Культурный лакмус

Украина не соответствует критериям современной культуры, подобной политики в стране просто нет. Так же, как нет стратегии и понимания, к чему мы стремимся. И это страшно. Когда в аэропорту самолет задерживается на 2 часа, пассажиры идут пить кофе или гулять по Duty free, а когда время задержки неизвестно, они проваливаются в неопределенность. Если бы 25 лет назад, сразу после провозглашения независимости Украины, была выработана социально-культурная стратегия развития, сейчас не было бы таких явлений, как сепаратизм и аннексия территорий.

Последствия бездействия

Все прошедшие годы Украина использовала систему, построенную еще при Советском Союзе, не развивая и не обновляя эту инфраструктуру. Социокультурная сфера не рассматривалась как фундамент полноценной безопасности страны. В результате бездействия, страна, по данным ООН, оказалась «рекордсменом» детского алкоголизма в мире, номером один в Европе по количеству ВИЧ-инфицированных, по смертности от курения и еще по целому клубку социальных болезней. Все это – последствия бездействия и отсутствия вложений в модернизацию, строительство, развитие детского спорта и культуры как таковой.

Складывается впечатление, что Украина проводит только те реформы, которые от нее требует МВФ для выдачи кредитов и ЕС для вступления в союз. Но в этих ультимативных условиях нет самой главной реформы  – гуманитарной. От того, что прокурора пересадят в новый кабинет и выдадут ему новые гаджеты, он не перестанет быть коррупционером. Для этого необходима культурная политика по воспитанию. От того, что милиционера переоденут и назовут полицейским, он не перестанет быть ментом. Для этого нужно заниматься сутью. Начинать с создания литературы, которую бы хотели читать дети, собственной мультипликации и кинематографа, спортивных юношеских школ, которые сегодня находятся на грани исчезновения. Сейчас мы, практически, вплотную подошли к точке невозврата, за которой следует глубочайший культурный дефолт.

Политики не заинтересованы в подобной реформе из-за ее долгосрочности. Изменения займут лет 40, а им нужен быстрый результат. Заниматься людьми – задача сложная.

Экономическая модель искусства

Культура – не попрошайка и не бездна, высасывающая деньги. Она их может приносить, и этому есть масса примеров мирового и местного формата. Музей современного искусства Гуггенхейма в Бильбао – идеальная модель, как музей формирует доходы для целого региона. 21 год назад мэр испанского города с населением в 330 тыс. жителей заключил контракты с известным архитектором Фрэнком Гери и не менее известным нью-йоркским музеем Гуггенхейма, который гарантировал основную экспозицию. Мэру мало кто верил, но он выделил из бюджета €220 млн на этот проект. По его расчетам, музей должен был окупиться уже через 3-4 года, а произошло все вдвое быстрее: уже 20 лет музей ежегодно приносит в бюджет города по €170 млн. То есть, за прошедшее время проект успел окупиться 17 раз.

Заняться строительством музея мэр решил не из большой любви к искусству. Он вывел прибыльную экономическую формулу. Сухая аналитика: в самом депрессивном регионе Испании с невероятным уровнем безработицы и клубком социальных болезней только музей мог решить все проблемы разом.

Сегодня город принимает миллионы туристов, вокруг музея построена масса отелей, обновлена инфраструктура, и даже появился аэропорт. Это всего лишь один из примеров того, как могут работать инвестиции в культуру.

SOS майбутнє

Внешний вид культурных объектов страны – лакмусовая бумага ее состояния. Чтобы обнажить проблемы и начать процесс восстановления, была создана платформа «SOS майбутнє». В рамках этого проекта известные личности и обычные люди, живущие в региональных городах и селах, фотографируются с хештегом #sosмайбутнє на фоне разрушенной инфраструктуры и памятников архитектуры, которых им не хватает. Если люди запечатлят эти объекты, это будет означать, что они в них нуждаются. Таким образом можно привлечь внимание к проблеме и остановить разрушение культурного наследия Украины.

Талантам нужно помогать

Инвестиции в культурные проекты можно вернуть очень быстро за счет активизации внутреннего и внешнего туризма. А это – наполнение местного бюджета, развитие малого и среднего бизнеса, постепенное строительство качественных дорог. Дивиденды будут не только прямыми, но и косвенными. Вспомним Бильбао, там исчезли еще и социальные болезни, у людей появился выбор: сидеть с бутылкой пива на разрушенном стадионе или тренироваться на отремонтированном.

По статистике, из 28 тыс. украинских сел только в 7,5 тыс. есть культурные центры, и то – это морально устаревшие сельские клубы. Подобным населенным пунктам нужно предлагать социально-культурные центры с компьютерными классами и другими кружками для детей, чтобы новое поколение не уступало по развитию городским ребятам. Не в ментальном плане, а в вопросах багажа обучения: у ребят из сел нет физического доступа к социокультурным аттракциям. Это – одна сторона медали, но есть другая. Когда все вокруг исчезает, ни городские дети, ни их родители не хотят ходить в дома культуры. Там нет условий, они им не интересны, эти дома не говорят с посетителями на языке XXI столетия. Сейчас надо заново создавать культуру, модернизировать то, что есть. Людям необходимо помочь увидеть современное искусство, а не довольствоваться только телевизором.

«Министерство культуры Украины» фактически превратилось в «Министерство ликвидации культуры Украины». Оно не развивает и не модернизирует образование. Именно поэтому людям самим нужно быть активными, искать альтернативные пути.

Чтобы украинская культура снова расцвела, необходимо создать механизм, который помог бы развиваться самородкам и гениям. Как говорится: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

Наталия Заболотная, основательница ART UKRAINE foundation

Добавить комментарий