был принят и частично начал действовать Закон «О рынке электрической энергии», которым рынок электроэнергии постепенно приводится в соответствие с Третьим энергетическим пакетом ЕС. Во-вторых, вступил в силу Закон «О Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг», направленный на достижение независимости энергетического регулятора. В-третьих, были внесены изменения в примерный договор о купле-продаже электрической энергии между государственным предприятием «Энергорынок» и субъектом хозяйствования,  производящим электроэнергию с использованием ее альтернативных источников.

Изменения предполагают ряд новшеств, которые делают проекты в сфере альтернативной энергетики более привлекательными для банковского финансирования, усиливают гарантии инвесторов, а также повышают интерес к инвестиционным проектам. Например, договор купли-продажи электрической энергии заключается на срок до 1 января 2030 г. Ранее же он заключался на 1 год с ежегодным пролонгированием.  Кроме того, изменения предполагают, что такой договор может быть заключен до начала строительства и ввода в эксплуатацию электростанции, хотя он и начинает действовать только после ввода станции в эксплуатацию, получения лицензии на производство электроэнергии и «зеленого» тарифа. Нововведение дает инвестору уверенность в том, что произведенная им энергия будет у него реализована.

Направления,  генерировавшие выручку юридических фирм

Энергетический сектор всегда генерировал значительные объемы интересной и сложной юридической работы. Безусловно, в связи с уменьшением деловой активности иностранных инвесторов в Украине на протяжении последних 10 лет денежный поток от этого направления значительно иссяк. А в последние годы вообще не было крупных сделок слияния и поглощения и инвестиций в договоры о распределении продукции. Иностранный инвестор с осторожностью относится к идее вложения средств в энергетическую (да и не только) отрасль Украины.  В то же время нехватка многомиллионных M&A-сделок по распределению продукции в последнее время компенсируется рядом других проектов для различных игроков украинского юридического рынка. В частности, нам хотелось бы выделить новый тренд на рынке юридического сопровождения энергетического сектора – споры между иностранным инвестором и Украиной в сфере энергетики.

Международные споры

 Правительство Украины и «Нафтогаз» вовлечены в нескольких международных арбитражных разбирательствах как в качестве истца, так и ответчика. Спор «Нафтогаза» с «Газпромом» по контракту на поставку и транзит газа имеет стратегическое и общественно важное для страны значение.

«Нафтогаз» и правительство Украины также являются ответчиками в ряде арбитражных споров, инициированных миноритарными акционерами «Укрнафты». Эти споры возникли после того, как в 2015 г. Украина путем принятия изменений в законодательстве попыталась возобновить свой контроль над «Укрнафтой». По мнению же истцов, она нарушила гарантии защиты их инвестиций в «Укрнафте», а «Нафтогаз» – свои обязательства по акционерному соглашению с миноритарными акционерами.

В начале 2017 г. было вынесено решение в еще одном арбитражном споре между компанией JKX и Украиной, где компания обвиняла последнюю в нарушении своих международных обязательств по защите инвестиций. По мнению инвестора, действия Украины по взиманию с 2011 г. из его дочерней компании  рентной платы за газ, значительному повышению такой ренты в 2015 г., установлению обязанности основных промышленных потребителей газа, многие из которых закупали газ у дочерней компании истца —  исключительно у НАК «Нафтогаз Украины», а также по введению ограничений на выплату дивидендов за рубеж нарушали международные обязательства Украины. По результатам рассмотрения дела международный арбитраж принял решение по наиболее принципиальным и материальным вопросам в пользу Украины. В подобных спорах украинские юристы выступают в роли юридических со-советников или экспертов по украинскому праву.

Развитие альтернативной энергетики

 Принятые изменения в примерный договор о купле-продаже электрической энергии будут способствовать дальнейшему развитию альтернативной энергии. Иностранные инвесторы проявляют особый интерес к развитию в Украине солнечной и ветровой энергетики, генерации энергии из биомассы. Такой интерес обусловлен прежде всего привлекательными ставками «зеленого» тарифа, действующего в стране.

Сейчас доля возобновляемых источников в потреблении энергии составляет приблизительно 4%, по данным официальной государственной статистики. Однако этот показатель  включает в себя и большие гидроэлектростанции. В соответствии с Украинской национальной энергетической стратегией к 2035 г. он  должен составить 25%. Достижение такого уровня пока что возможно только при условии значительных иностранных инвестиций.

Таким образом, инвестиции в развитие альтернативной энергетики  будут способствовать росту строительной отрасли, созданию новых рабочих мест, что откроет новые возможности как для иностранного, так и отечественного бизнеса.

В контексте юридического бизнеса инвестиции в строительство возобновляемой электрогенерации стимулируют рост спроса на сопровождение M&A-сделок, включая в себя предынвестиционные исследования, структурирование транзакций, разработку транзакционной документации, получения разрешения АМК Украины и сопровождение закрытия сделки, а также получения разрешительных документов.

Юристы, в свою очередь, предоставляют услуги по сопровождению строительных (инвестиционных) проектов, а именно: построение корпоративной и финансовой их структуры, договорное структурирование отношений с подрядчиками и поставщиками; найм персонала; получение лицензий и разрешений; сопровождение при таможенном оформлении оборудования.

Конкуренция и новые игроки

Энергетический сектор сейчас в центре внимания АМК Украины. Яркий тому пример – расследования антиконкурентных согласованных действий и очень высокие штрафы почти ко всем ведущим ритейлерам нефтепродуктов в Украине. Вместе с тем в Антимонопольном комитете еще очень много работы по защите конкуренции на энергетическом рынке.

Либерализация газового рынка Украины, а также активное проведение миллиардных тендеров ведущими государственными и частными энергетическими компаниями – «Укргаздобыча», «Укргидроэнерго», ДTЭK –способствуют приходу в страну международных групп: газотрейдеров, сервисных компаний по добыче нефти и газа. Такие проекты касаются реконструкции, модернизации генерирующих мощностей и объектов энергетической инфраструктуры (бурения/интенсификации скважин) и проч. Международные компании, заходя в Украину, обычно требуют юридического сопровождения участия в тендере, переговоров и заключения контрактов с заказчиком, юридического и налогового структурирования бизнеса в стране (включая вопросы оптимальной формы бизнес-присутствия, механизма финансирования, ввоз оборудования и привлечения персонала, репатриации прибыли), разработки внутригрупповых договоров, получение необходимых лицензий и разрешительных документов.

 Закон «О рынке электрической энергии»

Главная цель этого закона – создать в Украине условия для формирования конкурентного рынка электрической энергии. Реформа рынка не заканчивается принятием закона. Его полная реализация начнется  с июля 2019 г. и только при условии принятия более 50 подзаконных актов – от кодексов сетей до правил рынков электроэнергии.

Основой для создания нового рынка и приведение его в соответствие с требованиями Европейского союза является анбандлинг «Укрэнерго» и облэнерго. Иными словами, это разделения функций операторов рынка на оператора системы передачи электроэнергии, оператора системы ее распределения и поставщика энергии потребителям. Все виды деятельности требуют получения лицензии Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Таким образом, энергетические предприятия, принадлежащие государству – «Укрэнерго», «Энергорынок», потребуют квалифицированного юридического сопровождения в реорганизационных процессах и построении эффективной системы корпоративного управления.

Энергетический бизнес в 2018 г.

 Недавно был принят Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 г.», которым снижаются ставки рентной платы для добычи газа и нефти. Этот закон предусматривает внедрение стимулирующей ренты на газ,  добывающийся из новых скважин, в размере 12% (с глубины до 5 тыс. метров) и 6% (с глубины более 5 тыс. метров). Указанные ставки будут стабильны до 2023 г.

Для стимулирования развития инвестиций в форме соглашений о разделе продукции (СРП или PSA) закон предусматривает ставку рентной платы на уровне 2 и 1,25% для нефти и газа соответственно. Также ставка ренты на газовый конденсат понижена до уровня ставки для нефти (29 и 14%) начиная с 2019 г.

Такие налоговые льготы наконец-то активизируют масштабные проекты о разделе продукции в Украине.

Что улучшит бизнес-среду

 Один из основных законопроектов – от 25.05.2017 № 3096-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения некоторых аспектов нефтегазовой отрасли» . Данный проект уже принят в первом чтении и, надеюсь,  станет законом в 2018 г. Он существенно упрощает ведение деятельности по добыче нефти и газа.

Будет значительно упрощен процесс оформления землепользования под строительство и эксплуатацию нефте- и газовых скважин. Так, предлагается закрепить право перехода в промразработку месторождения на основании договора на проведение разведывательных работ с последующим оформлением правоустанавливающих документов на землю. Земельные участки (не относящиеся к категориям, подлежащим особенной охране) для нужд нефтегазодобычи будут передаваться путем установления земельного сервитута без необходимости изменения целевого назначения.

Законопроект также отменяет необходимость получения более 10 согласований. В частности,  горного отвода пользователями нефтегазоносными недрами, которые уже получили спецразрешение на недропользование. В целом введение в действие положений законопроекта позволит сократить согласовательную процедуру введения в промышленную разработку месторождения с 3,5 до 2 лет.

Дерегуляция к тому же затронет процесс строительства скважин. Предлагается внести изменения в градостроительное законодательство и исключить нефтяные и газовые скважины и объекты их обустройства, расположенные за пределами населенных пунктов, из понятия объектов строительства. Это означает, что для их бурения не нужно будет получать лицензии и оформлять разрешительную документацию.

Юрий Кацер, директор, руководитель юридического направления KPMG Law Ukraine