Новое время в старой стране

Сегодня ситуация в моем бизнесе в Украине сложная. Сложная в том смысле, что мы никак не можем опереться на что-то. Мы падаем, задерживаемся на какое-то время, начинаем двигаться вверх и опять падаем. Покупательская способность населения очень низкая, и пока я не вижу причины, почему она должна начать расти.

НОВЫЕ СТАРЫЕ ВРЕМЕНА

Когда мы начинали бизнес в 1994 году, в какой-то период кривая его развития росла постепенно. Этот этап представлялся закономерным и естественным. Сегодня же мы снова оказались в исходной точке — в начале 90-х. Опять годовой рост всего 10%, опять все тот же рынок с теми же проблемами и теми же объемами продаж. Не изменились и клиенты. В общем, та же самая страна, только 20 лет спустя. Это отчаливает. Если бы я сегодня создала бизнес с новым продуктом, и он рос такими темпами, то я считала бы, что у меня все нормально. Но я привыкла относиться к своему бизнесу, как к состоявшемуся, и возвращаться снова в нулевую точку нелегко.

Двадцать лет я объясняла людям: если вы покупаете дорогой механизм, то он должен долго работать. Это выгодно. Не следует экономить на двигателе (будь-то двигатель автомобиля парохода или станка). Это — сердце механизма, которое должно работать без перебоев. И чем более качественное масло залито в двигатель, тем он дольше проработает. Качество масла напрямую связано с его ценой. Когда вы не стеснены в средствах, заливайте, что хотите. Если это не так, то тем более деньги надо считать, а не подтверждать народную мудрость о том, что скупой платит дважды. Иногда создается впечатление, что этих двадцати лет просто не было. На меня смотрят закупщики и говорят, что у них нет денег.

С таким подходом и завтра их не будет. Они обрекают себя. Возможно, все дело в нашей ментальности? Мы работаем в других странах, где очевидное остается очевидным. Причем, эти страны нам всегда казались непонятными (например, Вьетнам и Египет). Это — совершенно другой мир. Но там люди видят немецкую культуру и современные технологии в производстве и понимают, что им лучше воспользоваться чужим опытом, чем нарабатывать свой. Вьетнамец понимает: если он купил дорогую технику, то обслуживать ее надо качественными продуктами. Он скорее сэкономит на еде, но на дорогом оборудовании не будет экономить. Это не про нас. Хотя, казалось бы, что это очевидно. Если ты построил десятиэтажный дом, можно сэкономить на окнах, но нельзя экономить на лифте. Поэтому у нас опять все идет медленно, постепенно, тяжело. И проблема не столько в уменьшении денег, сколько в необходимости вновь идти по уже пройденному и изученному пути. Я думаю, что в этом смысле мешаю своей компании, потому что уже не могу вернуться к тому, с чего начинала. Если компания и могла бы вернуться в исходную точку, то для меня это не так легко. Куда девать опыт, который стал частью меня (в том числе опыт работы на других рынках). И дело вовсе не в масштабе бизнеса. Это все равно, что взрослому 22-летнему человеку снова стать пятилетним ребенком, когда для него все запрещено, когда сон по рас- писанию, а телевизор можно смотреть только до 20.00. И команда топ-менеджеров у меня — тоже взрослые люди.

Я не уверена, что хотела бы с ними расстаться и набрать людей без опыта, чтобы они все начали сначала. Не знаю, почему с нами так происходит, и у меня нет рецепта, как изменить ситуацию. Я посмотрела список новых министров. Это — движение назад. Наверное, в международной политике мы пошли вперед, но в экономике не сдвинулись ни на шаг. Да, сегодня все больше компаний начинают работать «в белую». Но я думаю, что это не связано с нашей страной. Во-первых, им надоело работать по-старому. Во-вторых, надо научиться работать правильно. В-третьих, иначе с тобой никто не будет иметь дела в Европе. И это вообще не заслуга государственной политики. Это — личная заслуга предпринимателей, которые хотят упорядочить свою жизнь. Да, белого бизнеса все больше, но мы выглядим идиотами. Сказать, что это приветствуется в стране, нельзя.

Единственный способ не казаться глупым — говорить просто. Владение языком — это базовое образование, и я уважаю людей, которые пользуются образованием, а не заумными терминами, фактами и пересказами. Каждый инженер вам скажет: если конструкция простая и работает, она и будет работать. Если конструкция сложная — она сломается. Все великие изобретения просты. То же самое можно сказать о великих идеях, делах, проектах. Все гениальное — просто. Это банально, но это работает.

Да, я хочу изменений на таможне и хочу, чтобы она была европейской. Чтобы таможня и налоговая стали для бизнеса партнерами-консультантами, к которым можно обратиться за рекомендацией, как лучше поступить в том или ином случае. Мы имеем право на то, чтобы государство перестало ненавидеть своих предпринимателей и стало для них партнером, а не надзирателем. Оказалось, что я очень романтична, склонна к иллюзиям и не хочу разочаровываться. Мне очень нравится то, что с нами произо- шло и происходит. За это заплачена столь дорогая цена. Мне нравится, как мы становимся нацией, как работают волонтеры, как можно поднять людей в защиту чего-либо. Мы по-прежнему очень терпеливы и долго доходим до точки кипения. Меня пугает отсутствие перемен. В течение первого года после Майдана перемены были ощутимыми. Сегодня их нет. Единственное, что стало очевидным за эти 20 лет: ну, ладно, значит, не здесь. Вот это самое страшное. Мы все говорим о том, что Россию покидают лучшие, потому что ситуация тяжелая. А ведь из Украины тоже уезжают.

ПРИВИЛЕГИИ ДОРОГОГО ПРОДУКТА

Хочу ли я уехать из Украины? Нет! Мы про- должаем работать, есть планы и проекты. Мы занимаемся новыми решениями, частично переходим онлайн. Как обычно, пытаемся изменить рынок. Раньше я думала, что все дело в нашей гениальности, но теперь поняла, что менять рынок — это привилегия дорогого продукта. Дешевый продукт всегда будет продаваться, в отличие от дорогого, который первым почувствует падение. Поэтому мы вынуждены делать и давать клиентам что-то такое, чего не делают другие. Это заставляет двигаться вперед.

Я еще несколько лет тому назад говорила, что сам по себе товар теряет значение, а на первое место выходит логистика — способность быть в удобном для клиенте месте в нужное время. Сегодня бессмысленно говорить о преимуществах продукта. Ведь если в девяностых все мужчины умели поменять масло в машине и прокладку в кране, сегодня уже мало кто сможет это сделать. Да мы уже и не хотим знать, что залито в нашу машину. Поэтому для нашего бизнеса более важно быть удобными для клиентов, вовремя оказываясь в нужном месте.

Мы создали услугу AutoBooking, с помощью которой можно быстро выбрать нужный автосервис и получить необходимые услуги от замены масла до выполнения сложного ремонта. Теперь, чтобы сделать возможной запись на СТО онлайн в любое время без звонка на станцию, нам предстоит решить нелегкую задачу —перестроить рынок, а главное, поменять мышление владельцев и управляющих наших СТО.

На любом СТО сидит человек (администратор, механик или хозяин), который управляет записью. Система онлайн записи невозможна, если он не ведет учет свободного времени на постах. А учет на наших маленьких станциях сегодня ведется на бумажке, т. е. его вообще нет. Я думала, что администратор захочет получить такую систему ведения учета, поскольку она позволит понимать, что происходит. Оказалось, что он ее не хочет, потому что надо самому меняться и что-то делать, а ему и с бумажкой хорошо. Я думала, что захочет хозяин. Но хозяин тоже не хочет, потому что он устал. У него уже 20 лет эта СТО, и он не хочет работать. Пусть работает тот, кому надо. Получается, что никому, кроме нас и клиентов, онлайн запись не нужна. Когда мы внедряем AutoBooking во Вьетнаме, всем эта возможность интересна. Когда мы говорим об этом в Украине, видим, что всех устраивает ручное управление, возможность иметь деньги в обход кассы, чувствовать себя важным и серьезным, принимая личные звонки и записывая клиентов на бумажке. Это сложно изменить, и, тем не менее, мы продолжаем заниматься общеобразовательной функцией: ставим эту систему на станции бесплатно. Мы обучаем, объясняем, в чем преимущество, показываем, как эту систему расширить и превратить в действительно учетную систему, которая даст понимание того, кто приезжает, насколько загружена станция, есть ли смысл рекламироваться.

Мы открыли фирменный магазин «Маслобаза», в котором от себя (как от импортера) продаем полный ассортимент продукции. Начали создавать в торговых центрах точки выдачи. Ведь вероятность того, что вы поедете в субботу на машине за покупками в торговый центр, высокая. Значит, на точке выдачи сможете забрать заказ. Мы можем доставить его домой или на станцию, где вы обслуживаетесь. В этом наша работа сегодня: мы хотим окружить современного человека современным сервисом, несмотря на то, что мы живем в реалиях девяностых. Мы будем активно биться в ProZorro (электронная система государственных закупок), потому что я, несмотря ни на что, надеюсь, что в Украине есть руководители предприятий, которые планируют экономику на более длительный период, чем на месяц. Ну, хотя бы анализируют годовой эффект. Как мы видим, транспортные компании научились считать. Они понимают, что такое некачественное масло, так как быстрее видят эффект. А значит, появятся и современные руководители предприятий.

То, что у меня не получается или получается в Украине, не является критерием работы в других странах. Мне нравится пробовать. Действительно, мир везде одинаков, всюду необходимо вникать, везде ездить, все пробовать. Если не получилось, ничего страшного. Надо пробовать еще раз. Это — степень свободы. Я и, на самом деле, свободна. У меня — взрослые самостоятельные дети, понимающий, что такое свобода, муж. Друзья, которые уважают свободу друг друга. Я выполнила все социальные условности. И многие вещи, которые волнуют тридцатилетних, я воспринимаю спокойно.

Я написала книгу, продолжаю вести мастер-классы. Сейчас стала особенно интересной для молодежи, потому что простым и доступным языком рассказываю о сути предпринимательства и бизнеса. Можно сказать, что я оказалась на новом распутье. Все время думаю: а есть ли смысл продолжать старый бизнес. Мысль эта странная, но возможно, те усилия, которые мы тратим сейчас, дали бы в новом деле другой эффект? Однако пока что я не вижу возможности просто отказаться от 20-ти вложенных в дело лет и пойти дальше. Мне разводиться было легче, чем расстаться с бизнесом. Ведь, несмотря ни на что, мы на этом рынке мчимся впереди паровоза, хотя всегда хочется делать больше, быстрее, качественнее. «Королевство маловато, разгуляться негде!».

МИССИЯ И ЦЕЛЬ

Да, у каждого человека, как и у бизнеса, есть цели. Но цели — это точно не всегда миссия. Я верю, что у Илона Маска — миссия. А у меня — цель. И не стоит думать, что компания среднего уровня, выполняющая обычную работу, обслуживая клиентов, сегодня способна на то, что можно назвать миссией и визирей. Важно хорошо и честно работать и учить этому других. Я — предприниматель. Это — точная формулировка того, что я делаю, Эта формулировка касается и Таруты, управляющего заводами, и Ахметова, продающего металл и уголь, и Антонова, который строит прекрасные заправки. То, чем они занимаются, — это обычное предпринимательство. Большое, имеющее будущее, развивающееся, но не изменяющее мир предпринимательство. Миссией и визией является то, что изменяет мир.

Ольга Гуцал, генеральный директор «Камион Оил», хозяйка ювелирных магазинов «Абрикос» и Olga Veisberg

Добавить комментарий