Культура съедает стратегию на завтрак

Вечные вопросы, которыми задаются руководители и собственники бизнеса: как достигать большего при меньших затратах; как сделать так, чтобы люди приносили лучшие результаты; как их вовлечь и мотивировать; как улучшить производительность компании. Стандартный метод, к которому все прибегают, чтобы увеличить прибыли, – это уменьшить расходы.

Однако есть альтернативный и неожиданный вариант. Это – развить корпоративную культуру. Она есть в каждой компании, но не всегда ей уделяют должное внимание. А зря! Повысив корпоративную культуру, можно улучшить результаты компании в целом!

Южноафриканский мудрец

Стеф дю Плесси – международный эксперт из Южной Африки по созданию эффективной корпоративной культуры и вовлеченности сотрудников. Он помогает компаниям улучшать итоговые результаты работы. Стеф – один из 31 спикеров мира, кто получил аккредитацию Certified Speaking Professional Global от мирового объединения Global Speakers Federation. Автор методики улучшения результатов компании с помощью инструмента Unwritten Ground Rules (неписаных правил).

Связь культуры и производительности

Я 20 лет работаю с компаниями по всему миру, улучшаю их корпоративную культуру, тем самым повышаю производительность. Моя команда провела опрос среди сотрудников разного уровня и разных компаний о том, как они считают, влияет ли улучшение корпоративной культуры на показатели эффективности компании. Результаты приятно удивили:

  • 91% менеджеров высшего звена думают, что производительность компании повысится на 20%, если улучшить культуру, насколько это возможно;
  • 58% менеджеров среднего звена полагают, что производительность компании вырастет на 50% и даже больше, если улучшить культуру, насколько это возможно;
  • 25% рядовых сотрудников говорят, что результаты улучшатся на 80%, если усовершенствовать корпоративную культуру.

Результаты опроса демонстрируют прочную связь между корпоративной культурой и результатами компании. Как же тогда улучшить эту самую культуру?

Что важнее: ценности компании или личные ценности сотрудников?

В понимании большинства руководителей суть корпоративной культуры выражена в ценностях компании. Но зачастую ценности известны только тем, кто их придумал, плюс еще парочке топ-менеджеров – патриотов компании.

Недавно я попросил одного из топов перечислить ценности своей компании. В ответ на это он взял телефон и ввел в строку поиска браузера сайт компании, чтобы посмотреть, какие ценности у них заявлены. А ведь, по логике, на этих ценностях должна строиться ежедневная работа компании.

В большинстве случаев ценности просто написаны на постерах, в брошюрах и на сайте – только их никто не помнит. А если сотрудники и в курсе, какие ценности существуют в их компании, то улыбаются и опускают глаза, когда речь заходит о них. А причина проста: они далеки от личных интересов ваших работников. Мост через реку Интересы сотрудников – Ценности компании отсутствует, но при этом вы призываете коллег к действию и мотивируете их именно ценностями компании – получается диссонанс.

Официальные правила VS неписаные правила

В компании сществуют два вида правил. Первый – это процедуры, принципы и политики, которые прописаны в официальных документах компании, т. е. это – правила на бумаге. И есть второй вид правил: неписаные правила – восприятие людей того, как «у нас тут» все делается. Это такие себе подсказки для новичков о том, как нужно себя вести в компании. Попробуем разобраться, какие правила действительно влияют на эффективность работы ваших людей.

Когда новый сотрудник приходит в компанию, он обращает внимание на такую ситуацию: «У нас тут нормально опаздывать на совещания». Почему? Потому что этот новичок приходит на первое совещание, а оно начинается позже запланированного времени. И после этого человек понимает, что на следующее совещание можно и не спешить особо.

Когда новый сотрудник приходит на рабочее место, он интересуется несколькими вопросами. Например, сделали ли ему корпоративную электронную почту – тем самым он может сделать вывод, насколько хорошо работает в компании IT-отдел. Далее, знает ли о приходе нового сотрудника коллектив? И сразу становится понятно, насколько эффективно работает HR-отдел. И еще, что говорят в присутствии начальника, а что в его отсутствии? Все эти вещи учат нового сотрудника, как нужно себя вести в компании.

Этот новый сотрудник также пройдет официальную подготовку, где его обучат правилам и процедурам в компании. Другими словами, его обучат тому, как в компании хотели бы, чтобы он вел себя, в то время как неписаные правила покажут ему, как нужно себя вести, чтобы «вписаться» в коллектив.

Именно неписаные правила влияют на культуру в компании, но почему-то о них умалчивают.

5-шаговая модель внедрения неписаных правил

Если вы хотите улучшить результаты компании, вам необходимо изменить культуру в компании, а это можно сделать за счет изменения неписаных правил. Для этого нужно сделать пять шагов.

Шаг 1. Визуализируйте ценности

Проясните сотрудникам ключевые культурные атрибуты, необходимые для будущего успеха компании (или заново подтвердите ценности компании). Например, если одной из ценностей вашей компании является прозрачность, то проясните, какие ключевые культурные атрибуты под этим подразумеваются. К примеру, прозрачность в компании означает:

«У нас тут делятся информацией».

«У нас тут говорят правду».

«У нас тут не боятся задать вопрос, если что-то непонятно».

Шаг 2. Инвентаризируйте состояние культуры

Оцените текущее состояние культуры, идентифицировав неписаные правила в соотношении с существующими ценностями компании, и внедрите улучшения, основываясь на этой оценке. Проведите так называемую «Инвентаризацию неписаных правил». Для этого попросите сотрудников продолжить предложения:

«У нас тут, когда кто-то говорит, что он сделает что-то…»

«У нас тут, когда кому-то нужна помощь…»

«У нас тут, когда что-то идет не так…»

«У нас тут, когда напряжение…»

«У нас тут, когда клиент жалуется…»

Далее вам необходимо проанализировать ответы. Определите, сколько было негативных ответов, сколько положительных и нейтральных. Обратите внимание на самые проблемные точки.

Шаг 3. Обучите персонал

Ознакомьте как можно больше людей, особенно руководителей, с концепцией неписаных правил, поскольку люди могут неосознанно подвергаться влиянию негативных неписаных правил. Обучение людей этой концепции позволит им делать осознанный выбор необходимого поведения.

Шаг 4. Запустите процесс

Промотивируйте людей создавать и ставить в приоритет вдохновляющие положительные неписаные правила, которые связаны с ценностями компании и с помощью которых они характеризируют компанию будущего.

Чтобы создать положительные неписаные правила, вам нужно:

  • обеспечить компании долгосрочный успех в будущем;
  • сделать из компании отличное место для работы.

Когда создаете положительные неписаные правила, подумайте о вашей нынешней культуре: что вам в ней не нравится, и сделайте все наоборот.

Правила необходимо составить так, чтоб их поняли все без исключения сотрудники. Они не должны звучать как официальные ценности компании, которые выглядят красиво, но понятны далеко не каждому.

Шаг 5. Внедрите свои правила

Идентифицируйте неписаные правила и внедрите стратегию для закрепления вдохновляющих положительных неписаных правил.

Концепция неписаных правил обучает сотрудников неосознанно их соблюдать. Со временем это способствует осознанию каждым работником ответственности за культуру в компании.

Материал подготовила Марина Куленко, менеджер по маркетингу и развитию бизнеса KA Group по итогам выступления Стефа дю Плесси

 

Добавить комментарий