Только упорный труд делает человека успешным

Искусство работы ректора состоит в том, чтобы найти общий знаменатель для университетских амбиций, науки, бизнеса и даже духовной составляющей. Практически, 10 лет Леонид Васильевич Губерский организовывает траекторию сбалансированного развития одного из лучших вузов страны – КНУ им. Т. Шевченко. За время его ректорства университету удалось определить свои точные координаты на карте мирового образования, а также приумножить престиж заведения на родине. В интервью для Strategic Business Review Леонид Васильевич рассказал о новых течениях, которым следует вуз, сложностях в своей работе и своих победах над ними.

Леонид Васильевич, вы уже почти 10 лет ректор КНУ им. Шевченко. Какие цели вы ставили перед собой, и чего удалось достичь за это время?

Что такое 10 лет… Такие учреждения, как этот университет, вечны. Меняются правители, ректоры, уставы, а университеты остаются носителями знаний, науки и духовности. Быть ректором подобного учреждения и держать эту высокую планку не просто, так же, как и поднимать ее все выше и выше.

На эту должность я попал волею судьбы, заранее подобного развития карьеры не планировал. В университете работаю всю сознательную жизнь, поступив когда-то студентом на первый курс. Был и проректором по учебной работе, и директором института международных отношений, а в 2008 г. указом Президента Украины был назначен и.о. ректора. В том же году коллектив Университета избрал меня ректором, подтвердив избрание и на выборах ректора в 2015 г. Когда это произошло, я понял, что должен сделать все возможное ради развития и могущества университета, давшего мне путевку в жизнь.

Посему самое пристальное внимание мы уделяем сейчас кадровой политике: мы формируем преемственность поколений, стремясь при этом сберечь то, что в университете уже есть. Постоянно идет работа в направлении укрепления материально-технической базы, ведь это тоже имидж университета. Но, знаете, в центре нашего внимания всегда остается человек, который учится и работает в университете. Это означает заботу о нормальной психологической обстановке в коллективе.

 КНУ им. Шевченко всегда очень собой гордился, был самодостаточным, но и несколько замкнутым. Как сейчас глобализация повлияла на жизнь и работу университета?

Да, мы о себе всегда думали и думаем очень хорошо, и заслуженно. Но сейчас важно также то, что о нас думают в мире, каково наше место в международной классификации, какого о нас мнения работодатели, в конце концов.

Мир развивается, и качество образования нужно повышать: вводить новые курсы и спецкурсы, дисциплины, специальности и специализации, открывать факультеты, институты и прочее. В общем, все, что сегодня востребовано обществом и нужно государству. А кроме этого, нужно еще и наращивать объем и качество собственных исследований. Университет ничто без науки. У нас сотни научных сотрудников, разрабатывающих темы важные не только сегодня, но и завтра. С другой стороны, работая в государственном учреждении, нужно заниматься, прежде всего, не тем, что удовлетворяет твой личный интерес в науке, но тем, что нужно стране. Необходимо демонстрировать свои достижения на мировом уровне.

Как бы хорошо о нас ни говорили в Украине, ориентироваться нужно на оценку мирового научного сообщества. Раньше украинские университеты, и мы в том числе, не уделяли большого внимания этому вопросу. Были сами по себе абсолютно уверены в том, что мы и так выдающиеся. Нас все знали, нам было чем гордиться, в том числе, и выдающимися учеными – выпускниками университета. А в это время в мире сформировалась система классификации университетов по определенным критериям. Среди них – качество образования, научные исследования, оценка выпускников работодателями, обучение иностранцев и наличие преподавателей из других стран. Все это составляет академическую репутацию университета и определяет его место в мировой классификации. Фактически, только 5 лет назад мы вплотную занялись тем, как нам представить себя в этой классификации, как показать все наши преимущества, достижения и наш уровень.

В общем, за это время университет уже вошел в три мировых рейтинга: QS, TimesHigherEducation и в предметный отдел по математике знаменитого Шанхайского рейтинга. Это означает, что качество образования в нашем университете соответствует международному. Нам удалось построить такую систему менеджмента, которая позволяет достигать высоких качественных результатов, а значит – университет имеет перспективы не только в Украине, но и за ее пределами.

guberskiy1

Как планируете конкурировать с глобальным рынком образования? Как известно, в этом году за границей поступили десятки тысяч абитуриентов.

Только качественное образование позволяет конкурировать с университетами европейских стран, Азии и США. Других способов нет.

Сегодня много говорят о миграции украинских абитуриентов в Польшу, Чехию или страны Балтии. Замечу, что, поступая в восточноевропейские университеты, абитуриенты нередко выбирают не качество образования, а социально-экономические условия жизни. И вот это мы стараемся объяснять поступающим, работая со школьниками и их родителями. Мы говорим, что полученное в нашем университете образование соответствует мировому уровню, и убеждаем развивать собственную страну, а не чужую. Во многом это у нас получается.

Мы всегда гордились своими международными связями. Сегодня у нас более 220 университетов-партнеров во всем мире. Ежегодно более тысячи студентов выезжают туда по разным формам обмена. Экономическая мобильность набирает обороты. Все это тоже очень важно, это формирует имидж и университета, и государства.

С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей работе?

Я бы выделил два аспекта: с одной стороны, мы попали в мировой экономический кризис, на нашей земле идет война, и все это сказывается на материальном благополучии университета и его сотрудников. С другой стороны, – сложнее всего трансформировать психологию людей, чтобы они были реальными участниками процессов обеспечения качества образования, исследований и инноваций. И вот именно наличие хорошего морально-психологического климата в университете позволяет нашему коллективу преодолевать материальные и иные сложности.

Государство всегда поддерживало наш университет, так же, как и несколько других ведущих вузов. Зарплаты у нас выплачиваются регулярно, стипендии студентам, аспирантам и докторантам тоже. Но, если задуматься о перспективах развития университета, то, конечно, желательно, чтобы финансирование значительно увеличилось. Для развития науки нужно новейшее оборудование, ради него, кстати, часть наших молодых ученых уезжает за границу.

Я много путешествую и встречаюсь с нашими преподавателями, студентами и аспирантами, работающими в других странах. На вопрос о том, что именно их там удерживает, многие отвечают: хочу воспользоваться оборудованием, которое есть здесь, и получить результаты, а потом уже можно вернуться домой. А хорошо бы, чтобы эти ребята свои знания и образование применяли в Украине, для этого и нужна новейшая техническая база.

Мы понимаем, что государству сейчас трудно, но, одновременно, хотелось бы, чтобы несколько ведущих университетов страны получали поддержку на порядок выше. Ведь не все же вузы занимаются наукой, не везде есть такие кадры, как, к примеру, у нас.

Многие работодатели критикуют современное образование. Говорят, что после университета приходит работать молодежь, которую всему нужно учить с нуля, и что институты учат по программам, которые явно устарели. Почему так происходит и какие тенденции в современном образовании?

Для такой критики есть основания – учебные программы многих украинских университетов отличаются чрезмерным академизмом, направленностью на теорию… Для преодоления этих недостатков наш университет тесно сотрудничает с работодателями: мы приглашаем их к участию в совершенствовании учебных программ, проверке навыков и компетентностей студентов и выпускников. Мы проводим мониторинг рынка труда, исследований профессиональной подготовки, практических склонностей работников той или иной отрасли. Кроме того, сотрудничаем с ведущими отечественными и зарубежными экспертами в образовании и трудоустройстве, привлекая их к составлению внутренней системы обеспечения качества.

Что касается тенденций, то они традиционны: доминирование желающих обучаться на социогуманитарных специальностях по сравнению с естественно-научными и инженерными; недобросовестная конкуренция на рынке образования и труда; отток талантливой молодежи за границу. На своем уровне мы всеми силами пытаемся решить эти проблемы. Отмечу, что эти проблемы стоят и перед европейскими или североамериканскими университетами. К примеру, они дают стипендии студентам именно естественно-научных либо инженерных специальностей, куда местные ребята неохотно идут на учебу.

Иностранные вузы практикуют дистанционное онлайн-обучение. Есть ли в планах такой формат у КНУ им. Шевченко?

Мы используем подобные технологии, но, в основном, в социогуманитарных специальностях. Конечно, виртуально можно побывать и в лаборатории, но получить при этом полные навыки проведения, скажем, химического синтеза – вряд ли. Но и здесь мы используем интерактивные онлайн-курсы. Такой подход успешно применяется в магистратуре, а на уровне бакалаврата важно непосредственное общение преподавателя и студента: в аудитории, лаборатории, библиотеке. Только так можно получить качественный результат. Дистанционные технологии должны дополнять живое общение. Как пример, скажу, что известная украинская платформа Prometheus начиналась в стенах нашего университета, а ее основатель Иван Примаченко – выпускник и аспирант нашего исторического факультета.

Сейчас наблюдается тренд на обучение в течение всей жизни – lifelong learning. Как университеты перестраивают свои учебные программы в соответствии с этим трендом? Что предлагают выпускникам?

Если говорить откровенно, то ничего нового в этом принципе нет. Скажем, 50 или 30 лет назад каждый преподаватель раз в 5 лет должен был пройти повышение квалификации, как и каждый врач, учитель и строитель. Но сегодня мы живем в быстро меняющемся, динамичном мире, человек должен не только осваивать знания, но также уметь их получать и применять – это и есть обучение в течение всей жизни. Мы предлагаем такие программы в нашем институте последипломного образования и на основных факультетах. К слову, учебные программы ИПО пользуются очень большой популярностью, подтверждая правильность избранной стратегии развития университета.

При КНУ им. Шевченко работает бизнес-школа, где можно получить бизнес-образование. Как она готовит руководителей к современным вызовам?

Как и другие бизнес-школы, она направлена, прежде всего, на изучение практического опыта, конкретных кейсов ведения бизнеса. Она пока молода, но ее выпускники отмечают очень хороший уровень подготовки и адаптации к практике.

Конечно, мы ориентируем бизнес-школу на новые тренды – планируются программы и модули в сфере управления IТ-бизнесом, медицинским бизнесом и т.п.

Какие форматы бизнес-образования наиболее востребованы?

Сегодня становятся популярными и востребованными краткосрочные курсы и модули, ведь деловому человеку чаще всего невозможно выделить год или два чистого времени на учебу.

Как, на ваш взгляд, изменится бизнес-образование через 10 лет?

Убежден, что появятся новые специальности бизнес-образования, скажем, тренер по распределению времени, специалист по использованию нейронных сетей в бизнесе и т.п. Одновременно останутся востребованными и традиционные менеджерские предметы.

О чем мечтаете в профессиональном плане?

Моя мечта – чтобы процветал наш родной университет, чтобы был привлекательным для украинских и иностранных студентов, преподавателей и сотрудников.

Каково ваше жизненное кредо?

Только упорный труд делает человека успешным; всегда поступай по совести; уважай людей – вот эти простые аксиомы являются моим кредо. Еще я не терплю предательства и не боюсь рисковать.

Текст Елена Ушакова

 

Добавить комментарий