Дружба с конкурентами

В нашем мире принято считать, что конкуренты существуют для того, чтобы вести с нами борьбу. Конкурент – это не соперник, а кровный враг. Мы всячески пытаемся скрыть от конкурентов наши знания, элементы успеха и все, что только можно. С другой стороны, отслеживаем их, радуясь малейшей добытой информации. Любим включить ресурс, чтобы ослабить нашего конкурента, и снова очень рады, когда хоть немного это у нас получается. Особенно гордимся, когда удается переманить к себе от конкурента сильного сотрудника. В этот момент мы чувствуем себя героями, такими сильными, умными и очень хитрыми.

А что наши конкуренты? Безропотно теряют свои позиции? Конечно, нет, они делают аналогичные шаги в нашу сторону. И тогда уже мы теряем что-то, эмоционально на это реагируем, злимся и жалуемся, что против нас ведется недобросовестная конкуренция. И так каждый день, год за годом. Иногда так можем увлечься, что забываем о развитии своей компании, своего бизнеса. Не думаем о нашем клиенте, продукте, ценностях… в результате – кругом враги и отрицательный ROE.

А где-то в параллельной реальности существуют другие правила игры. И эта реальность находится не очень далеко, в Нидерландах. Рассмотрим два варианта взаимодействия с конкурентами в этой стране.

Объединение ради экономии

Первый способ называется co-operation, где компании объединяются в некоторых вопросах ведения бизнеса со своими конкурентами. В качестве союза могут выступать ассоциации производителей, ритейлеров и т. д., цель которых – решить операционные вопросы бизнеса, проблемы законодательства, налоговые проблемы. Такое сотрудничество усиливает каждого из участников, решает глобальные вопросы за меньшие ресурсы. Конкуренция при этом сохраняется, конфиденциальность тоже. Открываются только общие «боли». Отрицательный момент – границей системы выступают участники, которые собраны по продуктовому принципу, и работа ведется с существующей проблемой, с симптомами, вместо причин. Речь о превентивных действиях не идет, о завтрашнем дне не думают.

С прицелом на будущее

Cocreation ­– это новый этап развития сотрудничества. Здесь компании уже кооперируются по новым принципам. В объединения могут входить компании из разных отраслей. Главная задача такого союза – это представить на основании трендов, каким будет мир через 5-20 лет. Найти себя в этом будущем мире. Понять, кто будет вашим клиентом? Какие требования будут к вашему продукту? Какой это продукт будет? Возможно, сегодняшний ваш продукт не будет существовать позже, и тогда надо трансформировать бизнес под требования будущего уже сегодня. Уровень доверия между игроками должен быть высочайшим, иначе совместной рефлексии о будущем не будет. При этом, конкуренция остается, но имеет очень профессиональный оттенок. Таким образом, вы получаете совместный успех сегодня и завтра.

Почему же Нидерланды? В ДНК жителей этой страны заложены совместное преодоление сложностей и работа над созданием своего будущего. Связано это с географическим положением страны, ведь практически вся территория находится ниже уровня моря. Одна семья или город не способны справиться с водными потоками в виде каналов, рек. И только объединив усилия, можно управлять водой. Только совместно можно обеспечить свое будущее.

Виталий Верещагин, финансовый директор ДП «Капарол Украина»

Добавить комментарий