Конкурентное преимущество

О нем достаточно много говорят и пишут на Западе, пытаются оценивать и внедрять в бизнес-практику высокотехнологичных компаний и компаний с высокой добавленной стоимостью. Это – интеллектуальный капитал. В Украине указанные тенденции пока прослеживаются значительно реже. Почему так происходит? Есть ли у этого концепта будущее в нашей стране, и если да, что нужно сделать, чтобы изменить бизнес-подходы современных украинских компаний?

Предпосылки идентификации
Интеллектуальный капитал (ИК) – это совокупность управленческих решений по созданию и управлению знаниями, человеческим потенциалом как основными активами компании с целью построения долгосрочного конкурентного преимущества.
Существуют две основные предпосылки, почему стоит создавать ИК.
1. Мы все осознаем, как ускорился ритм жизни и ведения бизнеса. Изменения происходят непрерывно. Новые технологии в производстве, услугах, управленческих подходах и решениях, технологические прорывы – обыденная реальность сегодняшнего дня.
2. Все повторяется, и ни один продукт или технология не остаются уникальными на протяжении продолжительного времени. Все копируется, воспроизводится в т. ч. с использованием неэтичных и незаконных методов промышленного или управленческого шпионажа.
Как же тогда современным компаниям выжить и обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество? Ответ на этот вопрос и находится в плоскости создания и управления ИК. А именно, компании нужно создать команду и среду, которые обеспечат непрерывные инновации, будут всегда на шаг впереди конкурентов.
Итак, вновь две ключевые составляющие: команда и среда. Важна именно совокупность одного и другого. О необходимости формирования правильной команды сегодня не говорит и не пишет только ленивый. Однако, даже осознавая ценность формирования правильной команды, компании или не готовы, или не имеют достаточно знаний для реализации этого подхода. Неплохие инструменты и ответы на эти вопросы даны в книге E.Herrenkohl How to hire A-Players.

Под средой мы понимаем как систему управления знаниями в компании и во внешней среде, так и систему управления командой. Система управления знаниями обеспечивает общий фундамент, терминологию, трансформацию развития и изменений, а также дает толчок для постоянных улучшений и совершенствований.

Система управления командой ¬– ключевой элемент-связка, который обеспечивает переход от изучения к созиданию, творчеству и беспрерывным инновациям. Все вместе и формирует адаптивность, проактивность, новые идеи, реализованные в продуктах, систему привлечения клиентов, долю рынка и, как следствие, поддержание долгосрочного конкурентного преимущества, а не просто выживания на рынке. Это позволит быть ведущим игроком и даже формировать рынок под свои инновационные идеи.

Посмотрим на это еще глубже. Если компания в стратегической и операционной деятельности использует концепт ИК и сформировала все вышеописанное, она конкурентоспособна на протяжении продолжительного времени, развивает рынок и внешний инновационный потенциал. Компания создает и управляет будущими бизнес-возможностями. В таком случае, размеры бизнеса и его позиция ограничены только видением собственников и топ-менеджеров.

Оценка интеллектуального капитала
О том, как оценка и управление ИК помогают бизнесу решать практические задачи, расскажу на примере проекта, который я реализовала в одной из частных образовательных компаний Великобритании. Основной задачей было обосновать важность ИК и найти методы его отражения в компании, чтобы решить различные операционные и стратегические вопросы.

На первом этапе проекта нужно было подтвердить тезис о том, что между позицией университета в рейтинге и стоимостью компании согласно финансовой отчетности отсутствует устойчивая корреляция. Была проанализирована финансовая отчетность 117 рейтинговых университетов Великобритании. Результаты подтвердили гипотезу, что ни один из факторов, которые формируют рейтинг, не был связан с материальными активами университетов:
— учебные программы, кейсы, преподавательский состав;
— сеть профессиональных контактов;
— заработная плата выпускников университетов;
— время, прошедшее с момента окончания до трудоустройства;
— карьерный рост и др.

Все они являются нематериальными и полностью отражают суть ИК.
На следующем этапе проекта необходимо было описать и оценить ИК одного из университетов и после оценки сформировать управленческую финансовую отчетность, в которой он будет отражен в качестве нематериального актива. Затем, совместно с финансовыми организациями, банками и инвестиционными фондами, были оценены кредитоспособность и инвестиционная привлекательность университета до и после отражения ИК в финансовой отчетности. На основании полученной модели произведена обработка данных еще для десяти университетов Великобритании из рейтинговых отчетов The Guardian. Результаты оценки некоторых из них приведены в табл. 1 и 2.
t1

Как показывает анализ таблицы, после оценки ИК и отражения в финансовой отчетности в качестве нематериального актива операционные расходы снижаются и улучшаются показатели прибыльности компании. В таком подходе ИК продолжительное время используется компанией как нематериальный актив более одного операционного цикла. Таким образом, расходы на его создание капитализируются с последующей амортизацией на протяжении срока полезного использования.

t2
Следовательно, любые существенные изменения в стоимости ИК будут отражены в балансе, а не в отчете о прибылях и убытках. Как и предполагалось, отражение ИК как части нематериальных активов меняет структуру собственного и заемного капитала, даже при неизменной сумме заемных средств, за счет роста доли собственного капитала.

Далее в табл. 3 приведен результат анализа коэффициентов и кредитных рейтингов до и после отражения ИК как части нематериальных активов в финансовой отчетности.

t3
Очевидно, что отражение ИК как части нематериальных активов ведет к росту стоимости активов компании. Другой положительный эффект – в снижении издержек периода и росте операционной прибыли, улучшаются все финансовые показатели, влияющие на кредитный рейтинг компании, повышая рейтинг в среднем на 2-3 позиции. Когда улучшается кредитный рейтинг, появляется возможность получить более дешевые кредитные ресурсы, что, в свою очередь, снижает средневзвешенную стоимость капитала (WACC) и повышает экономическую добавленную стоимость (EVA). Более того, отчетность компании прозрачно отражает суть бизнеса, делая бизнес понятнее и привлекательнее для внешних кредиторов и инвесторов.

Толчок к развитию
Проект показал, что эффект для отдельно взятой компании может быть существенным. И даже целая отрасль получила новый толчок к развитию, когда были использованы подходы раскрытия информации об ИК. Банки и инвестиционные фонды заинтересовались кредитованием отрасли. Государство снизило зарегулированность образовательных компаний, т. к. перестало быть единственным инвестором университетов. Еще один практический результат проекта – это отражение в стратегии британских университетов нового направления по созданию, оценке и отражению ИК. Кроме того, появилась позиция менеджера по управлению интеллектуальным капиталом в организационных структурах и штатных расписаниях учебных заведений.

Тем не менее, не стоит умалчивать о сложности и неоднозначности оценки ИК с целями раскрытия и отражения в финансовой отчетности. Единой методики, по-прежнему, не существует, и даже нет качественных предпосылок ее утверждения в ближайшей перспективе. Любая неопределенность и неоднозначность порождает различное толкование цифр и оценок как настоящего, так и будущего развития бизнеса.

Однозначный ответ о будущем ИК все еще не найден. Однако даже не идеальная, но максимально адаптированная методология оценки может быть использована высокотехнологичными компаниями и секторами с высокой добавленной стоимостью и незначительной суммой основных средств. Используя такой подход, можно улучшить управляемость деятельностью компаний, понимание будущих перспектив бизнесов как для менеджента, так и для инвесторов. Это может стать основой для привлечения необходимых финансовых ресурсов.

Ирина Олейникова

 

Добавить комментарий