Да здравствует Scrum!

Роман Пихлер – немецкий разработчик, один из ведущих экспертов по Scrum и agile-управлению продуктом. Ранее поработав в корпорациях Intel и Siemens, он прошел путь от обычного разработчика до наставника Agile в компании Capital One и сейчас консультирует крупные компании. Кроме того, он написал еще один бестселлер «Scrum – успешное применение Agile-управления проектами) и часто выступает на профильных конференциях.Технология дистанционного гибкого управления продуктом получила широкое распространение на нашем рынке несколько лет назад. За это время Scrum успели полюбить, возненавидеть и даже признать непригодным для отечественного менталитета. Дескать, не готовы наши люди к столь самостоятельному виду деятельности, а Scrum-мастера и вовсе лишние в команде. Хотя зачастую таковыми просто называют обычных менеджеров проекта, оставляя за ними те же функции.

Но если со Scrum-мастером возникают такие разночтения, то как быть с владельцем продукта, который должен сочетать столько разнообразных характеристик одновременно? Об этом – новая книга Романа Пихлера «Управление продуктом в Scrum. Agile-методы для вашего бизнеса».

В книге последовательно рассказывается, кто такой владелец продукта, в чем суть его роли, как он взаимодействует с остальными членами команды, какие типы этой Scrum-роли бывают. В отдельных разделах проанализированы основные направления его работы: описание продукта, работа с бэклогом, написание релиза, совместная работа на совещаниях по спринту. И, разумеется, как стать владельцем продукта.

Ответственность за результат

Автор заявляет, что его книга – не для новичков, а для людей, имеющих представление о философии Scrum, распределении ролей и принципах работы. При этом простота изложения делает ее вполне удобоваримой и для тех, кто открывает для себя новые возможности. Впрочем, после прочтения работы Джеффа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами» пособие Пихлера вы точно прочтете быстрее.

Сначала Роман определяет суть – так кто же такой владелец продукта в системе agile, и чем он отличается от обычных менеджеров? Во-первых, хороший владелец продукта обладает визионерским мышлением: он способен увидеть продукт целиком и на всех этапах его создания и донести это видение не только клиенту, но и команде. Зачастую, владелец выступает как раз на стороне заказчика, будь то внутренний или внешний клиент. Во-вторых, владелец продукта является командным игроком, обладая при этом лидерскими качествами. Как и Scrum-мастер, он склонен к servant leadership (лидерству-служению) по натуре. Но при этом у него гораздо больше власти и полномочий. Ему, в конечном счете, принадлежит результат и ответственность за него.

Стать владельцем продукта

Что происходит, если владелец продукта не обладает достаточными полномочиями, работает удаленно, вовлечен частично, или вообще он не один, а группа людей, – можно узнать из первой части книги и рассмотреть на примерах известных компаний, подкрепленных цитатами их лидеров.

Во второй части автор излагает рекомендации по планированию концепции продукта. Здесь по полочкам разложено все: от общего видения, функциональности и понимания потребностей покупателя – до создания дорожной карты продукта, включая типичные ошибки вроде «Мы-лучше-знаем-что-нужно-клиентам», или пророческого видения. Детально рассмотрены техники формирования видения: прототипирование и макетирование, персоны и сценарии, модель Кано и другие.

В третьей – Пихлер шаг за шагом объясняет специфику создания бэклога. Выявление и описание элементов: структурирование, расстановка приоритетов, определение ценности, взаимозависимости – вплоть до столь же поэтапного описания планирования и проведения спринта. Учтены особенности работы бэклога продукта при масштабировании.

Четвертая часть книги описывает этапы создания релиза с тщательным разбором всех составляющих. Частота и функциональность, диаграммы сгорания, и почему их наличие важно, прогнозирование скорости в релизе и планирование релизов в больших проектах с конвейерной работой, активная роль владельца продукта при этом, и что произойдет, если он окажется в «кресле пассажира».

Пятая часть посвящена проведению совещаний по спринту и совместной работе владельца продукта, членов команды и заинтересованных лиц. Каждая составляющая процесса рассматривается с точки зрения пользы для тех или иных участников процесса – клиента-заказчика, команды Scrum, владельца продукта. В то же время каждому элементу взаимодействия сопутствуют рекомендации, чего делать не надо. Например, превращать совещание по спринту в шоу, используя слайды и презентационные элементы в обсуждении. Такое случается из-за присутствия на совещании не-разработчиков: маркетологов, клиентов, менеджеров других отделов. И наоборот: какую пользу может извлечь для себя заказчик продукта, тихонько наблюдая за рабочим процессом.

Шестая, заключительная, часть книги предлагает рекомендации, как стать владельцем продукта, и с другой стороны – как работать с представителем этой профессии, развивать владельца продукта в своей компании и в смысле человека на конкретной должности, и в качестве должностного института.

Каждая глава завершается вопросами для самоконтроля, которые в сочетании с легким стилем изложения создают впечатление добротного учебника по работе в Scrum. Понятно, как на Хабре. Правда, этот же момент и разочаровывает тех, кто уже имеет личный опыт работы по методикам Аigle. И, да, действительно напоминает книги Майкла Кона и Джеффа Сазерленда. Но с ощутимым акцентом на роли владельца продукта.

Войти в айти

Кому может быть полезна эта книга? В первую очередь, тем, кто хочет попробовать себя в этой должности. В книге хорошо изложено, как воплощается философия работы Scrum в каждой конкретной роли команды, в данном случае – product owner`a. Правда, тут же следует учитывать, что в отечественных командах акценты, зачастую, немного смещены. Владелец продукта сосредоточивается, в основном, на работе с бэклогами и максимальном удовлетворении потребностей клиента. Упомянутое в начале servant leadership в украинских компаниях скорее характеризует работу Scrum-мастера. А владелец продукта оказывается больше на стороне клиента, хотя при этом является членом команды.

Также ценно почитать тем, кто собирается внедрять работу по методологии Scrum в своей компании. Особенно, если вам предстоит руководить этим рабочим переходом и определять кандидатов на роли. Здесь случаются 2 типичные ошибки: путаница в функциях владельца продукта и Scrum-мастера (вот где книга вам в помощь) и невосприятие роли владельца продукта или Scrum-мастера командой разработчиков. Многим в среде программистов знакома шутка: «Давай оптимизируем бюджет проекта: запустим Scrum и прогоним мастера, остальное поделим». С владельцем продукта бывает еще веселее: его путают с двух сторон – и команда, и руководство, которое не всегда правильно понимает смысл «адвоката клиента» в команде разработчиков. И об этом здесь как раз тоже хорошо написано.

Наконец, «Управление продуктом в Scrum. Agile-методы для вашего бизнеса» неплохо прочесть остальным членам Scrum-команды. Во-первых, во избежание путаницы в ролях, во-вторых, – особенно полезно новичкам. В книге пошагово расписано, как разработать видение продукта, распределить процесс создания на этапы, запустить все это и поддерживать, от чего можно отказаться, а от чего – нет.

Читать ли непрограммистам? Да, если вы хотите «войти в айти». Или просто интересуетесь способами взаимодействия с командой. Ведь в целом, любой бизнес – это движение от цели к результату. И часто умение использовать и сочетать разные инструменты становится весьма полезным искусством.

Материал подготовлен при поддержке книжного интернет-магазина Book Zone

Добавить комментарий