Ни одна сфера жизни не обходится без коммуникации с другими людьми. В бизнесе, когда наемных работников может вообще не быть, присутствует общение с партнерами и с клиентами. Человеку в наш век довольно сложно быть изолированным от социума. И очень часто именно от коммуникации между людьми зависит дальнейшее эффективное развитие самого бизнеса. Для бизнесмена важно понимать, кто на него работает, кто его партнер по бизнесу, кому он доверил свою безопасность или финансы.

Современные бизнесмены, стремящиеся к экспансии и расширению своего дела, стараются внедрять в деятельность своих компаний не только последние новинки техники, инновационные идеи в маркетинге или новые виды рекламы, но и уделять особое внимание обучению своего персонала, его подбору и внутренним ротациям. В бизнесе необходимо точно знать, с кем вы имеете дело изначально, еще до того, как человека принимаете на работу или подписываете с ним договор о сотрудничестве. Точная оценка личностных качеств человека позволит сэкономить время на его обучение и адаптацию, создать гармоничные взаимоотношения в коллективе, максимально использовать деловой потенциал сотрудника.

 Желаемое – за действительное

Часто люди выдают наружу ту модель поведения, которая востребована обществом, но при этом не проявляют свои истинные мотивы и ценности. Довольно редко сейчас встретишь резюме при приеме кандидата на работу, в котором не написано о «высокой стрессоустойчивости, креативности и работоспособности». На самом же деле, у кандидата и близко нет описываемых им качеств. В резюме прописываются те шаблоны, которые повышают шансы пройти собеседование. Сам прием на работу больше напоминает прохождение некоего «квеста», когда на поставленные вопросы кандидат знает, как необходимо отвечать, чтобы понравиться работодателю. В качестве перестраховки и безопасности можно проверить анкетные данные человека о его стаже, образовании или пройденных курсах. Но для определения личностных характеристик кандидата используют разного рода психологические, соционические тесты и методы психодиагностики. Одним из самых валидных (точных) методов психодиагностики является графология.

Графологический метод психодиагностики хорош тем, что он позволяет быстро и точно показать сильные и слабые стороны кандидата. Чаще всего, заказчика данной услуги интересуют скрытые негативные стороны сотрудника или партнера по бизнесу, чтобы понимать, откуда ждать подвоха. Позитив и так весь расписан в резюме, либо дан в чьих-то рекомендациях, а вот понимать оборотную сторону медали позволит экспертная оценка графолога. Чтобы «не покупать кота в мешке» или понимать, с кем имеешь дело до того, как «сядешь с ним в одну лодку», лучше вначале проанализировать почерк.

Графология не даст информацию о том, насколько хорошо человек знает 1С, владеет офисными программами или разбирается в рекламном рынке. Но благодаря анализу почерка можно сказать, как быстро человек обучается и принимает решения, насколько у него выражены творческие способности. Графологический метод больше направлен на оценку личностных профессиональных качеств человека. По почерку можно понять, насколько человек стремится к развитию и реализации или банально ленив, насколько он действительно умеет действовать в отрицательных и стрессовых сценариях или сбежит при первой опасности, насколько он опасен как скрытый идеолог или карьерист. Еще одно неоспоримое качество графологии – это абсолютная конфиденциальность самой процедуры. Другими словами, если надо, то человек совершенно не будет знать, что его образец почерка подвергнут графологическому психоанализу.

 Успешная кампания

Сейчас мало кто знает о графологии. В свое время этому немало «поспособствовал» Иосиф Сталин. Понимая, насколько точную информацию о характере человека может дать опытный графолог, он не только тщательно скрывал свой почерк (даже сейчас, в эпоху интернета, экземпляров его почерка не так много), но и дал указание объявить графологию лженаукой и истребить всех графологов. Его кампания оказалась довольно успешной, ведь на сегодняшний день графология как методика психодиагностики человека не только перестала широко использоваться на постсоветском пространстве, но и само слово «графология» забыто людьми и уже мало о чем им говорит. Для сравнения, в том же Израиле или Франции при приеме на работу кандидата просят переписать фрагмент текста от руки. При этом, чтобы не было сомнений, указывают, что анкеты без этого текста не будут приниматься во внимание.

Звук – написание – характер

При графологическом анализе, как и в других профессиях, многое зависит от школы, квалификации мастера и метода «вытягивания» информации. Довольно сильная и популярная израильская школа Инессы Гольдберг. Инесса была первая, кто смогла поставить графологию на поток обучения и подтянуть под нее научный метод. Хорошо зарекомендовали себя и отечественные графологические школы. Одним из самых известных является графологический метод Владимира Тараненко.

Кто-то работает по подписи, кто-то работает с общими аспектами почерка (размеры, сцепка, наклоны, острота букв и прочее). В методике Владимира Тараненко информация берется из взаимосвязи «звук-написание-характер». Человек через движение руки кодирует то, как он воспринимает окружающий мир. Через восприятие внешнего мира человек себя познает. Важно понимать, что характер человека не есть оторванное явление от окружающего мира. Характер человека – это неотъемлемая часть взаимодействия человека с миром. Уже в древности люди пытались передать на камне то, что слышали. Потом пошли в использование деревянные дощечки, пергамент и бумага. Материал не важен, главное – это было стремление благодаря движению руки проживать то, что слышишь. Для древнего человека (эпоха Парменида, Гераклита и Анаксимандра) мир, речь, движение и он сам были неразрывными явлениями.

По тому, как пишет человек определенные буквы, и будет понятна его реакция на тот или иной вид коммуникации. Например, по написанию буквы «р» можно предположить модель поведения человека в опасных и стрессовых ситуациях. По варианту написания буквы «д» можно сказать о его деловых качествах как потенциального сотрудника. По вариантам написания буквы «в» можно сделать прогноз об амбициозности и властности человека. Каждая буква основывается на звучании, и в зависимости от написания, человек вкладывает туда свою личную проекцию и свое отношение.

При анализе почерка очень важна семантика того текста, который анализируется. Ведь разница огромная, когда человек пишет служебную записку начальнику, любовное письмо или расписку для получения кредита в крупном размере. И для опытного графолога именно в этих нюансах будет лежать главная и ключевая информация. По почерку в записке можно определить, что начальника боятся и подсиживают, в «любовном» письме и речи нет о любви, а в расписке изначально вкладывается стремление не возвращать долг. Так что иногда графологию в бизнесе можно использовать как детектор лжи. Но это – уже высший пилотаж!

Григорий и Ирина Семчуки, основатели тренингового центра «Мастерская визуальной психодиагностики»

Добавить комментарий