pashaver

Человек нового времени

Постиндустриальные перемены шокируют нас так же, как прогресс средневековых крестьян. Зарождение цифровых средств коммуникации и появление цифровой экономики форсировали процесс переработки знаний. 

В дальнейшем ускорение всех сфер жизни приведет человечество в состояние постоянных перемен, а стабильность станет исключением. Сам человек также изменится, станет другим, новым. Ему придется развить целый ряд качеств, первое из которых – креативность, умение постоянно что-то выдумывать. Кроме того, он должен будет быстро на все реагировать, адаптироваться, быть решительным, склонным к риску и устойчивым к неопределенности.

Что касается изменений его общечеловеческих черт, то однозначного видения, как это произойдет, пока нет. Неизвестно, будет ли новый человек добрым и жалостливым или нет, зато известно другое: у него изменятся требования к политике. Старому типу элиты придется уйти, и страсти вокруг олигархов канут в прошлое. Но куда тогда денутся нынешние индустриальные магнаты и старательные работники, которые не привыкли к постоянным изменениям? Скорее всего, перейдут в маргинальную сферу.

Социальная пропасть

Раньше человек был работником, а в будущем станет потребителем. Количество предположений о том, каким будет новый мир человека-потребителя, зашкаливает. Я хочу выделить общие черты всех прогнозов, те, которые окажут несомненное влияние на социальную среду. Основных особенностей нового человека-потребителя несколько.

Первое ­– сменится пирамида его потребностей. Фундаментальное качество человека – стремление к накапливанию собственности существует, пока существует собственность в широком смысле слова и гарантия ее безопасности. Но, если мир изменится настолько, что все, что пожелаешь, можно будет получить быстро и легко, то останется ли у человека потребность в собственности или изменится отношение к ней? Если да, то новый человек будет сильно отличаться от современного с социальной точки зрения. Эксперты утверждают, что стремление к накапливанию социальных благ заменит стремление к накапливанию впечатлений, они превратятся в главную страсть. Вероятно, так и будет, и впечатления в какой-то момент смогут заменить реальность, но пофантазируем тогда на пикантную тему: возможность влиять на человека и его первичные инстинкты достигнет уровня, когда он сможет получать удовольствие и наслаждение неестественным путем. При таком развитии событий, рождение детей и получение удовольствия разделятся, а семьи будут формироваться по совершенно другим признакам – серьезная социальная перемена.

Другое важное качество человека – это его принадлежность. Все мы принадлежим к чему-то большему, чем мы сами. Но, если получать информацию и впечатления из всемирных сетей, которые не являются носителями какой-либо принадлежности, то сила влияния этого качества на человека сильно ослабеет. Речь идет о принадлежности к таким институтам, как страна, семья и референтные группы. В результате подобных изменений, государство как явление значительно потускнеет. Вместо него появятся четыре группы.

Первая группа – это победители с мощными инновационными центрами. Скорее всего, именно они будут управлять миром. Сформируется глобальная Силиконовая долина. Вторую группу можно назвать сообществом продвинутой обслуги. В нее войдут благополучные сообщества, те, которые будут, условно, производить полуфабрикаты для первой группы и обслуживать ее. Третья группа включит в себя производителей традиционных продуктов, без которых человечество все равно не обойдется. Четвертая – неудачники, которые так и не смогли устроиться. Внутри групп также возникнет деление на сообщества со своей иерархией, а значит, конфликты неизбежны. При этом новая мировая война маловероятна, так как у человечества уже накоплена масса механизмов, предотвращающих взаимоуничтожение.

Компромисс как кризис

Переход к новому укладу будет долгим, шокирующим, некомфортным и может длиться столетиями. Как при этом изменятся ценности? В свое время обновленные ценности агрессивного и активного европейца позволили ему забрать себе весь мир, но и они уже отжили свое. У современного европейца в основных ценностях – терпимость, компромисс, стремление освободиться от навязанных ему обязанностей. Свобода для него – это позитивный моральный культ. Такой переход от мобилизованного европейца к европейцу, который больше всего печется о своей безопасности и комфорте, я рассматриваю как кризис. Дело в том, что он привел к смешению фундаментальных различий между уродством и красотой, миром и войной, истиной и ложью.

Смещение в сторону тотального уважения всех взглядов, какими бы разными они ни были, является свидетельством кризиса нынешней европейской этики и морали. Выход из этого кризиса может быть таким же, как во время эпохи Возрождения. Тогда пришел Лютер и предложил новую этику, которую за несколько десятилетий приняла половина Европы, а для тех времен такая скорость просто невероятна. Другими словами, современный кризис этики и морали приведет к возникновению новых и этики, и морали. Я не знаю, кто их породит: один человек или группа людей. Если группа, то будет ли она религиозной или основанной на новом социальном слое? Этого не знаю, но уверен, что новая этика позволит европейцам сохранить первенство в мире. Говоря так, я не имею в виду географическое определение, я говорю о европейской цивилизации.

Человеческий переплет

Существует мнение, что все последовательности развития событий – условны, а на самом деле они переплетаются и текут непрерывным общим потоком, в то время как разнообразные изменения просто накапливаются. Эти изменения могут быть как техническими, так и социальными, политическими, научными или культурными. Они незаметно формируют у человека новые требования к жизни и ценности. Все это происходит очень долго, но с изменением ценностей у людей возникает потребность изменить и правила жизни: законы, традиции, понимание того, что хорошо, а что плохо. Все это в совокупности и приводит к этапам развития человечества.

Александр Пасхавер, экономист, член-корреспондент Академии технологических наук Украины