Бизнес-образование через 10 лет: технологичное, глобальное и гибкое

Юрий Зеленин 25 лет работает в сфере бизнес-образования. Он стоял у истоков открытия Международного института бизнеса, управлял финансовыми потоками и активами бизнес-школы, включая управление грандом Фонда Джорджа Сороса. Дипломированный бизнес-управленец, учился в бизнес-школах Франции, Ирландии, Великобритании и Канады. Ныне Юрий – исполнительный вице-президент МИБ.

В интервью для Strategic Business Review Юрий Зеленин рассказал об основных трендах в бизнес-образовании, как изменились программы МВА, какие ожидания у бизнеса от их слушателей, а также какие перемены произойдут в бизнес-школах ответ на новые требования времени.

Какие тенденции наблюдаются в украинском бизнес-образовании?

Украинское бизнес-образование стремительно молодеет. Если несколько лет назад возраст слушателей программ МВА составлял 35-45 лет, то уже сейчас в бизнес-школу приходят молодые управленцы и собственники малого и среднего бизнеса в возрасте до 30 лет. Поэтому для такой аудитории мы специально создали адаптированную программу General MBA, которая учитывает особенности поколения Y.

Несмотря на опасения, что дистанционные технологии обучения благодаря быстрому и недорогому доступу к образовательным ресурсам будут доминировать на рынке бизнес-образования Украины, по-прежнему преобладает классический формат программ МВА. И в ближайшие несколько лет для него не будет значимых альтернатив. Утверждаю это, исходя из добавочной ценности программ классического формата, – общение с коллегами-одногруппниками из разных отраслей и с разным управленческим опытом создает среду для прироста эффективных деловых связей и нетворкинга.

Хотя, бесспорно, современные технологии проникают в учебный процесс и влияют на классические программы, которые приобретают черты смешанного (blended) формата. Например, часть учебных курсов, организованных совместно с зарубежными партнерами, проводится в дистанционном формате. Но при этом слушатели группы все равно находятся в учебном классе, чтобы обеспечить живую дискуссию по затрагиваемой проблематике. Ведь в споре рождается истина!

Какие запросы у бизнеса на выпускников бизнес-школ?

Бизнесу нужны практические знания и навыки во всех сферах управленческих компетенций. Современный топ-менеджер должен уметь говорить на одном языке со всеми коллегами или подчиненными – директорами по персоналу, маркетингу, логистике, c финансовыми директорами. Когда управленец компетентен во всех сферах бизнеса, это генерирует операционную результативность, то есть, удовлетворение запросов собственника бизнеса, а также управленческую эффективность, то есть, лидерскую способность организовать и повести за собой свою команду. Это является залогом успешного достижения новых высот в бизнесе.

К счастью, много управленцев из бизнеса готовы делиться своим опытом с молодежью. На программах МВФ нашей бизнес-школы можно услышать такие известные имена, как Н. Васильева (генеральный директор Microsoft Ukraine), Н. Такзей (маркетинг-директор Philip Morris Ukraine), А. Идобаева (Canon Ukraine), Р. Лемещук (СанИнбев, Галнафтогаз). Большинство слушателей начинают применять полученные знания на практике уже в первые месяцы обучения, поэтому очевидно, что при приеме на работу наемных менеджеров преимущество будут иметь те, у кого есть степень МВА, и кто найдет практическое применение полученным знаниям.

Чем ваша школа отличается от других?

Наш институт стал бизнес-школой в 2001 году. Мы делаем акцент во всех наших программах МВА на том, как получить практические инструменты развития бизнеса, как их эффективно применять для роста стоимости бизнеса и увеличения его ценности как в финансовом, так и в социальном аспекте. У слушателей формируется так называемый «менталитет собственника», когда собственник и наемные топ-менеджеры разговаривают на одном языке, используя одинаковый понятийный аппарат. Этому способствуют традиционно сильный финансовый блок в наших программах, а также дисциплины, формирующие так называемые hard skills. Таким образом, знания и навыки, полученные на нашей программе, позволяют любому бизнесу расти и развиваться даже в кризисные времена, потому что, среди прочего, на программах МВА мы учим просчитывать риски, планировать денежные потоки, оптимизировать затраты и бизнес-процессы.

Существенное отличие нашей бизнес-школы также в том, что наши программы МВА первыми на рынке бизнес-образования Украины были аккредитованы Британской независимой организацией Association of MBAs. Впервые это состоялось в 2007 г., и с тех пор соответствие качества программ МВА МИБ мировым стандартам бизнес-образования уже трижды подтверждалось международной аккредитацией этой уважаемой Ассоциации.

В конце 2016 г. мы запустили новый интеллектуальный продукт – бизнес-клуб для подростков BeezCraft. Помимо бизнес-знаний, которые даются детям в увлекательной форме, на программе работают профессиональные психологи. Благодаря анализу индивидуальных моделей поведения подростка во время взаимодействия с преподавателями и друзьями по классу специалисты помогают ученику самоопределиться и найти свое место в жизни. Побывав на занятиях, увидев подрастающих бизнесменов, у меня усилилась уверенность в нашем с вами будущем и перспективах Украины как государства. Главное – удержать этих ребят здесь, в Украине, создать благоприятный бизнес-климат для их инициатив, чтобы они развивали нашу экономику, а не применяли свой интеллект на чужбине.

Изменились ли подходы к обучению в вашей бизнес-школе за последние несколько лет?

Мы стараемся менять содержание в большей степени, чем форму. О причине было сказано выше – нам важно дать слушателю ценность в виде делового общения, нетворкинга. Поэтому мы ежегодно пересматриваем курсы на предмет их актуальности, а также обновляем содержание классических курсов, актуализируем учебные кейсы, приглашаем на программу интересных гостей из украинских и международных компаний.

Если раньше соотношение теории и практики на наших программах было одинаковое, то сейчас теоретическая часть уменьшилась до 30% против 70% знаний, которые можно немедленно применить на практике в своем бизнесе.

Также в дистанционном формате мы начали вести курсы по выбору в нескольких партнерских европейских школах, но для нас это – новая интересная возможность, а не приоритет. Ведь мы действуем в соответствии с нашей миссией, целью которой является воспитание нового поколения эффективных украинских бизнесменов. Именно потому в наших программах мы фокусируемся на курсах, помогающих развивать бизнес в Украине. В то же время, понимая необходимость выхода украинского бизнеса на европейские рынки, мы вводим новые дистанционные учебные курсы в сотрудничестве с иностранными бизнес-школами.

Мы живем во время перемен. Как готовит к этому бизнес-школа?

Бизнес-образование, как и любое самосовершенствование, дает глубинный импульс к изменениям и личностному росту, что немедленно отражается на человеке, его мыслях, поступках, поведении, и как результат, окружении. Мы очень сильно вдохновляемся, когда сравниваем наших слушателей – и взрослых, и подростков – до начала обучения на соответствующих программах, и после его окончания. В большинстве случаев разница – огромна. Так как люди по своей природе ленивы, а обучение занимает много времени и сил, в целом принося дискомфорт и изменения в приоритетности ежедневных задач, наши слушатели, имея соответствующую мотивацию, начинают «бороться с собой». Это – самое трудное, но и самое эффективное средство для изменения себя.

Таким образом, изменения происходят на всех фронтах – человек становится сильнее как личность, ведь он преодолел себя прежнего и стал другим, вышел на новый уровень. Человек становится умнее и увереннее в себе, получая больше практических знаний и компетенций. Он становится ценнее для работодателя, если мы говорим о наемном сотруднике, или он видит новые перспективы развития своего бизнеса, если мы говорим о собственнике. У подростков на программе BeezCraft изменения проявились уже через несколько занятий, о чем мы сразу же узнали от их родителей.

Важно отметить, что все зависит от самого человека, от его внутренней готовности к переменам. Бизнес-школа лишь формирует благоприятную среду, в которой молодые ростки изменений начинают пробиваться сквозь толщу человеческих стереотипов, привычек и жестких установок.

Помогаете ли вы своим выпускникам после окончания учебы?

Мы поддерживаем контакт с выпускниками, гордимся их достижениями, ведь в их успехах есть частичка наших усилий! В разные годы нашу бизнес-школу закончили В. Климов и В. Поперешнюк (совладельцы «Новой почты»), Н. Васильева (генеральный директор Microsoft Ukraine), С. Ронис (владелец Comfy), Т. Середюк (совладелец ресторанов Mafia и BAO), Н. Кобзов (владелец цирка «Кобзов») и более тысячи других топ-менеджеров и собственников украинских и международных компаний.

После окончания учебы мы помогаем выпускникам развивать их бизнес, предоставляя им площадку для делового общения в клубе выпускников МВА, ищем кандидатов на ключевые позиции в их компаниях, приглашая их выступать на наших открытых мероприятиях. Недавний проект, где мы совместно с выпускниками рассказываем об их достижениях и нашей бизнес-школе, – это цикл открытых встреч «История моего успеха». В нем выпускники рассказывают о своем совершенствовании, о роли бизнес-образования и нашей школы в их высоких достижениях. В начале марта текущего года на канале Espresso TV стартовал новый проект «Як розбагатіти з О.Савченко», в эфире которого наши выпускники делятся рецептами успеха, показывая своим примером, что успех, богатство – категории субъективные. Они являются лишь следствием регулярных занятий любимым делом, которому отдаешь все силы и энергию, куда вкладываешь душу, и которое, в итоге, удается развить и капитализировать.

Как изменится бизнес-образование через 5-10 лет?

Оно станет более технологичным, более глобальным и еще более гибким. Новое поколение требует индивидуальных подходов к обучению. Будущее за гибкими программами, адаптированными к потребностям конкретного человека. Но я глубоко убежден, что выигрывать будут те бизнес-школы, которые по-прежнему смогут предоставлять эффективные возможности для живого общения людей друг с другом.

Расскажите об интересных фактах из жизни слушателей программ МВА.

У них за время учебы происходят много изменений не только в карьере, но и в личной жизни. У нас были случаи, когда люди находили себе на программе не только бизнес-партнеров, но и партнеров по личной жизни. Есть истории счастливых браков и рождения детей между сессиями. Был случай, когда слушательница программы Executive MBA Ольга Бундз, совладелица «Львівської майстерні шоколаду», родила ребенка и через две недели приехала вместе с ним на учебную сессию! Мы выделили для ребенка и его няни отдельную аудиторию, которая на время превратилась в детскую комнату для кормления и сна. Это – великолепный пример того, о чем я уже говорил, – когда человек занимается любимым делом, мотивирован, стремится к достижению своих целей, для него не будет преград. Воистину, наши границы существуют лишь у нас в голове!

Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

Мне довелось пережить опыт, ставший очень символичным. Для женщин обыденная картина – наблюдать во время первого УЗИ сердцебиение нового человека весом всего лишь 2 грамма. Но для меня это стало откровением – ведь действительно любой человек начинается с сердца! Взрослея, человек это забывает, но в самом начале пути все люди одинаковы. Поэтому хотел бы призвать всех нас думать и помнить об этом. Я искренне желаю всем, чтобы философия бизнесов, которые мы развиваем, основывалась не только на трезвом рациональном расчете, но и на мыслях, поступках и действиях, идущих от сердца!

Текст Елена Ушакова

Добавить комментарий