Зоопарк вокруг нас

Найджел Риснер – мотивационный спикер по лидерству из Великобритании. Он – десятикратный обладатель премии «Спикер года» по версии Академии СЕО и один из шести спикеров Европы, получивший награду Professional Speaking Award of Excellence. Его книги It’s a Zoo Around Here и Impact Code стали бестселлерами по управлению собой и командой.

 

О классификациях психотипов людей написано немало. Особенно эта тема популярна в управлении командой. Истинный лидер должен уметь разбираться в характерах своих людей и находить индивидуальный подход к каждому из них. Команду можно сравнить с зоопарком, где каждое из животных соответствует типажу человека. А лидер является смотрителем зоопарка, который четко знает, как ухаживать за своими животными.

Зоопарк вокруг нас

Ключевая особенность лидера – это умение хорошо и эффективно коммуницировать со своим зоопарком. Лидер является смотрителем: он должен понимать свой типаж и уметь подобрать правильную коммуникацию к каждому животному, а животные у него всего четырех видов: обезьяны, львы, слоны и дельфины. От правильной коммуникации зависит производительность работы команды. Самыми эффективными командами считаются те, в которых собраны разные люди, но при этом их научили дружно работать вместе. Лидер должен способствовать этому процессу, находя талантам и навыкам каждого самое лучшее употребление. Итак, давайте изучим зоопарк.

Обезьяны

Веселые, готовые поддержать любую идею. Они скажут «да» всем проектам, даже не понимая, как они функционируют. Не сильны в деталях, зато энергии хоть отбавляй. Концентрации их внимания хватает максимум на 30 минут. Несмотря на то, что обезьяны кажутся мегамногозадачными, на самом деле, качественно они могут работать только над одной задачей.

Как коммуницировать? Приветствие с ними должно быть коротким. Шутите с этими людьми. В момент общения от вас должен исходить энтузиазм. Вдохновляйте их. Держите фокус на их идеях, подключитесь к совместному потоку креатива.

Как указать им на ошибку? Никак. Вместо того чтобы говорить, какая ошибка была допущена, попросите их самих найти свою ошибку. Вот тут они со своим креативом пойдут дальше любых других сотрудников.

Как похвалить? Не скупитесь на похвалу. Для обезьян не существует границ в признании. Если вы это делаете посредством e-mail, поставьте в копию всех.

Как высказать критику? Только лично. Будьте готовы к спорам. Используйте технику бутерброда: хорошее – плохое (критика) – хорошее.

Что они ненавидят?Авторитет: не могут слышать, что они что-то для кого-то должны сделать. Ненавидят скучные отчеты и детали.

Львы

Они хотят изменить весь мир. При этом они считают себя на 100% правыми и всех ведут за собой в одну сторону, а если вздумается, то пойдут в другую сторону. Если обезьянам безразлично, куда идти, лишь бы весело было, то львам нужно быть правыми. Они знают все лучше всех. Нельзя их не уважать. Не вздумайте рассказывать им, что надо делать. Вот чайка-менеджмент – это как раз про них. Если обезьяны будут постоянно менять свое мнение, чтобы все были довольны, то лев будет менять мнение исключительно, чтобы он сам выглядел хорошо.

Как коммуницировать? Не тратьте их время попусту. Будьте лаконичными и четко доносите свою основную мысль. Говорите прямо. Вся структура разговора должна выглядеть следующим образом: основные тезисы; далее «я говорю, вы слушаете» и наоборот; и в конце у вас есть 30 секунд подчеркнуть свою главную мысль.

Как указать им на ошибку? Говорите прямо, честно и открыто.

Как похвалить? Делайте это кратко, а то снова подумают, что вы их время зря тратите. Они вам не поверят, если будете преувеличивать. Просто скажите: «Хорошо сделал, молодец! Следующая задача…». Если это через e-mail, просто напишите, насколько хороша была работа льва.

Как высказать критику? Ни в коем случае не делайте это публично. Любая критика должна быть лаконичной и аргументированной. Дайте льву время самому осмыслить критику: он переживет и будет дальше спокойно работать.

Что они ненавидят? Все, что иррационально, некомпетентность, вранье, большое количество деталей, опоздание, несоблюдение договоренностей.

Слоны

Они без ума от огромного количества информации. Если вы даете одну и ту же задачу слону и обезьяне, то слону нужно предоставить все детали, а обезьяне – базовые понятия по пунктам. Слоны – это закоренелые перфекционисты: у них все должно быть идеально, согласно дедлайнам, выстроенному процессу и еще куче пунктов, которые они себе сами придумали.

Как коммуницировать? В деталях – всегда в деталях. Начинайте с них, будьте точны, обязательно подкрепляйте разговор фактами и цифрами.

Как указать им на ошибку? Лично, честно и открыто. Недостаточно просто указать на ошибку, необходимо объяснить, что привело к ней.

Как похвалить? Мягко, приватно, подробно проговорите их вклад. Если через e-mail, не ставьте никого в копию.

Как высказать критику? Только лично. После того, как вы выскажете критику, опишите 2-3 шага, которые слоны должны сделать, чтобы реабилитироваться.

Что они ненавидят? Изменения, указание на их ошибки публично, когда на них кричат.

Дельфины

Дельфины – особенные и миролюбивые. Это – командные игроки. Лев, например, только о себе думает. Обезьяны вообще без понятия, что для них важно, а слоны со своим перфекционизмом пытаются решить, что, в целом, важно в этом мире. Если все животные ссорятся, то дельфин в этот момент делает всем чай. Дельфины настолько не любят конфликтов, что иногда они готовы сказать то, что от них ожидают другие, вместо того чтобы высказать свое настоящее мнение. Дельфины – отличные советчики, они умеют слушать и поддержать.

Как коммуницировать? Говорите тихо, спокойно, мягко. Не забывайте смотреть в глаза. Не бойтесь выражать свои эмоции. Проявляйте неподдельный интерес к тому, что они говорят, и умейте слушать и взаимодействовать.

Как указать им на ошибку? Только лично и спокойно. В разговоре используйте местоимение «мы» вместо «ты» или «вы».

Как похвалить? Мягко и лично. Если через e-mail, то обязательно напишите дельфину о его влиянии на команду.

Как высказать критику? Снова используйте местоимение «мы», даже если вы собираетесь уволить дельфина. Будьте честны и открыты.

Что они ненавидят? Когда на них кричат, не любят изменений, негативную критику на публике, понимание того, что людям безразличны их идеи.

Дорогие ошибки неправильного общения

Если обезьянам не уделять должного внимания, они превратятся в гиен, а это самые худшие животные джунглей – ведь они терроризируют всех и потом же над этим смеются.

Львам нужно признание, личное спасибо: не только команда молодец, но именно лев в этой команде самый большой молодец. Если львы не будут получать этой похвалы, они превратятся в тигров, а тигры вообще едят своих младенцев. Так что только представьте, что будет с вашей командой. Еще хуже, львы могут превратиться в леопардов – очень обособленных животных.

Слоны требуют информацию. Не будете давать этого им – они ее начнут создавать сами. Если вести себя со слонами неправильно, они превратятся в носорогов и будут нагружать и вас, и всю вашу команду тоннами информации – просто вываливать ее на вас. При этом они тоже могут стать одиночными игроками.

Дельфины при неправильном обращении с ними превращаются в акул. Если человек их предал один раз, они дадут ему второй шанс. Но если этот второй шанс не оправдался, и их доверие потеряно, они готовы просто убить этого человека.

И наконец, хотите себе эффективную команду с высоким уровнем производительности, будьте хорошими смотрителями зоопарка: ухаживайте за своими животными и не путайте пищу для них. Помните: львы предпочитают мясо, а обезьяны – бананы, а не наоборот.

Материал подготовила Марина Куленко, менеджер по маркетингу и развитию бизнеса KA Group по итогам выступления Найджела Риснера

Добавить комментарий