абасов1

Архитектура не спасет гостиницу, если не подобрана правильная ниша

Отельный бизнес в Украине – очень непростая сфера, которая уже несколько лет развивается в кризисных условиях. В то же время рост туристического потока и постепенное восстановление экономики открывают большие возможности для крупных гостиничных комплексов, ориентированных прежде всего на бизнес-аудиторию. О том, как создать успешный проект с долгосрочной конкурентной стратегией, о специфике и преимуществах конгресс-отелей, а также о будущем гостиничного рынка в своем интервью рассказал генеральный директор компании  Wisher Enterprise, идеолог процесса ребрендинга отеля Mercure Kyiv Congress Алексей Абасов.

 Алексей, что необходимо сделать, чтобы гостиница стала успешным и прибыльным проектом?

Ключевыми составляющими для успеха и процветания проекта являются продуманная концепция, правильно подобранная ниша и позиционирование. Если же нет четкого видения и понимания этих факторов, проект гарантированно окажется провальным, поскольку без них невозможно создать ни один прибыльный продукт с долгосрочной стратегией.

Можете остановиться на этом более подробно?

Концепция – главная задача, которую нужно решить на первом этапе, так как от этого во многом зависит, насколько успешным станет проект. Поэтому к его реализации необходимо приступать, когда концепция сформирована до мельчайших деталей. Например, я очень долго думал над концепцией отеля Mercure Kyiv Congress, который открылся в конце 2017 г. в Киеве. В итоге близкое расположение  киностудии Довженко, где был снят легендарный фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», натолкнуло меня на мысль сделать «фишкой» нашего отеля кинематограф. Тематика этой ленты, главный персонаж с камерой, ключевые моменты фильма, черно-белые тона – все это легло в основу разработки дизайна Mercure.

В то же время архитектура не спасет гостиницу, если не подобрана правильная ниша. После проведенных нами подробных исследований отельного рынка мы увидели, насколько он насыщен. Вместе с тем ниша профессиональных конгресс-отелей с мультифункциональными залами для конференций, семинаров и банкетов оказалась свободна. Конкуренция там, де-факто, пока что отсутствует. Так и появился Mercure Congress Centre на 14 залов площадью 5 тыс. кв. м,  ставший неотъемлемой частью отельного комплекса.

Позиционирование – это, фактически, симбиоз первых двух факторов. Мы спроецировали тему кинематографа не только на сам отель, но и на конгресс-центр, залы которого названы в честь всемирно известных режиссеров: Довженко, Скорсезе, Феллини, Спилберга. При этом отель Mercure Kyiv Congress является частью мультифункционального комплекса с однозначным упором на развитие делового туризма и бизнес-клиентов. А его изначальная концепция служит фундаментом для продвижения и ивент-плана на долгие годы.

По вашему опыту, что сложнее, строить гостиницу с «нуля» или проводить ребрендинг действующего отеля?

Это совершенно разные процессы со своими преимуществами и недостатками. Строительство «с нуля» – очень трудоемкий и длительный процесс, который включает в себя разработку концепции, выбор архитектуры комплекса, получение всех необходимых разрешений, проектирование и прокладку коммуникаций, интеграцию IT-системы. Помимо этого, необходимо набрать персонал и обучить его. Ребрендинг на первый взгляд провести проще. Есть действующий отель, выбери для него новую идею, найди свободную нишу – и проект готов. Но в действительности все гораздо сложнее. Во-первых, ребрендинг нужно организовать так, чтобы это не влияло на работу гостиницы и клиенты не испытывали дискомфорта. Во-вторых, в процессе могут возникнуть проблемы технического характера. В случае с Mercure оказалось, что здание имеет недостатки в части пожарной безопасности. Поэтому пришлось потратить немало времени и сил на их устранение.

Как вы оцениваете перспективы индустрии отельных услуг в нашей стране?

Гостиничный рынок в Украине имеет прекрасные перспективы. С одной стороны, мы видим рост числа гостей, которые посещают страну. За 2016 г. количество туристов,  побывавших в Украине, возросло на 5,6% по сравнению с 2015 г., за I полугодие 2017 г. – на 8,7% по отношению к аналогичному периоду 2016 г. Кроме того, загрузка номерного фонда отелей Киева составила порядка 45,8%, что стало своеобразным рекордом с 2013 г. Большой вклад в имидж Украины внес конкурс «Евровидение-2017». Его проведение доказало, что у нас безопасно, что Киев по праву можно считать одним из красивейших городов мира, что деловая активность здесь на высоком уровне и есть большие возможности для бизнеса, а туристический потенциал еще далеко не исчерпан. С другой стороны, наблюдается явный дефицит качественных отельных комплексов, которые смогут предложить сервис высокого стандарта. В связи с этим я вижу большие перспективы именно в отелях формата «конгресс».

Что это за формат?

Речь идет о комплексах,  представляющих собой своеобразный микс отельных сервисов и конференц-услуг. Это идеальное место для гостей, ищущих coliving-пространство для проживания, работы, встреч и развлечений. Спрос на конгресс-отели напрямую связан с ростом популярности делового туризма. И если в странах Западной Европы и США этот формат переживает настоящий бум, то в Украине он только начинает развиваться. При этом наибольшее преимущество получат те отели, которые сделают акцент на развитии MICE-направления.

 Что вы можете сказать об этом направлении?

Это область индустрии делового туризма, которая включает в себя четыре составляющих: meetings– организация деловых встреч под ключ, incentives–поощрительные, стимулирующие поездки для сотрудников, партнеров или клиентов, conferences – организация конференций, exhibitions – выставки. Ключевыми участниками данного сегмента являются специализированные MICE- и event-агентства, конгресс-бюро, выставочные центры. Но постепенно эту нишу завоевывают и отели, которые могут составить достойную конкуренцию другим игрокам благодаря более широкому комплексу услуг для деловых туристов, начиная от пространства для проживания и работы и заканчивая проведением корпоративных и неформальных мероприятий.

абасов2

То есть, можно сказать, что классические отели уходят в прошлое?

В сфере недвижимости, в том числе и гостиничной, происходят значительные изменения. Прежде всего, это укрупнение проектов. Давайте посмотрим на то, как за последние 10 лет преобразились жилые комплексы в Киеве. В большинстве своем это объекты, расположенные в районах с развитой инфраструктурой – супермаркетами, спортивными клубами, детскими садами и школами. Это же касается и гостиниц. Человек, приезжая в отель, хочет не только получить максимальный набор дополнительных услуг, но и иметь возможность провести семинар или конференцию, арендовать выделенную зону или полноценный офис для работы. Будущее однозначно за объектами, которые будут объединять в себе функционал отелей для краткосрочного пребывания, апартаменты для долгосрочной аренды и определенное количество площадей coliving&coworking, в том числе профессиональных конгресс-холлов как открытого, так и закрытого типа, выставочных центров, а также ресторанов и баров. При этом общепринятое понятие звездности гостиниц отойдет на второй план.

Почему?

Уровень проектов будет оцениваться по наличию упомянутой инфраструктуры и качеству предоставляемых гостям услуг, а не по архитектурному стилю, в котором выполнен отель, и  дизайну номеров. У нынешнего поколения деловых людей-миллениалов совсем другой тип мышления. Они прежде всего стремятся к практичности и рационализму. Им уже не подходят классические гостиницы в том виде, в котором мы привыкли их видеть. Их волнует наличие инфраструктуры, «правильных» цифровых сервисов и сообщества со схожими взглядами, с которым можно наладить контакты и выстроить неформальное общение.

Получается, что конгресс-отели в Украине, в принципе, отсутствуют?

В столице, помимо Mercure, есть несколько подобных объектов. Но они или не соответствуют необходимым требованиям по уровню сервиса и наполнению услугами, или имеют неудачное расположение.

В сфере услуг очень сильно влияет человеческий фактор. И, согласитесь, что дефицит квалифицированного персонала часто становится причиной плохой репутации отелей. Как бороться с этим явлением?

В будущем наиболее востребованными будут специалисты с творческими и социальными навыками, которые вместе с технологиями смогут задавать темп развития бизнеса, ставить задачи роботам и целым системам, а они, в свою очередь –реализовывать их на практике. Сейчас невозможно любой вид деятельности представить без IT. Параллельно с этим направлением активно развивается робототехника, искусственный интеллект и технологии,  позволяющие снизить роль человеческого фактора. И уже можно наблюдать, как крупнейшие мировые компании массово сокращают персонал из-за внедрения новых технологий. Например, в городе Хельсинки несколько лет работает отель Omena, в котором нет персонала. Заказ номеров и доступ ко всем услугам полностью автоматизирован. А в Японии в 2015 г. открылся отель, в котором все сотрудники – роботы. Да, пока что это единичные примеры, но через 10-15 лет подобные проекты станут обыденностью.

То есть часть профессий перестанет пользоваться спросом?

Да, многие профессии просто исчезнут или будут низко оплачиваться в силу того, что их заменят умные системы. Усилятся функции IT-департаментов, которые будут преимущественно сведены к поддержке системы жизнедеятельности бизнеса. Изменится структура поведенческой модели и организации компаний, усилится борьба за сильные умы и кадры. Уже сейчас можно наблюдать развитие данной тенденции – специалисты с сильными профессиональными навыками высоко оплачиваются, и очень ценны для работодателей. Специалисты с низкими профессиональными навыками без понимания динамики изменений в человеческом капитале и без желания совершенствоваться останутся на обочине – им на смену придут роботы. Искусственный интеллект, робототехника и так называемые умные системы будут играть ключевую роль во всех сферах жизни. А для руководителей и собственников бизнеса отсутствие изменений в себе может привести к тому, что они окажутся на обочине ввиду слабости перед более технологичными конкурентами.

Но ведь даже при всем желании невозможно полностью заменить человека …

Безусловно. И в этом контексте мне очень нравится отрывок из книги гроссмейстера Гарри Каспарова «Человек и компьютер». Каспаров говорит о том, что даже сильнейшие шахматные программы не могут дать своим блистательным ходам логических обоснований за пределами элементарных тактических вариантов. Они делают сильный ход только лишь потому, что тот получил наивысшую оценку по сравнению с остальными, а не потому, что применяют рассуждения, понятные людям. Иными словами, компьютеры – это отличные инструменты для поиска ответов и выполнения многих функций. Но их возможности сильно ограничены и напрямую зависят от того, что в них заложит человек.

Текст: Павел Харламов