karpushyn

Сейчас – лучшее время меняться

Чтобы компания своевременно реагировала на изменения в рамках KPMG СНГ, было создано Направление инновационного развития и внедрения новых технологий. Его два года назад возглавил партнер, руководитель отдела разработки IT-решений KPMG в Украине и СНГ Константин Карпушин. Перед ним стояла задача – определить те направления в бизнесе KPMG и бизнесе клиента, которые больше всего нуждаются в инновационных решениях, а также воплотить их в жизнь.

Константин, с чего все начиналось?

Мы понимали, что брать на аутсорс IT-компанию неэффективно. Поэтому решили создать in-house отдел разработки IT-продуктов. Изначально он состоял из двух программистов, которые работали только для украинской практики. Сейчас работает команда из пятнадцати человек: разработчики, которые пришли из бизнеса и IT-компаний с опытом реализации разных проектов, специалисты в машинном обучении, тестировщики, дизайнеры интерфейсов и другие специалисты. Мы реализовываем проекты и создаем программные продукты для департаментов KPMG в СНГ, а также постепенно выходим на внешний рынок в Украине.

Каким образом технологии помогают компаниям трансформироваться?

Я бы сказал, что технологии помогают компаниям не только трансформироваться. Они улучшают существующие бизнес-процессы, минимизируют вероятность человеческой ошибки, а также сокращают затраты. Например, недавно мы выиграли проект по автоматизации процесса расчета себестоимости для крупной международной компании. До этого процесс расчета занимал несколько недель, проходил, в основном, с использованием Excel, данные которого обрабатывал и анализировал отдельный сотрудник. Мы предложили автоматизировать этот процесс с помощью так называемого робота (софта). Причина, по которой компания выбрала нас, – это экспертиза наших налоговых консультантов в комбинации с IT-разработкой. Такое небольшое изменение станет шагом к трансформации всего бизнеса: сократит затраты на оплату услуг консультанту, который делает это вручную, ускорит процесс обработки данных и расчета затрат, минимизирует возможные ошибки, связанные с человеческим фактором, – это только некоторые изменения, которые компания прочувствует в ближайшем будущем.

Как понять, что компании нужны инновации?

Прежде чем внедрять новые технологии, нужно быть уверенным, что вашей компании нужны инновации. Как это определить? Провести внутренний аудит бизнес-процессов, проанализировать процедуры и направления в компании – не помешает. Но лучше начать с простого упражнения. Посмотрите на своих сотрудников, команду – если у них потухший взгляд, безразличие к работе, нежелание расти и развиваться вместе с компаний, то сейчас – лучшее время меняться. Технологии и инновационные решения – это как глоток свежего воздуха. Внедрив их, можно переосмыслить существующие процессы, определить направления, которые стоит трансформировать. Дальше надо провести внутренний аудит бизнес-процессов и определить «болевые точки» – это один из самых сложных этапов. Но, проделав такое домашнее задание, вероятность, что вы пойдете не в правильном направлении, будет сведена к минимуму.

Какие первые шаги на пути к диджитализации сделала ваша компания?

Мы начали с того, что наняли одного программиста в отдел налогового и юридического консультирования в Украине. Перед ним стояла задача написать CRM-систему, которая будет работать, учитывая специфику нашего бизнеса. Когда мы увидели первые результаты, начали разрабатывать систему целеполагания. На тот момент в KPMG работал инструмент, но процесс постановки целей не был достаточно эффективным и понятным. Существующая система работала медленно, интерфейс был устаревшим. Поэтому мы написали систему постановки целей с нуля, взяв за основу методологию SMART (S.M.A.R.T. является аббревиатурой, расшифровка которой: specific – конкретность, measurable – измеримость, achievable – достижимость, relevant – актуальность, time-bound – ограниченность по времени).

Потом мы разработали и внедрили интеллектуальную базу знаний – Knowledge Cloud для департамента по оказанию налоговых и юридических услуг в СНГ. Основная задача системы: помочь фирмам – членам сети KPMG предоставлять услуги клиенту в сжатый срок, опираясь на опыт релевантных проектов и практику других команд.

Как найти агентов изменений в компании и объединить сотрудников для достижения единой цели?

Четыре года назад, когда я приехал в Украину, у меня не было ни команды, ни клиентов. Мне необходимо было быстро впитывать знания по HR, маркетингу, ведению переговоров, продажам и другим аспектам, чтобы эффективно выстроить это направление. Я понимал, что сделать это самостоятельно сложно, мне нужна команда единомышленников. Так я начал искать своих «агентов изменений». Когда в команде было пять человек, направлять и объединять их было несложно. Но, когда бизнес стал расти, а вслед за ним увеличиваться команда, нам необходим был инструмент видения общей картины, который бы объединил сотрудников для достижения единой цели. И мы его создали.

Каким образом разработанный софт позволяет автоматизировать процесс?

Эта система помогает поставить четкие, реалистичные и достижимые цели, которые можно изменять, обсуждать и утверждать со своим руководителем в режиме реального времени. Руководителям система дает возможность убедиться, что все цели их сотрудников согласованны и соотносятся с бизнес-целями компании.

 Как проходило внедрение системы у вас?

Люди не всегда положительно воспринимают изменения. Это не означает, что они против развития. Просто склонны к предвзятым представлениям о том, как должен «работать» этот мир. Когда все четко вписывается в заданные рамки, возникает ощущение безопасности. Поэтому, разрабатывая систему постановки целей, мы, в первую очередь, делали ставку на миллениалов. Будущее – за молодым поколением, так как именно эти ребята не боятся ставить амбициозные цели. Мы хотели превратить постановку целей из формальности в fun (веселье – ред.). Поэтому мы внедрили так называемые social features: каждый сотрудник может поставить like/dislike цели своего коллеги. В результате, сотрудники стали объединяться в команды, для них постановка целей – это как мини-соревнование.

Если говорить в реальных цифрах, выручка отдела и количество сотрудников за два года использования системы выросли в несколько раз. Изначально разработанный нами софт должен был решить задачи одной из групп в украинской практике, а сейчас работает и в других странах СНГ.

 Что компании делать, если есть желание меняться, но нет понимания, как это сделать?

Для начала, можно попробовать собрать группу самых прогрессивных сотрудников с «горящими глазами». Среди единомышленников можно определить самые критические направления, в рамках которых можно протестировать внедрение инновационных решений. Если же компания не знает, с чего начать, и «застопорилась» на этапе с идеями, то стоит обратиться за помощью.

Мое убеждение, что инновации – это то, что сейчас жизненно необходимо любому бизнесу. Компаниям необходимо меняться, бросать вызов неблагоприятным рыночным условиям, не стоять на месте.