EQIQ

Новая критика чистого разума

Мы не любим сложности и неопределенности. Отсюда желание иметь простое, понятное и единственно верное решение для бизнеса, в стиле «достаточно одной таблетки». В итоге, мы их успешно находим и часто доводим до абсурда хорошие рабочие концепции в попытке сделать из них «панацею».

На мой взгляд, именно это происходит сегодня с концепцией эмоционального интеллекта. Повышение концентрации «гуру инфобизнеса» в теме является объективным маркером роста ее популярности J. Не менее стремительно растет количество интерпретаций практического использования, и, к сожалению, снижается их прикладная польза. Я не претендую на «истину в последней инстанции» и предлагаю свой субъективный взгляд на «два вечных вопроса русской интеллигенции» с акцентом на «что делать» и чего не делать.

Социальный интеллект

Начнем с методологических вопросов, мне как практику ближе трактовка Дэвида Карузо (одного из авторов), чем Дэниела Гоулмена (журналиста и популяризатора). На сегодня изданы книги и одного, и другого, у вас есть возможность составить свое мнение. Плюс, мне представляется более точным с прикладной точки зрения определение социальный интеллект, используемое рядом российских авторов.

В упрощенном виде концепцию эмоционального интеллекта (ЭИ) можно свести к четырем составляющим:

  1. Понимание своих эмоций.
  2. Управление своими эмоциями.
  3. Понимание эмоций других.
  4. Управление эмоциями других.

Даже минуя данные многочисленных исследований (и оценку их объективности), на уровне здравого смысла практическая значимость эмоционального интеллекта в бизнесе особых сомнений уже не вызывает. Однако есть ряд важных «но».

Для чего, а не почему

Нередко можно встретить противопоставление: EQ важнее, чем IQ. Утверждение из разряда «красное лучше, чем треугольное». Концепция эмоционального интеллекта подразумевает осознанный подход к эмоциям, поэтому сложно представить реализацию этой идеи без IQ в «основе». С другой стороны, ЭИ является важной предпосылкой для критического мышления, способности объективно оценивать информацию и принимать рациональные решения. Исследования в области поведенческой экономики полны практических примеров, подтверждающих актуальность этого вопроса.

Далее, важно разделить понятия и приоритетность эмоциональности и эмоционального интеллекта. С прикладной точки зрения более важно не понимание «почему» с вектором в прошлое (эмоциональность), а понимание «для чего» и способность к реализации с вектором в будущее (ЭИ). В первую очередь, понимание и управление эмоциями других, а затем понимание и управление собственными эмоциями. Практический аспект (результат) и акцент на создание ресурсных эмоциональных состояний взамен самокопания в «детских сексуальных травмах» и «клуба встреч истеричных домохозяек». Хотя последнее, безусловно, «затягивает».

Приятное исключение

Кстати, хорошая новость, что практика подтверждает возможность через развитие лучшего понимания других – развитие лучшего понимания себя. Много вопросов вызывает объективность оценки уровня ЭИ. Большинство используемых методик тестирования реально оценивает не столько все составляющие ЭИ, сколько способность логически найти «правильный ответ». Стоит ли говорить о сомнительной практической пользе такого подхода. Одним из относительно «приятных исключений» можно назвать Тест эмоционального интеллекта Мейера — Сэловея – Карузо (MSCEIT). Существует российская адаптированная версия, при этом важна точность интерпретации данных.

Ну, и самое важное «но» ­– целенаправленное развитие эмоционального интеллекта. «Меня терзают смутные сомнения» по поводу развития ЭИ для многих руководителей и сотрудников. Для начала авторский парадокс – нужен достаточный уровень эмоционального интеллекта, чтобы осознать необходимость его развития. Все, круг замкнулсяJ

Кроме того, как вы уже наверняка догадались, процесс развития ЭИ требует и регулярности, и продолжительности. Из опыта, могу утверждать, что для ощутимого практического результата необходима комплексная программа продолжительностью три и более месяцев. То есть, «лихим кавалерийским наскоком» в виде одно- или двухдневного тренинга задача не решается.

Пятый элемент

Из хороших новостей – развитие возможно. Как полезная рекомендация, часто более результативно обучение в контексте – концепция ЭИ в рамках обучения коммуникации, продажам, переговорам, менеджменту, управлению изменениями.

И еще одна вещь по поводу развития ЭИ. В дополнение к четырем ключевым составляющим, считаю важным в явном виде выделить «пятый элемент» – акцент на понимании как меня воспринимают, какие эмоции испытывают другие при взаимодействии со мной, совпадает ли это с тем результатом, который я хотел получить. Именно этот анализ является одной из предпосылок успешного управления другими. Вспомним Козьму Пруткова: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые. Иначе такое бросание будет пустою забавой».

В виде «резюмирующего но», эмоциональный интеллект – не альтернатива, а необходимая составная часть комплексной модели управления. Абсолютно не отменяет владения технологиями ведения бизнеса, а, скорее, является необходимой основой их успешного применения.

Поэтому технологичности, рациональности, эмоциональной интеллектуальности и успеха вашему бизнесу!

Сергей Червинский, управляющий партнер BRIK consulting